Правила вида спорта «Спорт сверхлегкой авиации» от «06» мая 2015 г.


Раздел I. Безмоторный полёт

Часть 1. Введение

1.1. Общие положения.

1.1.1. Спорт сверхлегкой авиации — вид спорта с обязательным использованием сверхлегкого воздушного судна в качестве спортивного снаряда, движущегося в атмосфере Земли и управляемого спортсменом или спортсменами, находящимися на борту этого воздушного судна.

1.2. Общее требования к безмоторным сверхлегким воздушным судам.

1.2.1. Общее определение безмоторного сверхлегкого воздушного судна.

Безмоторное сверхлегкое воздушное судно — это летательный аппарат, вес которого не превышает 115 килограммов, конструкция которого позволяет производить старт и приземляться исключительно при помощи ног пилота.

1.2.2. Дельтаплан с балансирным управлением — СВС имеющее жесткую базовую структуру, с перемещением массы пилота относительно центра воздушного давления как единственного метода контроля управления, позволяющее обеспечить благополучный взлет и приземление в условиях полного отсутствия ветра. Вспомогательные средства управления, касающиеся поддержания геометрической крутки крыла, разрешены в том случае, если они работают симметрично, при этом:

  • должны быть построены только из частей выпускаемых производителем, за исключением адаптированных упрощений стоек и основных труб, поставляемых изготовителем;
  • могут иметь мачту, которая является основной частью дизайна и которая берет на себя большую часть нагрузки, когда СВС не летит;
  • устройство, обеспечивающее стабильность и продольную устойчивость должно быть отрегулировано в пределах, установленных производителем;
  • вес пилота должен быть в пределах диапазона, установленного производителем.

1.2.3. Дельтаплан с аэродинамическим смешанным управлением — СВС имеющее жесткую базовую структуру с подвижными аэродинамическими поверхностями как основной метод контроля управления, и позволяющее обеспечить благополучный взлет и приземление в условиях полного отсутствия ветра.

1.2.4. Параплан — СВС не имеющее жесткой базовой структуры, позволяющее обеспечить благополучный взлет и приземление в условиях полного отсутствия ветра.

1.2.5. Начало полета СВС.

Полет СВС начинается с разбега при помощи ног пилота с последующим взлетом. Взлет осуществляется либо с возвышенности (горы, холма и т.п.) самостоятельно пилотом, либо с любой ровной поверхности земли (поля, аэродрома и т.п.) с помощью средств механизированного старта (аэробуксировка, лебедка). Исключение составляют следующие случаи:

  • на соревнованиях, где взлет осуществляется с помощью средств механизированного старта, организаторами могут быть допущены к использованию колеса на буксируемом аппарате, в т.ч. отцепляющиеся непосредственно после взлета, при условии соответствия СВС требованиям пункта 1.2.1.

1.3. Полет. Определения.

1.3.1. Полет — движение СВС в воздухе с момента взлета до момента посадки под воздействием полезной нагрузки на крыло.

1.3.2. Свободный полет.

Та часть полета, во время которой СВС не буксируется, не переносится другим летательным аппаратом или не использует любые механические средства для продолжения полета.

1.3.3. Выполненный полет.

Результат, установленный во время свободного полета.

1.3.4. Маршрут полета.

Маршрут полета состоит из прямых линий, соединяющих старт, любые поворотные и контрольные пункты в установленной или заранее объявленной последовательности (при их наличии) и финиш.

1.3.4.1. Заявленный маршрут.

Маршрут, заранее заявленный организатором спортивных соревнований в письменном виде.

1.3.4.2. Упражнение.

Один завершенный полет по маршруту от старта до финиша.

1.3.5. Начало полета.

1.3.5.1. Взлет.

Пункт и/или время, при котором все части СВС и его экипажа отрываются от земной или водной поверхности.

1.3.5.2. Место взлета.

Пункт, из которого производится взлет. Если взлет производится с аэродрома, за этот пункт может быть принят его центр.

1.3.5.3. Старт (пункт начала выполнения зачетной части полета).

Старт может быть наземным или воздушным.

1.3.5.4. Время старта.

Время, отсеченное на старте, или время пересечения стартовой линии.

1.3.5.5. Высота старта.

Высота на которой находится СВС над уровнем моря на старте.

1.3.5.6. Пункт отцепки от элемента буксировки.

Точка на земной или водной поверхности, образованная проведением вертикальной линии на эту поверхность из точки, в которой произошла отцепка СВС от элемента буксировки.

1.3.5.7. Стартовая линия.

Условные вертикальные ворота установленной ширины и высоты, основание которых определено на земле.

1.3.5.8. Наземный сигнал.

Наземные сигналы могут использоваться для оповещения о начале упражнения или его части. Наземный сигнал может быть стартом или контрольным пунктом.

1.3.5.9. Виды старта:

  • старт в воздухе. Время отсекается когда СВС, находящееся в свободном полете, пересекает стартовую линию или пункт начала полета;
  • старт с места. Старт находящегося в покое СВС. Время старта отсекается с момента подачи сигнала «Старт разрешаю» или «Пошел».

1.3.5.10. Стартовый сектор.

Определенная зона, непосредственно обозначенная наземными ориентирами, либо зона заданной формы и размера с привязкой к определенному наземному ориентиру или к условной точке, заданной координатами. Если на соревнованиях используется стартовый сектор, в Положении (регламенте) соревнования должны указываться его тип, форма и размер.

1.3.6. Поворотный пункт.

Характерный ориентир на поверхности земли или условная (виртуальная) точка, заданная координатами. Подробная информация о поворотном пункте маршрута дается перед взлетом на предполетной подготовке (брифинге).

1.3.6.1. Прохождение поворотного пункта.

При прохождении поворотного пункта СВС должно облететь снаружи вертикальную проекцию ориентира поворотного пункта или влететь в определенный сектор, или влететь в определенный сектор с определенной стороны.

1.3.6.2. Сектор поворотного пункта.

Условный сектор цилиндра заданного радиуса, центр которого определяется координатами.

1.3.7. Контрольный пункт.

Контрольным пунктом является пункт, над которым СВС должно пролететь или совершить посадку на него во время полета по маршруту.

1.3.8. Установленная последовательность.

Порядок, в котором должны быть пройдены поворотные или контрольные пункты.

1.3.9. Пункт проверки местоположения.

Пунктом проверки местоположения является пункт, над которым пилот должен пролететь во время полета, маршрут к которому не объявлен заранее.

1.3.10. Окончание полета.

1.3.10.1. Посадка.

Первое касание земли любой частью тела пилота или любой частью его СВС.

1.3.10.2. Место посадки.

Центр аэродрома (поля, парадрома или дельтадрома) или четко размеченное место, на котором производится посадка.

1.3.10.3. Финиш.

Место посадки или время пересечения финишной линии.

1.3.10.4. Финишная линия.

Условные вертикальные ворота установленной ширины и высоты, основание которых обозначено на земле.

1.3.10.5. Пересечение финишной линии.

Финишная линия считается пересеченной, когда ее пересечет носовая часть СВС, до совершения посадки или после, если это определено Положением (регламентом) соревнования.

1.3.10.6. Сектор финиша.

Определенная зона, непосредственно обозначенная наземными ориентирами, либо зона заданной формы и размера с привязкой к определенному наземному ориентиру или к условной точке, заданной координатами. Если на соревнованиях используется сектор финиша, в Положении (регламенте) о соревнованиях должны указываться его тип, форма и размер.

1.3.10.7. Время финиша.

Время пересечения финишной линии.


Правила вида спорта «Спорт сверхлегкой авиации»