Правила вида спорта «Планерный спорт» от «9» апреля 2019 г. № 295
Раздел IV. Пилотаж на планерах
Суть соревнований в пилотажных дисциплинах заключается в выполнении фигур пилотажа на пилотажных планерах.
Для пилотажных дисциплин понятия «упражнение» и «программа» идентичны.
1. Термины, сокращения и определения (для пилотажных дисциплин)
A — средняя оценка за фигуру;
Aresti, OpenAero — компьютерные программы для составления пилотажных комплексов, использующие систему Арести;
FPS, Fair Play System — компьютерная программа, предназначенная для подсчета очков выступлений участников;
CHZ — подтвержденная оценка за фигуру «твердый ноль»;
HMD — система электронного измерения высоты, одобренная CIVA;
HZ — оценка за фигуру «твердый ноль»;
NP — отметка отсутствия нарушений нижнего и верхнего пределов высоты, границ квадрата и правил выполнения отмашек;
PZ — оценка за фигуру «ноль по восприятию»;
К — коэффициент сложности за фигуру;
Квадрат — размеченная на земле зона, обозначающая границы воздушного пространства, в пределах которого должна выполняться программа;
Класс пилотажный неограниченный (Unlimited) — дисциплины, содержащие в своих наименованиях слова «неограниченный»;
Класс пилотажный с ограничениями (Advanced) — дисциплины, содержащие в своих наименованиях слова «с ограничениями»;
Комплекс — последовательность исполнения фигур в упражнении (программе);
ПВП — правила визуальных полетов;
Пилотажный квадрат — район пилотирования, представляющий собой участок поверхности земли или воды, имеющий форму квадрата, как правило, со сторонами длиной 1000 м;
Предельно малая высота — минимально безопасная высота пилотирования;
Система Арести — аэрокриптографическая система для обозначения фигур пилотажа Aresti System (Condensed);
ЭВМ — Электронно-вычислительная машина;
Экстремально-опасное пилотирование — нарушение правил производства полетов, которое может привезти к аварийно-опасной ситуации или к летному происшествию, в том числе нарушение летных ограничений планера, потеря пространственной ориентировки, вывод планера на срывные режимы и так далее.
2. Соответствие наименований спортивных дисциплин и международных наименований (для пилотажных дисциплин)
2.1. Соответствие наименований пилотажных дисциплин из Всероссийского реестра видов спорта и Кодекса ФАИ приведены в Таблице № 8.
Таблица № 8. Соответствие национальных и международных наименований пилотажных дисциплин
№ п/п | Наименование дисциплины в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта | Практика написания наименования дисциплины в протоколах международных соревнований | |
---|---|---|---|
Категория | Программа | ||
1. | Класс пилотажный неограниченный — известная произвольная программа | Unlimited | Free Known Programme (Programme 1) |
2. | Класс пилотажный неограниченный — неизвестная обязательная программа | Unlimited | Unknown Compulsory (Programme 2,4,5,6) |
3. | Класс пилотажный неограниченный — неизвестная произвольная программа | Unlimited | Free Unknown Programme (Programme 3) |
4. | Класс пилотажный неограниченный — фристайл | Unlimited | Freestyle |
5. | Класс пилотажный неограниченный — многоборье | Unlimited | Overall |
6. | Класс пилотажный неограниченный — командные соревнования | Unlimited | Team |
7. | Класс пилотажный с ограничениями — известная произвольная программа | Advanced | Free Known Programme (Programme 1) |
8. | Класс пилотажный с ограничениями — неизвестная обязательная программа | Advanced | Unknown Compulsory (Programme 2,4,5,6) |
9. | Класс пилотажный с ограничениями — неизвестная произвольная программа | Advanced | Free Unknown Programme (Programme 3) |
10. | Класс пилотажный с ограничениями — многоборье | Advanced | Overall |
11. | Класс пилотажный с ограничениями — командные соревнования | Advanced | Team |
3. Директор соревнования (для пилотажных дисциплин)
3.1. Директор соревнования назначается Оргкомитетом соревнования, является его представителем перед ГСК и входит в состав жюри.
3.2. Директор соревнования обязан обеспечить эффективное управление и бесперебойное и безопасное проведение соревнования.
3.3. Директор соревнования имеет право:
- а) назначать, отменять или временно прекращать полеты по программе соревнования при неблагоприятной метеорологической или воздушной и наземной обстановке и в других угрожающих безопасности полетов случаях;
- б) ходатайствовать перед жюри об отстранении от полетов участников, допустивших нарушение правил полетов, отказывающихся подчиниться официальным лицам, использующих запрещенное оборудование, употребившими алкоголь или наркотики накануне или во время проведения соревнования;
- в) сообщать организации, командирующей спортсмена на соревнования, о причинах отстранения или откомандирования;
- г) ходатайствовать перед жюри об отстранении представителей команд, если они нарушают настоящие Правила или Положения о соревновании, недобросовестно выполняют свои обязанности, или за систематическую подачу необоснованных претензий и протестов.
3.6. Функциональные обязанности директора соревнования.
3.6.1. В случае сомнений в безопасности метеоусловий директор соревнования должен организовать полет для дополнительной разведки погоды в соответствии с процедурой, описанной в пункте 7.3. настоящего раздела.
3.6.2. Директор соревнования предоставляет участникам и главному судье информацию о погодных условиях в соответствии с процедурой, описанной в пункте 7.3. настоящего раздела.
3.6.3. Директор соревнований после консультации с жюри принимает решение о прерывании, либо прекращении полетов в случае ухудшения метеорологических условий, в соответствии с процедурами, описанными в пункте 7.7. настоящего раздела.
4. Жюри (для пилотажных дисциплин)
4.1. Председатель и члены жюри не могут быть участниками.
4.2. Председатель и члены жюри должны обладать полным знанием спортивного данных Правил, Положений и МП.
4.3. Жюри состоит из:
- а) директора соревнования;
- б) главного судьи;
- в) представителя ОСФ.
4.4. По решению ОСФ состав жюри может быть расширен. В расширенный состав могут быть предложены:
- а) спортсмены, не принимающие участие в соревнованиях, отвечающие требованиям пункта 4.2. настоящего раздела;
- б) судьи, не входящие в состав судейской коллегии соревнования, отвечающие требованиям пункта 4.2 настоящего раздела.
4.5. Жюри рассматривает протесты участников. Члены жюри должны стремиться быть нейтральными и независимыми от решения главной судейской коллегии соревнований, но быть подготовленными, чтобы дать совет и ответить на вопросы относительно интерпретации Правил и особого случая, если вопрос был поднят должностными лицами.
4.6. Жюри имеет право, по ходатайству директора соревнования, принять решение об отстранении от полетов участников, допустивших нарушение правил полетов, отказывающихся подчиниться официальным лицам, использующих запрещенное оборудование, употребившими алкоголь или наркотики накануне или во время проведения соревнования.
4.7. Жюри имеет право, за грубость по отношению к членам судейской коллегии и другим лицам, а также за нарушение настоящих Правил и Положения о соревновании, налагать взыскания на участников в виде: предупреждения, предупреждения на общем сборе участников, отстранять от участия в соревнованиях с последующим откомандированием.
4.8. Жюри имеет право, по ходатайству директора соревнования, принять решение об отстранении представителей команд, если они нарушают настоящие Правила или Положения о соревновании, недобросовестно выполняют свои обязанности, или за систематическую подачу необоснованных претензий и протестов.
4.9. Председатель жюри.
Председатель жюри имеет право требовать от организаторов соревнования соблюдения данных Правил и Положения о данном соревновании. Если организаторы соревнования не способны выполнять данные требования, председатель жюри имеет право приостановить соревнование до тех пор, пока заседание жюри не обсудит сложившуюся ситуацию. Также жюри имеет право остановить соревнование, если организаторы соревнования не способны соблюдать данные Правила и Положение.
4.10. Все члены жюри должны присутствовать на месте проведения соревнования в течение всего срока его проведения.
4.11. Заседания жюри.
При проведении заседаний жюри, представители команд и тренеры команд имеют право дать письменное и устное свидетельство перед жюри при обсуждении протестов и спорных ситуаций, связанных с судейством соревнования.
4.12. Протоколы жюри.
Запись действий жюри, решения и обоснования решений, копии протоколов, должны быть предоставлены председателем жюри в ОСФ, на случай того, если обращение в ОСФ будет сделано уже после окончания соревнования.
5. Дополнительные требования к участникам (для пилотажных дисциплин)
5.1. В официальных соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации, могут принять участие спортсмены мужского и женского пола, прошедшие комиссию по допуску участников к соревнованиям. Условия допуска к соревнованиям определяются Положением соревнования.
