Правила вида спорта «Спорт сверхлегкой авиации» от «06» мая 2015 г.


Раздел III. Упражнения на соревнованиях и санкции

Часть 5. Упражнения для моторных CВС кроме паралетов и мотопарапланов

5.1. Общие условия.

5.1.1. Оценка упражнения.

Выполнение упражнений категории А и В оцениваются с помощью записывающего оборудования — устройство GNSS. Каждый участник несет ответственность за правильную настройку своего записывающего оборудования и следит за уровнем зарядки его батарей. Местоположение, в момент которого проводится запись, называется фиксированной точкой. В том случае, если сделана ошибка или какой-либо участник ставится в невыгодное положение в результате неправильного расположения или размещения записывающего оборудования, разрядки батареи или технического сбоя, возможно засчитывание результата подтвержденного Фотографией.

Участник может использовать два комплекта записывающего оборудования, и, в случае сбоя или ограничения функциональности одного из них, используется другой комплект или комбинацию результатов двух комплектов.

5.1.2. Прохождение ППМ.

ППМ считается пройденным, если минимум одна зафиксированная бортовым регистратором точка расположена внутри выделенной зоны, или если прямая линия, соединяющая две последовательно расположенные точки Фикс проходит через выделенную зону (рис. 1).

Рисунок 1

Рис. 1

Рисунок 1

Рис. 2

Оцениваемая зона представляет собой цилиндр бесконечной высоты, перпендикуляр к поверхности земли (вертикаль), с центром в определяемой точке, и радиусом в 200 м (рис. 2). Организатор может расширить радиус на значение, компенсирующее колебания, вызванные неточностью этого метода измерения (для GPS погрешность составляет 25 м, и данная погрешность вызвана округлением значения координат в программе, производящей оценку). Эти допустимые колебания, компенсирующие погрешность метода измерения, не могут использоваться участниками для получения преимущества, путем увеличения отмеченной зоны. Это гарантирует то, что участник, точно прошедший ППМ в пределах 200 м радиуса, будет всегда точно оценен и получит свои очки. Поворот, выполненный перед ППМ под острым углом, не может быть рассмотрен как полет в обратном направлении, или кружение над маршрутом.

5.1.3. Временные ворота и прохождение маршрута.

Временные ворота — это перпендикуляр к поверхности, и к земле и к маршруту, шириной 200 м плюс 25 м допустимых колебаний с обеих сторон от оси маршрута, и бесконечной высоты (Рис. 3). Колебание в 25 м предназначено для компенсирования погрешности метода измерения и не может использоваться участниками для получения преимущества, путем увеличения отмеченной зоны. Это лишь гарантирует, что участник, точно прошедший ППМ в пределах 200 м радиуса, будет всегда точно оценен и получит свои очки.

Рисунок 3

Рис. 3

Рисунок 4

Рис. 4

Маршрут содержит известные и скрытые ворота. Известные ворота обычно расположены на ИПМ и на КПМ, если иное не установлено на брифинге. Известные ворота всегда формируются либо географическим объектом, отмеченным на карте (различные шоссе, дороги, перекрестки, железные дороги, русла рек, дамбы, водоемы и прочие подобные объекты), либо они отмечаются на земле белыми полотнищами, расположенным по прямой линии в направлении, перпендикулярном направлению маршрута, с интервалом в 10 м друг от друга. Скрытые ворота могут быть расположены где угодно на маршруте, и их расположение не отмечено на картах, выдаваемых участникам, и не раскрывается каким-либо другим образом. Временные ворота необходимо всегда проходить в правильном направлении (Рис. 4). Полет сквозь временные ворота в обратном направлении не рассматривается как надлежащее их прохождение, и, в случае, если ворота расположены на прямой линии, такой полет в обратном направлении расценивается как доказательство полета в обратном направлении. Временные ворота так же могут быть расположены в точке нахождения ППМ. Полет через ворота, расположенные на ППМ, где маршрут образует угол более 90º, не рассматривается как полет в обратном направлении и штрафные очки не начисляются. Если участник точно проходит и ворота и ППМ, он получает очки и за ворота и за ППМ. Если участник правильно проходит ППМ, но не правильно проходит ворота, или не проходит их совсем, очки начисляются только за прохождение ППМ. В случае, если участник пропускает ППМ, он не получает очки ни за ворота, ни за ППМ.

5.1.4. Измерение скорости и времени.

В первую очередь время измеряется путем вычисления времени достижения точки Фикс бортовым регистратором, записываемой в определенном месте — временные ворота.

Первое измеренное время — это время прохождения ИПМ.