5.2. Для всех соревнований в пилотажных дисциплинах на борту планера может находиться только один пилот.
5.3. Участник в классе пилотажном неограниченном должен иметь минимум:
- а) 5 часов налета на планере по программе соревнований среди классов пилотажных неограниченных и 8 часов налета на самолете по программе соревнований среди классов пилотажных неограниченных или классов пилотажных с ограничениями;
или
- б) 10 часов налета на планере по программе соревнований среди классов пилотажных неограниченных.
5.4. Участник в классах пилотажных с ограничениями должен иметь минимум:
- а) 3 часа налета на планере по программе соревнований среди классов пилотажных с ограничениями и 10 часов налета на самолете по программе соревнований среди классов пилотажных с ограничениями;
или
- б) 8 часов налета на планере по программе соревнований среди классов пилотажных неограниченных или классов пилотажных с ограничениями.
5.2.3. Нахождение пассажиров на борту участвующих в соревнованиях планеров запрещается.
6. Дополнительные требования к месту проведения соревнования (для пилотажных дисциплин)
6.1. Все соревнования в пилотажных дисциплинах проводятся на аэродромах или посадочных площадках, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнования, оборудованных радиосвязью, обозначенной зоной пилотажа, судейскими позициями.
6.2. Для осмотра планера в случае технической неисправности выделяется техническая зона, доступ в которую разрешен только технической комиссии и жюри.
6.3. При выполнении полетов в дисциплине «класс пилотажный неограниченный — фристайл» может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка транслируется на судейские позиции, в кабину самолета и для публики.
6.4. Требования к зоне пилотажа:
6.4.1. Квадрат (зона пилотажа) представляет собой участок 1000×1000м, центральной точкой которого является пересечение основной и дополнительной осей пилотажа.
6.4.2. Каждая ось размечается полотнищами размером 2 м х 9 м.
6.4.3. Концы осей и четыре угла квадрата должны быть четко обозначены.
6.4.4. Направление главной оси пилотажа обозначается двумя стрелами против направления официального ветра.
6.4.5. Полотнища должны хорошо просматриваться с рабочих высот.
6.4.6. Цвет полотнищ должен быть контрастным по отношению к другим отметкам на аэродроме и по отношению к земле.
6.5. Схема квадрата указана в Приложении № 11.
7. Метеоусловия (для пилотажных дисциплин)
7.1 Полеты могут начинаться через 30 минут после восхода солнца и должны заканчиваться не позднее 30 минут до захода солнца. В случае ухудшения погодных условий в течение этого времени жюри, по согласованию с главным судьей соревнования, принимает решение о начале и прекращении соревновательных полетов.
7.2 Необходимые метеоусловия.
7.2.1. Воздушная зона над квадратом должна быть свободна от облаков.
7.2.2. Минимально допустимая видимость на высотах:
- а) для тренировочных полетов Н=1250 ÷ 800 м, видимость 5км;
- б) для соревновательных полетов Н=1250 ÷ 800 м, видимость 5км.
7.2.3. Решение о направлении пилотажа будет приниматься с учетом преобладающего направления фактического ветра. В начале каждого дня и каждой программы полеты будут начинаться против наиболее преобладающего ветра.
7.2.4. Максимально допустимая попутная составляющая ветра на земле и на высоте 500 м — 3 м/с.
Если существует серьезный риск того, что минимальное количество программ (3) может быть не разыграно, предел встречного ветра в зоне пилотажа может быть увеличен до 12 м/с без превышения боковой составляющей ветра 7 м/с при условии соблюдения следующих положений:
- а) единогласное решение жюри;
- б) согласие директора соревнования и главного судьи.
Данное решение должно приниматься независимо для класса пилотажного неограниченного и класса пилотажного с ограничениями.
7.2.4. Воздушная зона над квадратом должна быть свободна от осадков.
7.2.5. Воздушная зона над квадратом должна быть свободна от сильной турбулентности.
7.2.6. Должны соблюдаться требования ПВП, в том числе требования, Положения соревнования и МП.
7.3. Процедура дополнительной разведки погоды.
Если в момент ухудшения погодных условий выполняются полеты по программе соревнований, то в качестве разведчика погоды может быть использован пилот самолета-буксировщика, еще не произведший отцепку планера. В этом случае самолет-буксировщик с планером сначала должен пересечь воздушную зону над квадратом примерно на высоте отцепки. Пилот планера должен быть проинформирован по радио о цели данной процедуры. Пилот планера не производит отцепку от самолета во время буксировки для дополнительной разведки погоды. Если метеорологические условия соответствуют установленным требованиям, то выполняется повторная буксировка через зону пилотажа. С этого момента применяются обычные правила для отцепки и выполнения упражнения. Если пилот самолета-буксировщика считает метеорологические условия не соответствующими установленным требованиям, он оповещается пилота планера по радио. Пилота планера после получения информации о небезопасных метеоусловиях должен произвести отцепку планера от самолета-буксировщика и приземлиться без задержки и без выполнения каких-либо фигур высшего пилотажа.
7.4. Доклад о текущих метеоусловиях предоставляется ежечасно, либо с более короткими интервалами, если этого требуют погодные изменения.
Доклад обязательно должен содержать информацию о средней скорости и направлении ветра на земле и в зоне пилотажа на высотах 700 м. и 1200 м. В случае, если максимальная допустимая высота составляет менее 1200 м, скорость и направление ветра должны измеряться на верхнем пределе высоты для текущей программы. Бюллетень погоды с актуальной информацией о скорости и направлении ветра незамедлительно предоставляется участникам и жюри. Бюллетень должен содержать время измерения, а также время публикации.
7.5. Решение о направлении пилотажа принимается с учетом преобладающего направления фактического ветра на высоте 300 м и 600 м и прогноза на ближайшее время. В начале каждого дня и каждой программы полеты должны начинаться против наиболее преобладающего ветра. В случае, если сила преобладающего ветра менее 5 м/с, официальное направление преобладающего ветра не меняется, даже если фактическое направление ветра составляет более 45° от оси пилотажа.
7.6. При стабильных погодных условиях, адекватно соответствующих вышеуказанным условиям, почасовая информация не требуется. Решение о прекращении подачи почасовой информации принимает директор соревнования.
7.7. Прекращение полетов в случае ухудшения метеоусловий.
7.7.1. Полеты могут быть прекращены при ухудшении погодных условий ниже минимумов, указанных в пункте 7.2. в следующих случаях:
- а) скорость ветра на высоте выше разрешенных ограничений;
- б) если горизонтальная видимость по независимой оценке судей пилотов самолетов-буксировщиков и пилотов планеров оценивается как ниже минимума;
- в) при наличии облаков или осадков в зоне пилотажа;
- г) если пилоты планеров или пилоты самолетов-буксировщиков сообщают о повышенной турбулентности.
7.7.2. В случае признания погодных условий не соответствующими безопасному продолжению полетов по программе соревнования, директор соревнования совместно с жюри принимают решение о прерывании соревновательных полетов, о чем незамедлительно извещается руководитель полетов.
7.7.3. Если в момент получения информации о прерывании полетов по программе соревнований участник буксируется, ему сообщается о прерывании полетов по радио, после чего участник обязан произвести отцепку планера от самолета-буксировщика и в кратчайшие сроки выполнить посадку планера.
7.8. Если нижняя граница облачности в зоне пилотажа находится ниже установленной высоты отцепки 1250 м, но при этом она выше 750 м, главный судья может отменить первые и/или последние фигуры обязательной программы и разрешить выполнение полета по сокращенной программе, либо разбить программу на две части (прерывание программы). В этом случае используется следующая процедура:
- а) решение о сокращении программы доводится до пилотов на брифинге. Если программа была сокращена, оценки за сокращенные фигуры будут отменены для пилотов, которые летели в нормальных погодных условиях. Если программа была прервана, баллы участников, которые выполнили программу без прерывания, останутся без изменений;
- б) если нижний край облачности поднимается до пределов, установленных для полетов без прерывания, жюри оповещает спортсменов и главного судью о продолжении полетов без разрешенного прерывания. Участник должен быть предупрежден о том, выполняется полет с прерыванием или без, не менее чем за 10 минут до взлета. Главный судья извещает судей по пилотажу о возобновлении полетов без прерывания.
7.9. Предел турбулентности в зоне пилотажа составляет +2G (вертикальное ускорение). Сила турбулентности определяется пятью последовательными прямыми проходами через зону пилотажа на скорости 200 км/ч на различных высотах. Полет для измерения турбулентности осуществляется пилотом, не участвующим в соревновании, назначенным судейской коллегией, по мере необходимости, с интервалом не менее получаса. Полет должен быть выполняться на самолете с показателями нагрузки на крыло, максимально близкими к характеристикам пилотажных планеров, и должен быть оборудован акселерометром.
7.10. Неблагоприятные погодные условия.
7.10.1. Если, по мнению участника, погодные условия не соответствуют правилам соревнований, он может приземлиться, не начиная выполнения соревновательного полета. Если соревновательный полет начат, то повторение полета или части полета из-за неудовлетворительных метеоусловий не разрешается, за исключением случаев прерывания полета по причине дождя.
7.10.2. Если пилот попадает в осадки после отцепки, но до начала выполнения программы, он может немедленно прервать полет и приземлиться. Участник, до начала выполнения программы, должен сообщить руководителю полетов по радио о прерывании полета по причине попадания в осадки. В случае, если факт наличия осадков не подтверждается пилотом самолета-буксировщика или должностными лицами соревнований, находящимися на земле, в качестве доказательства может быть использован факт наличия капель дождя на планере сразу после посадки.
8. Меры безопасности (для пилотажных дисциплин)
8.1. Общие положения.
Старший авиационный начальник аэродрома проведения соревнований должен довести до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме.
Полеты выполняются на планерах, технические характеристики которых позволяют безопасно выполнять всю программу соревнований, в которых используется планер.
По каждому планеру должно быть заключение технической комиссии о пригодности к выполнению программ соревнований в письменном акте.
В случае отказа материальной части в процессе выполнения упражнения участник обязан прекратить задание.
При попадании в метеоусловия, не гарантирующие безопасность полета, участник обязан прекратить задание.
Жюри может дисквалифицировать любого пилота, который, по их мнению, демонстрирует недостаточно безопасную технику, чтобы позволить выполнение последующих программ.
Участник не должен превышать эксплуатационные ограничения планера.
8.2. Ограничения по высоте.
8.2.1. Для всех соревновательных полетов установлены следующие ограничения по высоте:
- а) верхний предел: 1200 м (над квадратом) для полетов без прерывания программы;
- б) верхний предел: 750 м (над квадратом) для полетов с прерыванием программы;
- в) нижний предел: 200 м (над квадратом).
Отсчет высоты осуществляется относительно высоты аэродрома взлета.
8.2.2. Высота отцепки планера.
- a) отцепка планера производится на верхнем установленном пределе высоты. Самолеты-буксировщики должны быть оборудованы барографами или другими регистраторами высоты полета, показания которых должны предоставляться по запросу жюри;
- б) решение об отцепке планера участник определяет самостоятельно. Буксировка выполняется в направлении главной оси на высоте 1250 м (за 1 км до квадрата) с постоянной скоростью полета через зону пилотажа. Если участник не произвел отцепку в течение первого прохода аэропоезда через рабочую зону пилотажа, возможно выполнение второго захода с буксировкой планера в том же направлении. Участник обязан произвести отцепку не позднее второго захода. Самолет-буксировщик обозначит требование отцепки на втором проходе, дав отмашку (покачивание крыльями).
8.2.3. Участники, допустившие снижение до высоты дисквалификации во время тренировочного полета, отстраняются от соревнований.
8.3. Действия при отсутствии радиосвязи.
Если радиостанция планера не работает или указания главного судьи не подтверждены, применяются следующие сигналы от пилота-буксировщика к пилоту планера:
- а) отсутствие отцепки во время первого прохода: интенсивная отмашка рулем направления, по крайней мере за 0,5 км до достижения квадрата;
- б) отцепка с последующей незамедлительной посадкой без выполнения фигур высшего пилотажа: интенсивная отмашка крыльями не менее чем за 0,5 км до достижения квадрата.
8.4. Видео и аудио устройства для обеспечения безопасности.
8.4.1. Видеокамеры могут быть установлены в/на планер, участвующий в полете на усмотрение пилота.
8.4.2. Радиостанции обязательны и должны быть настроены на частоту безопасности, указанную Организаторами соревнования. Использование других аудио устройств запрещается. Если в планере установлено электронное устройство (устройства), использование которых можно отнести к запрещенным, участник должен сообщить об этом жюри перед началом соревнования. Такие устройства должны быть удалены из планера или отключены и опечатаны представителем технической комиссии на время соревнований.
8.4.3. Использование следующих приборов во время полета запрещено и является причиной для дальнейшей дисквалификации:
- а) любое техническое средство для получения аудио информации, адресованной участнику от любого лица, кроме главного судьи, судьи по безопасности или руководителя полетов;
- б) любое электронное устройство или программное обеспечение кроме обычно используемого для безопасного полета (разрешается использование звуковых датчиков бортового акселерометра, а так же кабинных и крыльевых датчиков).
8.4.4. Отказ радиосвязи у участника не является причиной для дисквалификации. Организатор соревнования должен предоставить другое оборудование, необходимое для организации безопасного полета данных пилотов.
8.4.5. Радиочастота безопасности устанавливается организаторами и выделяется всем участникам вместе с остальными регламентирующими документами соревнования. Переговоры на частоте безопасности в процессе соревнований отслеживаются и записываются.
8.4.6. Пилоту, находящемуся в воздушном пространстве, не разрешается входить в рабочую зону пилотажа без установленной двусторонней связи с главным судьей. Главный судья обязан произвести проверку радиосвязи с участником на частоте безопасности следующим образом: «Номер Х, проверка связи». Если пилот не получает данное сообщение, то по истечению разумного интервала времени, удостоверившись визуально об отсутствии других воздушных судов поблизости, участник должен сам обратиться к главному судье на частоте безопасности с докладом: «Номер Х, проверка связи». Главный судья должен ответить на запрос участника. Если двусторонняя связь не была установлена, пилот обязан незамедлительно приземлиться. Данная ситуация будет рассматриваться как техническая неисправность, в соответствии с процедурами, указанными в пункте 9 настоящего раздела.
8.4.7. В случае, если из-за соображений безопасности необходимо прервать выступление участника, главный судья дает по радио команду: «Стоп! Стоп! Стоп!». При получении данной команды пилот обязан прекратить пилотаж и немедленно перейти в прямой горизонтальный полет с последующим незамедлительным приземлением. Пилот, не выполнивший команду главного судьи подлежит дисквалификации по выполняемому виду Программы.
9. Технические неисправности (для пилотажных дисциплин)
9.1. В случае обнаружения технической неисправности до начала полетов, участник может использовать резервный планер, если устранение дефекта затягивается на длительное время.
9.2. В случае выполнения полета на резервном планере, спортсмену разрешается выполнить три фигуры для облета планера по усмотрению жюри.
9.3. Если участник обнаружил неисправность в полете, ему необходимо произвести посадку и отбуксировать планер в специально отведенную зону.
9.4. Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять решение о возможности повторного полета при условии, что доказательства повреждения могут быть представлены технической комиссии в течение 2 часов после посадки.
9.5. Для осмотра планера на предмет выявления повреждений допускаются следующие лица: участник, механик (технический специалист, имеющий установленный законодательством допуск на обслуживание осматриваемого планера), а также члены технической комиссии и жюри соревнований. Когда причина повреждения будет установлена, повреждения должны быть устранены механиком и другими специалистами, в соответствии с рекомендациями технической комиссией. При необходимости, по решению жюри соревнований после ремонта может быть назначен пробный испытательный полет планера.
9.6. Повреждением планера считаются любые трещины и деформации, выявленные при осмотре деталей конструкции планера без использования специальных устройств (за исключением лупы).
9.7. Дефекты, не расцениваемые как повреждения планера.
- а) неправильная регулировка;
- б) технические неполадки, вызванные загрязнением, если они вызваны небрежностью спортсмена или его команды;
- в) недостаточные или отсутствующие устройства безопасности, вызывающие изменение настроек во время полета;
- г) дефект, вызванный превышением пилотом пределов полета воздушного судна.
В случаях, перечисленных в данном пункте участнику не разрешается повторный полет.
9.7. Не позднее чем через пять часов после приземления соответствующего участника, жюри должно принять решение об одобрении повторного полета участника. В случае неоднозначной оценки характера повреждений технической комиссией, жюри должно принять решение в пользу участника.
9.8. В случае возникновения технической проблемы с воздушным судном, препятствующей дальнейшему участию значительной части участников, жюри соревнований может объявить о завершении соревнований. Характер технической проблемы обязательно должен быть подтвержден технической комиссией.
10. Процедуры соревнований (для пилотажных дисциплин)
10.1. Брифинги.