Маршрут может содержать несколько секторов независимо измеряемых и оцениваемых, с максимальной и минимальной скоростью, в этом случае будут измеряться ближайшие Фикс точки до и после ворот.

Во время измерения допустимы колебания в ± 5 с. Это гарантирует, что участник, правильно и точно прошедший временные ворота в пределах отведенного времени, будет всегда точно оценен и получит свои очки, не будучи поставлен в неблагоприятное положение из-за ошибки, вызванной методом измерения. Для каждого моторного СВС устанавливается время взлета в инструкции выдаваемой перед упражнением. Для заданий по навигации это время установлено в часах, минутах и секундах в следующем формате: HH:MM:SS (например, 12:05:00). Обязанностью каждого участника является взлет, самое раннее в установленное время, и самое позднее, через 60 с по его прошествии. Отправная точка движения моторного СВС для плавного взлета, рассматривается, таким образом, как старт. Предварительный старт или его пропуск штрафуются, если иное не установлено на брифинге, на 10 % от общего результата упражнения.

скорость определяется с помощью формулы: v=s/t,

где v — скорость в м/с, s — расстояние в метрах, t — время в секундах.

5.2. Стандартные процедуры.

5.2.1. Стартовый список.

Стартовый список — список последовательности взлетов моторных СВС, составляется в соответствии с заявленной скоростью от самого быстрого до самого медленного. Цель — избежать столкновений во время полета.

Руководители команд заявляют планируемые скорости своих моторных CВС не позднее, чем за 2 часа до первого упражнения. Первый Тр публикуетcя на брифинге. Стартовый список публикуется как можно раньше, но не позже чем за 1 час до начала первого упражнения.

5.2.2. Карантин перед взлетом и взлет.

Все участники размещают свои моторные СВС для подготовки к выполнению упражнения на линии в месте, обозначенном их номером участника соревнований не позднее, чем за 30 минут до первого Тр и обязаны закрепить (заякорить) его и оставить в карантинной зоне. Если планируется посадка на каких-либо других аэродромах, пилот должен иметь оборудование для парковки в СВС (только крепления и веревки, молоток или топор будут доступны для использования на соответствующих аэродромах).

Экипаж находится в непосредственной близости от своего моторного СВС за 10 минут до Tp времени. В эти 10 минут проводится инспекция моторного СВС и опечатывание мобильных телефонов и приборов GPS судьями.

Вся подготовка к полету выполняется в моторном СВС или в непосредственной близости от него. Для подготовки к полету используют те инструменты, которые определены на брифинге. Выход из карантина производится только с разрешения судьи, но время не будет добавлено для планирования и подготовки к полету.

Во время T1 — спортсмен выруливает до линии взлета, обозначенной на местности. Если никакой дополнительной информации не будет, то пилот следует стандартной процедуре взлета определяется лишь стартовая точка. Стартовые точки (ИПМ) определены для всего соревнования. После взлета пилот пересекает SP во время T2 и следует по маршруту в соответствии с условиями выполнения упражнения.

5.2.3. Посадка и карантин после посадки.

После прохождения конечной точки маршрута пилот должен лететь прямо к аэродрому назначения, по установленной глиссаде на посадочную площадку. Пилот должен быть над аэродромом посадки не позднее, чем во время прохождения FP+T3.

Если пилот не проинформирован относительно процедуры окончания упражнения, то он принимает собственное решение, с учетом сложившейся ситуации на конечном этапе выполнения упражнения и производит посадку в соответствии с инструкцией аэродрома. Нормальный круг захода на посадку — левый круг.

После приземления пилот выруливает в карантинную зону. Информация о карантинной зоне (её месте и размерах) доводится на первом брифинге.

Сразу же после парковки моторного СВС спортсмен сдает свои бортовые регистраторы или фотопленки судьям. Пилоту дается 15 минут после остановки для подготовки и сдачи его доклада о выполнении упражнения судье.

5.2.4. Декларация пилотов.

Если участников просят что-либо заявить, то они заполняют декларацию в рамках подготовки к полету и передают судье перед взлетом до пересечения линии старта. Пилот подписывает эту декларацию, также он может сделать копию для себя. Судьи не должны получать не подписанные декларации. Пилот может попросить судью подписать его копию. Если будут какие-то различия между этими декларациями, судья имеет право отказаться от подтверждения копии декларации пилота.

Стандартные санкции.