10.1.1.До начала соревнования организаторами проводится первый брифинг для руководителей команд, участников, членов жюри и членов судейской коллегии, на котором доводится вся информация о программах соревнования и особенностях регламентов соревнования.
10.1.2. Перед началом соревновательных полетов проводится ежедневный предполетный брифинг для участников, организаторов, судей и членов жюри по организационным вопросам, касающихся данного дня соревнования, метеорологических условий, и т.д. Продолжительность брифинга — не более 30 минут.
10.2. Тренировочные полеты.
10.2.1. Каждый участник, заблаговременно прибывший на соревнование (минимум за один день), обеспечивается возможностью совершения по крайней мере одного полета для ознакомления с особенностями выполнения полетов на данном аэродроме (посадочной площадке). Организаторы должны предоставить минимум два дня для тренировочных полетов и запланировать проведение брифингов для судей и проведение судейской тренировки в этот период. Тренировочные полеты должны быть закончены до официального открытия соревнования.
10.2.2. К тренировочным полетам применяются те же правила техники безопасности и ограничения минимальных высот, как и к соревновательным полетам, они выполняются согласно стартовому списку, определенному организаторами.
10.2.3. Тренировочные полеты выполняются в соответствии с правилами визуальных полетов, принятыми для Российской Федерации с учетом минимальных требований к безопасным метеоусловиям, указанным в пункте 7.2. настоящего раздела.
10.2.4. Тренировочные полеты после начала чемпионата без особого разрешения жюри запрещены. В случае нарушений будут применяться наказания или дисквалификации. Жюри может разрешить дополнительные тренировочные полеты после открытия соревнования ввиду изменения погодных условий либо при других уважительных причинах прерывания полетов.
10.2.5. При необходимости освещения соревнования в средствах массовой информации, участникам может быть позволено летать показательную программу, одобренную жюри, главным судьей и большинством (более 2/3) участников.
10.3. Разогревающие полеты.
10.3.1. В каждый день соревнования, до начала выполнения полетов участниками, а так же перед началом полетов по новой программе, по запросу главного судьи организуется разогревающий полет, выполняемый пилотом, не участвующим в соревновании.
10.3.2. Пилот, выполняющий разогревающий полет, должен получить инструкцию по выполнению разогревающего полета от главного судьи. Главный судья может попросить исполнить некоторые определенные «преднамеренные ошибки» в целях проверки внимания у судей и оценки квалификации судейской коллегии.
10.4. Жеребьевка участников.
10.4.1. В каждой программе очередность определяется жеребьевкой, проводимой главным секретарем соревнований и членом жюри.
10.4.2. Члены судейской коллегии (за исключением главного секретаря) не могут присутствовать на жеребьевке.
10.4.3. Очередность жеребьевки может быть изменена жюри, если того требуют особые обстоятельства (например, использование одного и того же планера различными участниками). Первые три порядковых позиции при жеребьевке не могут быть изменены для неизвестной обязательной программы (Программа 2).
После любой жеребьевки у первого участника должен оставаться 1 час между жеребьевкой и взлетом.
10.4.4. После каждой жеребьевки первый выступающий участник должен иметь один час между жеребьевкой и взлетом.
11. Порядок выполнения полетов по программе соревнований (для пилотажных дисциплин)
11.1. Общие положения.
11.1.1. Участники выполняют взлеты в соответствии с жеребьевкой. Интервалы между отцепками планеров от самолетов-буксировщиков определяются главным судьей индивидуально, в зависимости от воздушной ситуации, но с таким расчетом, чтобы обеспечить максимально быстрое выполнение программы всеми участниками. Для обязательной программы рекомендован интервал между отцепками планеров в восемь минут, для произвольных программ рекомендован интервал между отцепками планеров в десять минут.
11.1.2. Полет не должен начинаться ранее, чем через 30 минут после определения или последующего изменения официального направления ветра.
11.1.3. Участник должен сигнализировать о начале и завершении каждой программы, четко опуская крыло три раза более чем на 30 градусов (три отмашки). Если первая фигура в программе начинается в перевернутом полете, первые две отмашки могут быть даны в прямом полете, а последняя отмашка должна быть выполнена в перевернутом полете, при этом переход из прямого в обратный полет разрешается только управляемой полубочкой. Перед началом первой фигуры необходимо выполнить отрезок горизонтального полета («площадку»). Заключительная отмашка должна выполняться в горизонтальном полете.
11.1.4. Пилоты должны приземлиться сразу по окончании соревновательного полета.
11.2. Повторные полеты.
11.2.1. Повторные полеты проводятся в порядке, определяемом жюри.
Во время повторного полета участник должен выполнить весь комплекс.
11.2.2. В случае технической неполадки оценка полета возобновляется с фигуры, в процессе выполнения которой была обнаружена техническая неполадка.
11.2.3. В случае прерывания полета из-за неблагоприятных погодных условий, оценка полета возобновляется со следующей после выполненной до прерывания фигуры.
11.2.4. Если при повторном выполнении комплекса спортсмен пропускает фигуру или выполняет не ту фигуру в ранее оцененной части комплекса с целью получить преимущество в выполнении оставшейся части комплекса, то оценка за эту фигуру исправляется на «твердый ноль» (HZ).
12. ГСК, судейская коллегия. Дополнительные требования и функции (для пилотажных дисциплин)
12.1. Особые условия формирования ГСК и судейской коллегии.
12.1.1. Главный судья формирует состав судейской коллегии соревнований из числа судей по виду спорта «планерный спорт», а так же может привлекать к судейству соревнования судей по виду спорта «самолетный спорт», имеющих практику судейства в дисциплинах, наименования которых содержат аббревиатуру «ПСВП», в соответствии со следующими требованиями:
12.1.1.1. Для судей по виду спорта «планерный спорт»:
а) квалификация спортивного судьи должна соответствовать занимаемой должности и статусу соревнований, указанным в Квалификационных требованиях к спортивным судьям по виду спорта «планерный спорт».
12.1.1.2. Для судей по виду спорта «самолетный спорт»:
- а) до начала соревнования принять участие в семинаре спортивных судей по виду спорта «планерный спорт»;
- б) иметь практику судейства как минимум одного международного соревнования для пилотажных дисциплин на планерах, либо как минимум двух соревнований всероссийского статуса для пилотажных дисциплин на планерах;
или
- в) до начала соревнования принять участие в семинаре спортивных судей по виду спорта «планерный спорт»;
- г) судья может быть назначен на должность, соответствующую более низкой квалификации спортивного судьи с учетом статуса соревнований, для должностей, указанных в Квалификационных требованиях к спортивным судьям по виду спорта «планерный спорт».
12.2. Дополнительные функциональные обязанности членов ГСК и судейской коллегии при судействе пилотажных дисциплин.
12.2.1. Главный судья.
- а) по должности входит в состав жюри;
- б) проводит брифинги и совещания;
- в) в случае необходимости принимает решение о просмотре видеозаписи полета по программе соревнования;
- г) контролирует протоколы судей по подсчету очков (судей по пилотажу).
12.2.2. Заместитель главного судьи (судья по безопасности).
- а) контролирует соблюдение мер безопасности при выполнении полетов участниками (в том числе тренировочных полетов).
12.2.3. Главный секретарь.
- а) проводит жеребьевку очередности полетов по каждой программе соревнования.
12.2.4. Старший судья по подсчету очков (фактически выполняет функции судьи по пилотажу).
- а) определяет правильность и качество выполняемых фигур.
Если количество присутствующих на соревнованиях судей больше девяти, их участие в судействе упражнения определяет главный судья
12.2.5. Старший судья технического контроля.
- а) в составе технической комиссии по допуску планеров к соревнованиям принимает решение о соответствии планера требованиям дисциплины;
- б) дает оценку повреждениям планера и техническим неисправностям, возникшим в ходе соревнования.
12.2.6. Судья по подсчету очков (фактически выполняет функции секретаря судьи по пилотажу или оператора ЭВМ).
- а) помогает оформлять протоколы старшего судьи по подсчету очков (судьи по пилотажу);
- б) в программах Aresti и OpenAero формирует документы, необходимые для проведения соревнований.
12.2.7. Судья технического контроля (фактически выполняет функции судьи объективного контроля).
- а) отвечает за работоспособность приборов и средств объективного контроля, используемых при проведении соревнования;
- б) при возникновении спорных ситуаций обеспечивает предоставление в ГСК информации, записанной при помощи приборов и средств объективного контроля.
12.2.8. Судьи на старте и на финише (фактически выполняют функции судей на линии).
Судьи на линии размещаются на углах квадрата, расположенных против ветра и по ветру в
Членам команд и участникам запрещается во время проведения полетов по программе соревнования приближаться к судьям на линиях ближе, чем на 20 метров и разговаривать с ними.
Судьи на линии должны иметь при себе устройства для измерения, которые позволяют делать точные измерения, а так же радиопередатчики для оперативной связи с главным судьей. О всех нарушениях границ квадрата судьи на линии обязаны в режиме реального времени сообщить главному судье по радиосвязи. Также информация о нарушениях границ фиксируется судьями на линии в своих протоколах.
В случае возникновения спорных вопросов, главный судья обладает правом решающего голоса.
13. Общие требования к фигурам и комплексам фигур (для пилотажных дисциплин)
13.1. Комплексы пилотажа составляются с использованием системы Арести. Исключение составляет дисциплина «класс неограниченный — фристайл».
13.2. Фигуры пилотажа в комплексах выполняются последовательно, с соблюдением установленной очередности и направления фигур.
13.3. Начало комплексов спортивных дисциплин класс неограниченный, класс с ограничениями могут быть в прямом и перевернутом полете.
13.4. Фигуры каталога подразделяются на семейства. Фигуры и семейства имеют каталожные номера, используемые в данном разделе. Описание семейств фигур, правил составления фигур и правил использования символов при составлении комплексов приведены в Приложении № 12.
13.5. Ограничения на использование фигур для класса пилотажный с ограничениями. Не разрешено использование следующих фигур:
- а) полная обратная петля;
- б) части обратных петель вниз, более 45°;
- в) виражи с бочками , включая фигуру с каталожным номером. 2.1.3.1;
- г) управляемая бочка на вертикали вверх;
- д) более 1/4 управляемого вращения на вертикали вниз;
- е) штопорные вращения, положительные и отрицательные;
- ж) обратный штопор.
13.6. Семейство 9.13 «Замедленные бочки» не используются на соревнованиях по пилотажу на планерах.
14. Очередность программ (для пилотажных дисциплин)
14.1. Соревнование состоит из следующих четырех программ:
- а) известная произвольная программа (Программа 1);
- б) неизвестная обязательная программа (Программа 2);
- в) неизвестная произвольная программа (Программа 3);
- г) фристайл (Программа 4) (только для дисциплин пилотажных неограниченных).
14.2. Вышеуказанная очередность программ является обязательной. Все изменения исходя из погодных условий либо иных уважительных причин должны быть утверждены главным судьей соревнования.
14.3. Если ввиду погодных, либо технических условий не хватает времени для того, что бы исполнить все четыре программы, главный судья соревнования уполномочен объявить урезание последней программы как минимум у половины соревнующихся, объединив некоторые позиции в этой программе.
14.4 Если погодные либо технические условия не позволяют исполнить все четыре программы, по крайней мере две программы должны быть полностью исполнены для того, чтобы соревнование считалось состоявшимся (разыгранным).
15. Описание упражнений (программ) (для пилотажных дисциплин)
15.1. Произвольная известная программа (Программа 1).
15.1.1. Комплекс для данной программы составляется из фигур или комбинаций фигур (причем комбинация фигур будет считаться одной фигурой), которые выбираются из Системы Арести следующим образом:
- a) пять фигур из списка фигур известного комплекса, которые выбираются пленумом CIVA ежегодно для каждой категории. Эти фигуры обозначаются буквами от «A» до «E» в последовательности для Программы 1;
- б) каждый участник добавляет пять любых фигур, чтобы сформировать в итоге комплекс из 10 фигур в соответствии с правилами, приведенными ниже.
15.1.2. Известный комплекс должен отвечать требованию: все фигуры могут безопасно выполняться на планере, имеющем сертификацию категории «А».
15.1.3. Известный комплекс должен отвечать принципам многогранности, указанным в пунктах 15.1.5. или 15.1.6. настоящего раздела.
15.1.4. Фигуры могут быть использованы единожды, кроме горизонтальных линий и управляемых вращений. Для соревнований в дисциплине «класс пилотажный с ограничениями — известная произвольная программа» ограничения пункта 15.4. так же применимы к произвольным фигурам.
15.1.5. Принцип многогранности (для спортивной дисциплины «класс пилотажный неограниченный — известная произвольная программа»).
Известный комплекс должен содержать по крайней мере одну фигуру из семейства 2 и семейства с 5 по 8 из каталога Арести, версия для планера, наряду с четырьмя элементами вращения из семейства 9, а именно:
15.1.5.1. Из семейства 2 (виражи и виражи с бочками), как минимум один вираж с одной полной бочкой.
15.1.5.2. Из семейства 9 (бочки и штопора), как минимум:
- а) одну управляемую полубочку (Семейство 9.1);
- б) одну фиксированную бочку любой разрешенной фиксации (Семейство 9.2, 9.4 или 9.8);
- в) одну положительную штопорную бочку (Семейство 9.9);
- г) одну отрицательную штопорную полубочку (Семейство 9.10).
15.1.6. Принцип многогранности (для спортивной дисциплины «класс пилотажный с ограничениями — известная произвольная программа»).
Известный комплекс должен содержать по крайней мере одну фигуру из семейства 2 и семейства с 5 по 8 из каталога Арести, версия для планера, наряду с двумя элементами вращения из семейства 9, а именно:
15.1.6.1. Может быть добавлен 90° внутренний вираж (номер в каталоге 2.1.3.1).
15.1.6.2. Из семейства 9 (бочки и штопора), как минимум:
- а) одну управляемую полубочку (Семейство 9.1);
- б) одну бочку с любым разрешенным вариантом фиксаций (Семейство 9.2, 9.4 или 9.8.
15.1.7. Выполнение известной произвольной программы может начинаться в прямом или перевернутом полете, в любом направлении, но должно его заканчиваться в прямом полете.
15.1.8. Правила составления известного комплекса.
15.1.8.1. Участники должны заполнить формы А, В, С, L и R согласно Приложению № 13.
Не ранее, чем один предшествующий месяц и не позже одной недели перед официальным открытием соревнования, каждый участник должен представить компьютерный файл заранее известной последовательности фигур в приемлемом формате главному судье соревнования для проверки соответствия правилам. Компьютерный файл должен содержать заполненные формы А, B и C, а также L и R. Любой пилот, который не представил свою Произвольную программу (заранее известная последовательность) к вышеупомянутому крайнему сроку, не допускается к участию в Программе 1.
Окончательная ответственность за правильность составления форм лежит на участнике.
15.1.8.2. Проверка комплексов.
Жюри назначает ответственного за проверку комплексов:
- а) на правильность использования обязательных фигур;
- б) на выполнение требований разнообразия и отсутствия повторяемости номеров элементов в системе Арести;
- в) на соответствие номеров элементов в системе Арести и коэффициента сложности фигуры на формах A, L и R символу на формах B, C, R, L, принимая номер элемента в системе Арести за базовый критерий соответствия настоящим правилам;
- г) на правильное использование набора фигур, отсутствие в них повторяемости и соответствие их требованиям многогранности;
- д) каталожные номера и коэффициенты K в Форме А (соответственно L и R) относительно символов в Формах B и C (соответственно L и R), сопоставление их с номерами в Системе Aresti как с основными критериями соответствия правилам этого раздела.
Ответственность за точность и соответствие А, B и C, а также L и R лежит на участнике. Любые погрешности в изображении фигур, в квотировании коэффициентов K или любых случаях повторения каталожных номеров будут направлены участнику для исправления и повторного представления.
15.1.8.3. Организаторы предоставляют печатные экземпляры судейских записок каждому участнику во время регистрации для подписи, и только эти подписанные печатные экземпляры будут использоваться организатором для воспроизведения в соответствии с пунктом 15.1.8.5. настоящего раздела.
15.1.8.4. Если участник не соглашается с решением жюри относительно его Программы 1, он может подать претензию в жюри перед полетом, в котором он собирается исполнять Программу 1. Одобренные программы всех участников будут опубликованы перед началом полетов по Программе 1 заблаговременно, чтобы спортсмены имели возможность ознакомится и подать жалобы и протесты при их наличии. После начала полетов по Программе 1 никакие жалобы или протесты на последовательность Программы 1 конкретного участника жюри не принимает и не рассматривает.
15.1.8.5. Организаторы несут ответственность за тиражирование необходимого количества копий комплексов участников. Одна копия формы B всех произвольных программ (заранее известных комплексов) должна быть предоставлена каждому участнику до начала полетов по Программе 1. Соответствующий набор (А, B и C, L или R) должен быть своевременно предоставлен каждому судье по пилотажу для изучения комплексов.
15.2. Выбор фигур для неизвестных комплексов (Программы 2, 3).