Санкции за нарушения, применяемые ко всем категориям упражнений моторных СВС:

  • моторное СВС не заякорено на стоянке минус 20% от полученного результата в упражнении;
  • превышение времени взлета более чем на 60 с минус 10% от ценности (стоимости) упражнения;
  • посадка после Т3 минус 10 % от ценности упражнения до 1 минуты задержки, минус 50% — до 3 минут, если более 3 минут — результат аннулируется. Это наказание не применяется, если задержка будет результатом оперативной обстановки на земле или в воздухе, но пилот не должен вылететь из очереди и он обязан совершить посадку как можно скорее;
  • отклонение от маршрута на расстояние большее, чем указано на брифинге или поворот более чем на 90º (если это не предусмотрено упражнением) минус 50 % от ценности упражнения;
  • полет в обратном направлении, полет в запрещенной воздушной зоне, нарушение правил карантина, проведение летных испытаний или свободный полет без разрешения Главного судьи — результат аннулируется;
  • выкатывание с палубы, посадка до палубы, нарушение задней границы палубы во время взлета (или старт до палубы), касание земли после палубы при взлете, пересечение боковой границы палубы во время взлета и посадки без разрешения судьи — результат аннулируется за выполнение упражнения категории С, для другого упражнения минус 20 % от выполненного результата этого упражнения;
  • нарушение правил техники безопасности или общих правил безопасности полётов — дисквалификация в соответствующем упражнении, а при повторном нарушении — дисквалификация в соревновании;
  • использование оборудования не разрешенного для подготовки и во время выполнения полета, посадка вне установленной зоны, нарушение целостности печатей — дисквалификация в соответствующем упражнении;
  • отклонения по времени минус 2 % от стоимости соответствующих ворот за каждую секунду сверх допустимого времени;
  • отклонения по скорости минус 10 % от стоимости соответствующего упражнения за каждый 1 км/ч от заявленной скорости;
  • отклонение в отметке на карте ориентира местности от правильного положения от 2 мм до 5 мм — результат в упражнении аннулируется;
  • отклонение в отметке на карте ориентира местности от правильного положения более 5 мм минус 100 очков от общего результата в соревновании.
5.3. Типовые упражнения.

5.3.1. Упражнения категории А (пункт 4.9.1).

5.3.1.1. Точность навигации с учётом скорости, экономичности, фиксации обозначенных и скрытых пунктов (объектов маршрута), а также решение новых задач, полученных в процессе выполнения полёта. Навигация по известному маршруту.

В качестве известного маршрута принимают маршрут совпадающий с контуром очертания одного из животных (заяц, лиса, медведь и т.п.), пример: (медведь)

Рисунок 5

Рис. 5

Участники взлетают с площадки в T1, во время T2 они минуют ворота стартовой точки (ИПМ), далее следуют по нанесённому на карту маршруту, находят ориентиры на местности (по фотографиям) и наносят их на карту, сохраняя при этом заявленную скорость. Участки пути между ППМ могут быть прямыми, частью окружности или криволинейными. Задача заканчивается в точке финиша (КПМ). Последующее приземление является уже независимой задачей на точность.

Инструкция:

Tp — от стартового списка, T1 от стартового списка, T2=T1+Tх, Т3=Ту, СНР=TPx, SP и FP являются КТG, несколько фотографий на одном листе даются для поиска и отметки на карте. Не определенное количество МК может быть на маршруте, неопределенное число CG может быть на маршруте, неопределенное число HTG может быть на маршруте.

Описание маршрута:

Точка Описание Расстояние (в км, округлено до 0,1)
От предыдущей От SP
Заявленное время (часы, мин, сек)
HH:MM.SS
SP
TP1
TP2
TP3
TP4
TP5
FP

Порядок оценки результата: (может быть изменен на брифинге)

Описание Очки
За четкое прохождение: старта, финиша, ППМ, контрольные точки 100-200
За четкую идентификацию и запись знаков/Фотографий в пределах 2 мм 100-200
За идентификацию и запись знаков/фотографий в пределах 2–5 мм 0
За идентификацию и запись знаков/фотографий в пределах более 5 мм штраф минус 100
За каждое прохождение ворот в отведенный лимит времени.
Отклонение более 5 с от расчетного времени в воротах.
300-500 минус 5-10 очков за каждую секунду

Учитываются все очки полученные экипажем. Пересчет этих очков на 1000 происходит по следующей формуле:

Р=(С/Wх1000)-штраф,

где C — общее количество всех очков, заработанных участником, W — максимальное общее количество очков, полученное самым успешным участником.

5.3.1.2. Точность навигации с учётом скорости, экономичности, фиксации обозначенных и скрытых пунктов (объектов маршрута), а также решение новых задач, полученных в процессе выполнения полёта. Навигация по частично известному маршруту.

Инструкция по построению неизвестных частей маршрута:

Пилоты получают карту задания, где нарисована прямые линии и кривая линия (Рис. 6).

Рисунок 6

Рис. 6

SPA и FPA определяют начало и конец прямой линии, SPB и FPB определяют начало и конец кривой. Полет начинается в SPA и следует в направлении FPA.