15.2.1. Фигуры для составления всех неизвестных комплексов в каждой группе представляются участниками на брифинге, проводимом как можно ранее после завершения тренировочных полетов в этой группе.
15.2.2. Право и очередность представления фигур для составления неизвестных комплексов определяется жеребьевкой среди всех участников.
15.2.3. В случае, если в соревновании участвуют менее 10 спортсменов, жюри добавляет недостающие фигуры для составления неизвестного комплекса. Фигуры должны соответствовать средней представленной спортсменами сложности и представлять группы фигур, не представленные спортсменами. Повторение номеров элементов в системе Арести не допускается.
15.2.4. В каждом из семейств 2, 5, 6, 9.9, 9.10 и 9.11/12 можно выбрать максимум пять фигур, при этом:
- а) в классе пилотажном неограниченном минимальное допустимое значение K для каждой фигуры равно 15;
- б) в классе пилотажном неограниченном не допускается выбор фигуры с K выше 40;
- в) в классе пилотажном с ограничениями не допускается выбор фигуры с K выше 35.
15.2.5. В случае выбора спортсменом двух или более фигур, одна из них должна быть обратной фигурой, а сумма коэффициентов фигур, не должна превышать:
- а) для двух фигур:
- в классе пилотажном неограниченном 60,
- в классе пилотажном с ограничениями 55;
- б) для трех фигур:
- в классе пилотажном неограниченном 80,
- в классе пилотажном с ограничениями 70;
- в) для четырех фигур:
- в классе пилотажном неограниченном 95,
- в классе пилотажном с ограничениями 85;
- г) для пяти фигур:
- в классе пилотажном неограниченном 110,
- в классе пилотажном с ограничениями 95.
15.2.6. Фигура с одним и тем же каталожным номером не может быть выбрана повторно, за исключением:
- а) в классе пилотажном неограниченном — семейств 1.1.1 и 9;
- б) в классе пилотажном с ограничениями- семейств 1.1.1, 5, 6 и 9.
15.2.7. Фигуры выбираются с учетом летных характеристик и эксплуатационных ограничений соревнующихся планеров и безопасности всех пилотов. Если в течение 30 минут после завершения выбора фигур представитель команды или участник сможет доказать, что выбранная фигура может превышать эксплуатационные ограничения соревнующихся планеров, жюри попросит команду или участника, предложившего эту фигуру, заменить или изменить ее. После этого времени (30 мин.) выбор фигуры считается окончательным.
15.2.8. При составлении неизвестного комплекса характер и графический рисунок представленных фигур не должен меняться — официальные фигуры с входом и выходом на одной оси должны быть использованы в комплексе как нарисованы — выход в том же или противоположном направлении.
15.2.9. Перечень фигур для составления комплексов Программ 2,3 Представлен в Приложении № 14.
15.2.10. Тренировка фигур или элементов фигур неизвестных комплексов после их опубликования не разрешается. Спортсмены, нарушающие это правило, будут дисквалифицированы.
15.2.11. Частичное выполнение неизвестного комплекса в случае правомочного прерывания полета по метеоусловиям или из-за технической неполадки не считается тренировкой.
15.3. Обязательный неизвестный комплекс (Программа 2).
15.3.1 В течение двух часов после завершения отбора фигур жюри опубликует список фигур, доступных для построения неизвестного обязательного комплекса, исключив из него 7 фигур, используемых для формирования произвольного неизвестного комплекса (Программа 3).
15.3.2. Каждый участник имеет право составить свой вариант неизвестного комплекса, используя семь фигур из списка, утвержденного жюри. Обязательно использование по одной фигуре из семейств 2, 5, 6, 9.9 или 9.10.
15.3.3. Не более двух дополнительных фигур, выбранных из текущего (сокращенного) варианта системы Aresti для планеров, могут быть добавлены исключительно для связки композиции. Эти дополнительные фигуры могут повторяться.
15.3.4. Директор соревнования объявляет крайний срок подачи предложенных комплексов. Предложения должны содержать формы A, B и C, а также L и R.
15.3.5. Фигуры могут быть использованы, начиная с одной или другой оси. Тем не менее, фигуры с их входом и выходом на одной оси должны сохранять свою конструкцию в том виде, в котором они были представлены, то есть конфигурация фигур относительно осей квадрата должна сохраняться и соответствовать оригиналу.
15.3.6. Выбор и публикация неизвестного обязательного комплекса.
15.3.6.1. Жюри выбирает один из представленных комплексов для использования.
15.3.6.1. Жюри может изменить отобранный комплекс, руководствуясь соображениями безопасности.
15.3.6.2. Участники, или представители команд могут возразить против комплекса, предложенного жюри, в течение двух часов после публикации. Возражение возможно только из соображений безопасности. В этом случае жюри имеет право изменить комплекс, не меняя списка ранее отобранных фигур.
15.3.6.3. Если обнаружено, что предложенный жюри комплекс не может быть безопасно исполнен на доступной высоте, жюри имеет право удалить одну фигуру после консультаций с участником, который предложил эту фигуру.
15.3.7. Окончательный вариант комплекса принимается жюри.
15.3.8. Жюри должно объявить участникам окончательные варианты комплексов не позднее 12 часов перед запланированным началом каждой программы.
15.4. Произвольный неизвестный комплекс (Программа 3).
15.4.1. Выбор и публикация произвольного неизвестного комплекса.
15.4.1.1. Жюри выбирает семь фигур для Программы 3 из списка фигур, отобранных по правилу, описанному в пункте 15.2. Эти фигуры заранее исключаются из списка фигур, доступных для формирования произвольных неизвестных комплексов.
15.4.1.2. Жюри объявляет спортсменам список отобранных фигур не позднее 24 часов до окончания установленного срока предоставления произвольных неизвестных комплексов. Каждый участник может представить один или несколько вариантов комплексов, составленных с использованием этих фигур. К фигурам, отобранным жюри, необходимо добавить одну или две дополнительные фигуры. K-коэффициент дополнительных фигур будет установлен на уровне 5K для каждой из двух фигур или 10K для одной фигуры.
15.4.1.3. Произвольный неизвестный комплекс может быть начат в прямом или обратном полете, участник вправе начать полет в любом направлении, но комплекс должен быть закончен в прямом полете.
15.4.1.4. Участник должен представить все формы A, B, C, R и L. Ответственность за точность и соответствие форм лежит на участнике.
15.4.1.5. Публикация и выбор произвольных неизвестных комплексов.
15.4.1.6. Все предложенные комплексы, сданные до окончания установленного срока, должны быть проверены и скорректированы при необходимости жюри. Комплексы будут обозначены буквами.
15.4.1.7. Жюри должно опубликовать все комплексы, полученные от участников, не позднее 24 часов до начала выполнения полетов по Программе 3.
15.4.2. По крайней мере за 12 часов до запланированного начала полетов по Программе 3, каждый участник уведомляет организаторов, какой из предложенных комплексов он будет выполнять.
15.4.3. До начала полетов и выдачи судьям судейских записок с комплексами, участники должны проконтролировать правильность закрепления комплексов за участниками (соответствие буквенных обозначений комплексов номерам участников), эта проверка должна быть зарегистрирована и опубликована организаторами.
15.4.4. В день полетов по Программе 3 как можно раньше, но не менее чем за 1 час до начала выполнения полетов, организаторы должны предоставить каждому участнику полный список всех комплексов участников.
15.4.5. До начала каждого соревновательного полета главный судья сверяет по радиосвязи с участником комплекс, который будет им исполняться.
Пример: «Участник 5 проверка связи и подтверждение комплекса B».
15.5. Коэффициенты К за выполнение упражнений (Программы 1, 2, 3) представлены в Таблице № 9.
Таблица № 9. Коэффициенты за упражнения (Программы 1, 2, 3)
Программы | Класс пилотажный неограниченный | Класс пилотажный с ограничениями | ||
---|---|---|---|---|
Итоговая сумма коэффициентов К за итоговые 10 фигур | Коэффициент за место в зоне пилотажа (квадрате) | Итоговая сумма коэффициентов К за итоговые 10 фигур | Коэффициент за место в зоне пилотажа (квадрате) | |
Программа 1 | 230K(233K) | 15K | 175K (178K) | 15K |
Программа 2 | Максимум 190K, минимум 175K | 15K | Максимум 145K, минимум 130K | 15K |
Программа 3 | Максимум 200K, минимум 180K | 15K | Максимум 160K, минимум 140K | 15K |
16. Оценка выступлений (для пилотажных дисциплин)
16.1. Общие положения.
16.1.1. Главный судья, его заместитель и все судьи по пилотажу должны заранее изучить копии комплексов известных и неизвестных программ каждого участника до начала полетов по программам соревнования.
16.1.2. Судья может пересматривать свои оценки только в том случае, если его оценочный лист все еще находится в его распоряжении или если об этом попросит главный судья. После ввода результатов в программу по подсчету очков, результаты попадают под юрисдикцию жюри. Все изменения, внесенные судьей в оценочный лист должны быть им подписаны.
16.1.3. Судья по пилотажу обязан записывать все комментарии на листе оценок с указанием на существенные ошибки. Пометки могут быть сделаны в произвольной форме и, при необходимости, прокомментированы.
16.1.4. Судья не имеет права обсуждать выступления участников по телефону, радиосвязи и при помощи других средств связи с третьими лицами, как во время судейства, так и во время перерывов между выступлениями участников. Нарушение данного правила влечет исключение из судейского состава.
16.1.5. Вся деятельность ГСК, судейской коллегии и жюри, касающаяся судейства соревнования, является строго конфиденциальной.
16.1.6. В случае необходимости голосования внутри судейской коллегии относительно вопросов наказания (штрафов) в нем обязаны принять участие главный судья, заместитель главного судьи и все судьи по пилотажу.
16.1.7. В случае отсутствия согласия по вопросам применения наказания (штрафа) участнику, право решающего голоса имеет главный судья соревнования.
16.1.8. Любое проявление недопустимого поведения судьи, включая общение с третьими лицами, которые могут повлиять на его решение, являются причиной для удаления его из судейской коллегии по решению жюри.
16.2. Оценки за фигуры.
16.2.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла.
16.2.2. При оценке качества исполнения фигуры судья по пилотажу должен оценивать следующие критерии:
- а) геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);
- б) точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в «Критериях судейства фигур высшего пилотажа»;
- в) наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;
- г) выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах А, В, С, L, R. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;
- д) при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;
- е) фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;
- ж) за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.
16.2.3. Горизонтальный полет в конце исполнения фигуры считается моментом окончания предыдущей фигуры и началом следующей фигуры.
16.2.4. Очки за каждую фигуру вычисляются путем умножения коэффициента К для данной фигуры на оценку за качество выполнения данной фигуры.
16.2.5. Оценка «0» выставляется за фигуру:
16.2.5.1. «Численный ноль» (обозначается 0.0 в судейской записке) — суммарное снижение оценки достигает 10 баллов. Судья должен отметить в записке причину такой оценки.
16.2.5.2. Если судья считает, что выполненная фигура не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт (штопорной срыв, величина скольжения на хвост и т.п.), фигура оценивается оценкой PZ («ноль по восприятию»). Судья должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.
16.2.5.3. Оценка HZ («твердый ноль») присваивается если:
- а) любое отклонение от установленного направления превышает 90°;
- б) за вираж с бочками или петлю с бочками, если:
- вращение закончено, но 90º или более виража или петли еще надо выполнить;
- вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить;
- в) любое другое отклонение от геометрии фигуры и/или линии пути и/или положения самолета превышает 90°;
- г) пропущена установленная фигура или ее часть;
- д) выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (форма В или С, L или R);
- е) фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;
- ж) любая часть фигуры не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с HZ на АV.
Если судья ставит за выполнение фигуры HZ, то:
- а) он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;
- б) в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости), в записке главного судьи ставится оценка СHZ (подтвержденный ноль). Все другие оценки, данные судьями за эту фигуру, исправляются на 0 в соответствии с принятой программой обсчета результатов;
- в) в случае если оценка HZ, была дана судьей неправильно, она исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.
В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.
Если следующая за оцененной «0» фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.
Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные участник получает «твердый ноль».
Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотажа (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.
16.2.6. Видеоконтроль применяется только для определения «твердых» нулей в следующих случаях:
- а) определение наличия или отсутствия вращения;
- б) определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны);
- в) определение типа колокола (отмашка вперед или назад);
- г) определение количества фиксаций;
- д) отсутствие или несоответствие фигуры;
- е) определение наличия или отсутствия прерывания;
- ж) определение правильности выполнения отмашек;
- з) хронометража финальной программы.
16.2.7. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой А и эта оценка исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.
16.2.8. Оценка за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.
16.3. Оценка за место пилотажа.
16.3.1. Участники должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно главной и вторичной (поперечной) оси.
16.3.2. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.
Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа.
16.3.3. Для определения оценки за место пилотажа судьи могут пользоваться системой пометок, приведенной в Таблице № 10. Данная система является рекомендуемой и призвана помочь судье последовательно оценивать выступления спортсменов.
Таблица № 10. Система пометок
Расположение фигуры | Пометка в судейской записке, графа «Pos» |
---|---|
Незначительное смещение: | |
левее идеального | «L» или «Л» |
правее идеального | «R» или «П» |
слишком близко к судьям | «N» или «Б» |
слишком далеко от судей | «F» или «Д» |
Значительное смещение: | |
левее идеального | «LL» или «ЛЛ» |
правее идеального | «RR» или «ПП» |
слишком близко к судьям | «NN» или «ББ» |
слишком далеко от судей | «FF» или «ДД» |
По окончанию комплекса эти пометки должны быть использованы судьей для определения снижения оценки за место пилотажа:
- а) минус 0,5 балла за единичную букву;
- б) минус 1 балл за двойную букву.
Пример: L, R, N, FF, LL и R соответствует снижению оценки на 4.0 балла.
16.4. Начисление штрафных баллов.
16.4.1. Штрафные баллы вычитаются из общей (усредненной) оценки.
16.4.2. Нарушения ограничений по высоте.
16.4.2.1. Участник, допустивший в процессе выполнения фигуры или части фигуры нарушение нижнего разрешенного предела высоты (200 м над квадратом), получит 70 штрафных баллов за эту фигуру.
16.4.2.2. Участник, допустивший в процессе выполнения фигуры или части фигуры нарушение нижнего предела высоты ниже 100 м над квадратом будет дисквалифицирован за этот полет.
16.4.2.3. При использовании HMD штраф в размере 70 баллов назначается, если первая фигура начинается выше 1200 м или этот предел превышен во время выполнения первой фигуры. Если верхний предел будет превышен во время последующей фигуры, то штраф не налагается. За начало фигуры принимается первое отклонение по вертикали от горизонтального полета или первая отмашка в горизонтальном полете.
16.4.2.4. При использовании HMD, судьи оценивают все фигуры независимо от высоты, при этом фиксируя все нарушения высоты, если они их наблюдают. Полет ниже 200 м будет фиксироваться главным судьей с начислением штрафных баллов. 70 штрафных баллов будет начислено за каждую фигуру, во время или до которой сигнал был получен сигнал о нарушении нижнего ограничения в 200 м.
16.4.2.5. В сомнительных случаях используется официальная видеозапись, на которой проверяется наличие звуковых сигналов от оборудования HMD для определения момента получения сигнала (до или после завершения фигуры). На основании этой проверки выносится решение о наложении или не наложении штрафа. При этом за окончание фигуры принимается момент, когда траектория полета переходит из кривой в горизонтальный прямолинейный полет или как только планер заканчивает горизонтальную линию между фигурами. В фигурах с вращением за окончание фигуры принимается окончание вращения в продольной оси.
16.4.2.6. Окончательное решение о применении или неприменении штрафа принимается главным судьей.
16.4.2.7. В случае, когда нижняя граница высоты контролируется при помощи оптического устройства, соответствующий судья на линии сообщает главному судье о факте нарушения в реальном времени по радиостанции.
16.4.2.8. В случае, когда судьи оценивают нарушение нижней границы высоты, каждый судья должен зафиксировать факт нарушения, но без изменения оценки за фигуру.
16.4.2.9. В случае, если большинство судей зафиксировало нарушение высоты в своих протоколах, на участника налагается штраф. Если в результате голосования нет необходимого большинства голосов судей, главный судья имеет решающий голос.
16.4.3. Нарушения зоны пилотажа (вылет за границы квадрата).
16.4.3.1. Нарушением зоны пилотажа (вылетом за границы квадрата) считается ситуация, когда линейный судья видит, что фюзеляж планера пересекает обозреваемую им линию, даже если это случается несколько раз на одной и той же фигуре. Нарушение засчитывается, если оно подтверждено обоими судьями на одной и той же линии.
16.4.3.2. За каждый вылет за границы квадрата более чем на 50 м, и за каждую фигуру, начатую более чем на 50 м, вне зоны пилотажа спортсмен получает штрафные очки.
Время вылета за границы квадрата будет определено двумя линейными судьями, находящимися на линии судей по пилотажу на наветренном и подветренном углах квадрата (фронтальная граница квадрата). Такие вылеты будут наказываться 2 баллами за каждую секунду вылета за границы.
Время вылета за пределы тыльной границы квадрата не регистрируется и не наказывается.
16.4.3.3. В случае, если участник пролетает за пределами угла квадрата, то общее время, записанное судьей на этом углу, принимается за правильное время для этого вылета за границы квадрата. Если два линейных судьи измеряют продолжительность вылета за пределы их общей границы квадрата по-разному, то штрафные баллы начисляются за среднее значение продолжительности вылета.
16.4.3.4. Все фигуры программы, даже если они были выполнены за границей зоны пилотажа, оцениваются, при этом на оценку за позиционирование влияют только значительные отклонения.
16.4.3.5. Фигуры, исполненные далеко за пределами зоны пилотажа, могут быть помечены оценкой PZ из-за плохой видимости их исполнения.
16.4.4. Вставки.
16.4.4.1. Вставкой считается любой маневр, предусматривающий изменение направления полета более чем на 90 градусов, который не указан в программе полета. К таким маневрам относятся:
- а) маневр для возвращения в зону пилотажа;
- б) любая лишняя фигура, не предусмотренная комплексом (например, полный разворот).
Маневры, не считающиеся вставками, перечислены ниже в пункте 16.4.4.2. настоящего раздела.
Каждая вставка наказывается 70 баллами штрафа.
16.4.4.2. Если из-за ошибки, допущенной в процессе исполнения предыдущей фигуры, пилоту требуется выполнить маневр для восстановления заданного направления полета, и при этом он уже получил оценку HZ за ошибочно исполненную фигуру, то штрафные баллы за такой маневр не вычитаются. Такая коррекция направления или ориентации не должна превышать 180 градусов (по направлению) или изменения положения более чем на половину крена или половину петли.
16.4.4.3. В планерных фигурах высшего пилотажа не используется обозначение остановки или прерывания в выполнении программы путем отмашки. Отмашка указывает на завершение программы.
16.4.4.4. Прерывание программы для набора высоты с использованием термических потоков наказывается дисквалификацией участника по выполняемой программе.
16.4.5. Нарушение ограничений для тренировочных полетов.
16.4.5.1. Попытки исполнения неизвестных программ в тренировочных полетах наказывается дисквалификацией участника до окончания соревнования.
16.4.5.2. Пилоту будет начислено 200 штрафных баллов за каждую исполненную фигуру, не предусмотренную комплексом.
16.4.6. Опоздание или неявка.
16.4.6.1. В случае опоздания без уважительной причины участника к вылету, определенному жеребьевкой по Программе 1, он получает предупреждение и 300 штрафных баллов за полет. Если же участник не появляется в отведенное для выполнения программы время, он не допускается до старта в данной программе.
16.4.6.2. В случае опоздания без уважительной причины участника к вылету, определенному жеребьевками по Программе 2, 3 и 4, участник не будет допущен к участию в этих программах. Исключения из этого правила могут быть сделаны только специальным решением жюри.
16.4.7. Нарушение порядка выполнения отмашек.
16.4.7.1. Отсутствие отмашек или нечеткие отмашки в начале и в конце выполнения комплекса наказываются 35 штрафными баллами.
16.4.7.2. Линейные судьи прекращают оценивать нарушения границ зоны пилотажа после первой отмашки, обозначающей окончание комплекса, или, в случае если отмашки не были видны, через 10 секунд после того, как планер покинул зону пилотажа после окончания выполнения последней фигуры комплекса.
16.4.8. Нарушение правил безопасности и опасное пилотирование.
Участники, допустившие нарушение правила полетов и/или опасное пилотирование, по рекомендации жюри дисквалифицируются директором соревнования. Главный судья, с согласия двух третей членов судейской коллегии, может прекратить выполнение полета участника, пилотирование которого было признано опасным. Данная мера может быть применена в любое время полета, от момента взлета, до момента приземления.
16.4.9. Штрафы за исполнение фигур.
16.4.9.1. При вычислении оценки за выполнение фигуры судья исходит из того, что за идеальное исполнение фигуры выставляется оценка 10, каждое замечание по исполнению фигуры понижает эту оценку в соответствии с правилами, изложенными ниже в настоящем пункте.
16.4.9.2. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5°.
16.4.9.3. Отсутствие горизонтальной линии в начале или в конце фигуры штрафуется на 1 балл для данной фигуры.
16.4.9.3. Горизонтальные линии оценивается по траектории полета, а не по наклону фюзеляжа планера относительно линии горизонта. Для пилотажа на планерах допускается наклон горизонтальной линии от 0° до 10° ниже линии горизонта.
16.4.9.4. Исходной точкой для вертикальных и
16.4.9.5. Если во время полета в заранее заявленной плоскости (вертикальной, горизонтальной, с наклоном 45°) участник допускает крен относительно продольной оси, отметка уменьшается на 1 балл за каждые 5° отклонения.
16.4.9.6. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:
- а) видимая разница — на 1 балл;
- б) длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 — на 2 балла;
- в) далее — до 3 баллов.
За основу берется длина первой выполненной линии.
16.4.9.7. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение (качок) влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос планера прошел через требуемое положение и затем возвращен на него (клевок).
16.4.9.8. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на 1 балл.
16.4.9.9. Если общее количество понижений оценки фигуры приводит к значению, меньшему, чем 0,5 балла, фигуре присваивается отметка 0.0 («численный ноль»), в этом случае судья должен указать причину, по которой фигуре был выставлен 0.0.
16.5. Дисциплина «класс пилотажный неограниченный — фристайл».
16.5.1. Общие требования.
16.5.1.1. Для составления комплекса разрешено использование фигур, не входящих в каталог Арести.
16.5.1.2. При выполнении полетов в дисциплине «класс пилотажный неограниченный — фристайл» может использоваться музыкальное сопровождение и дымы (на планерах оборудованных дымовой системой).
16.5.2. Оценка программы.
Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по десяти критериям, приведенным в Таблице № 11.
Таблица № 11. Критерии оценки фристайла
Критерий оценки | Коэффициент |
---|---|
Техническое достоинство: | 160 |
Использование многих различных разделов полетного пакета | 40 |
Использование аэродинамического управления и гироскопических сил | 40 |
Чистота исполнения отдельных элементов маневра | 40 |
Комбинация элементов маневров в широком разнообразии фигур, выполненных на разных осях и траекториях | 40 |
Артистическое впечатление: | 160 |
Доставляющее удовольствие и непрерывное течение фигур | 40 |
Контрастные периоды динамических и грациозных маневров | 40 |
Презентация индивидуальных фигур в их лучшей ориентации | 40 |
Размещение индивидуальных фигур в их оптимальные позиции | 40 |
Место пилотажа: | 80 |
Симметрия | 40 |
Зона пилотажа | 40 |
Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.
Оценка судьи за качество выступления участника равна сумме очков по каждому критерию.
Оценка за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф за нарушение пределов высоты и времени.
Для хронометража полетов по программе «класс пилотажный неограниченный неограниченный — фристайл» за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.
Хронометраж производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое показаний трех хронометров.
16.6. Метод вычисления результатов.
16.6.1. Все оценки судей по пилотажу фиксируются в протоколах, которые регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.
16.6.2. По завершению оценки выполнения программы протоколы передаются для последующего подсчета результатов всех участников при помощи компьютерной программы Fair Play System (FPS), формирующей протокол результатов по программе.
16.6.3. При вычислении результатов отбрасываются наибольшее и наименьшее количество очков, данных судьями участнику за комплекс. Результат определяется как среднее арифметическое показателей оставшихся судей.
17. Подведение итогов и награждение победителей
17.1. Соревнования в пилотажных дисциплинах считаются состоявшимися (разыгранными), если закончены не менее двух программ.
17.2. Полеты в каждой дисциплине проводятся для любого количества участников (для розыгрыша командных соревнований). Определение и награждение победителя в спортивной дисциплине проводится при условии участия не менее четырех спортсменов.
17.3. Зачет общий для мужчин и женщин.
17.4. В зачет многоборья входят результаты розыгрыша программ № 1, 2, 3, 4.
17.5. Командный результат определяется по сумме результатов трех спортсменов команды, набравших наибольшее число очков в многоборье, вычисленных в процентах от максимально возможного количества очков.
17.6. Если в соревнованиях участвует менее трех команд, состоящих из не менее чем трех спортсменов, результат командных соревнований может быть определен по двум спортсменам.
Награждение победителей соревнований всех уровней производится в соответствии с утвержденным Положением о соревнованиях.