При нахождении ориентира показанной но фотографии ТР1, пилот наносит на карту перпендикуляр от прямой линии к линии SPB-FPB и летит до пересечения с кривой в точке ТР2.

Далее следует в направлении FPB до нахождения ориентира показанного на фото ТР3, от этой точки наносит перпендикуляр к прямой линии и следует по нему до ориентира ТР4 и т.д.

Спортсмен должен найти и отметить на карте ориентиры показанные на фотографиях, построить перпендикуляры ТР1-ТР2, ТР3-ТР4, ТР5-ТР6, ТР7-ТР8, ТР9-ТР10 и построить прямую линию ТР10-ТР11 (Рис. 7),

Рисунок 7

Рис. 7

на всём маршруте держать заявленную скорость. При этом скорость измеряется только на прямых участках или сочетании нескольких прямых (например между точками ТР3 и ТР5). Измерение скорости на кривых участках маршрута не производится. После обнаружения ТР1, ТР3, ТР5, ТР7, ТР9 спортсмен может выполнить вираж для нанесения на карту ППМ и соответствующих перпендикуляров.

В найденных TP могут быть расположены входные временные ворота с радиусом 200 м, которые проходятся в правильном направлении. В построенных ТР могут быть расположены финишные временные ворота. Построенные точки имеют радиус 500 м. В любой части кривой могут быть скрытые ворота с радиусом 200 м.

Два комплекта фотографий выдают пилотам. Комплект А имеет важное значение на маршруте от SPA в TP5 и будет содержать фотографии ТР1, ТР2, ТР3, TP4, TP5 и фотографии F1, F2 и F3. Комплект B является значимым с TP5 до FP и содержит фотографии TP6, TP7, TP8, TP9, TP10 и фотографии F4, F5 и F6.

Фотографии TP1, ТР3, TP5, TP7 и TP9 правильные, и они сняты по направлению полета. На этих фотографиях некоторые объекты изображаются на карте. Фотографии TP2 и, TP4, TP6, TP8 и ТР10 могут быть правильными или ложными, и пилоты принимают решения, правильные они или нет. Эти фотографии могут быть сняты с любого направления и с любой высоты полета.

Если ППМы были посещены, но пилот не примет решение об отметке ТР на карте, то такое решение будет как неправильное. Если поворотные точки ТР2, ТР4, ТР6, ТР8 и ТР10 не посетил и ничего не отметил, оценка будет равна нулю. Если пилот отмечает ТР, на которой не был, оценка будет со знаком минус. Фото F1-F6 должен быть найдены и отмечены на карте. Они могут быть верные или ложные.

Инструкция:

Tp, T1-на стартовом списке, T2=T1+Тх, Т3=Ту, CHP=TP5, процедуры взлета и захода на посадку указываются на брифинге.

Порядок оценки результата: (может быть изменен на брифинге)

Описание Очки
За правильное прохождение ИПМ, ППМ, скрытых ворот, КПМ 100-200
За правильную идентификацию и отметку знаков / фотографий в пределах 2 мм.
Правильное решение, если фото правильное или неправильное.
Неправильные решения.
100-200
100-200
минус 100 от результата в упражнении
Сохранение заявленной скорости.
Отклонение более чем на 2 км\ч от заявленной скорости.
100-200
минус 30 от результата в упражнении

Учитываются все очки полученные экипажем. Пересчет этих очков на 1000 происходит по следующей формуле:

Р=(С/Wх1000)-штраф,

где C — общее количество всех очков, заработанных участником, W — максимальное общее количество очков, полученное самым успешным участником.

5.3.1.3. Точность навигации с учётом скорости, экономичности, фиксации обозначенных и скрытых пунктов (объектов маршрута), а также решение новых задач, полученных в процессе выполнения полёта. Треугольник в треугольнике  навигация по частично известному маршруту.

Участники взлетают с площадки в T1, во время T2 проходят стартовую точку (SP), далее следуют по начертанному маршруту, найти фотографии и знаки, начертить неизвестные участки маршрута в соответствии с инструкциями, сохранять заявленную скорость по всему маршруту. После прохождения КПМ(FP) пилот летит на аэродром назначения. Приземление является независимой задачей на точность посадки.

Инструкция для построения неизвестных участков маршрута и описание упражнения:

На карте соревнований нанесено:

Стартовая точка (SP), поворотные точки А, В и С, КПМ (FP). Пилот проходит стартовую точку следует нарисованному маршруту A, B , C и снова A. На участке от A до B есть ориентир для построения точки CP1. На участке от B до C есть ориентир для построения точки CP2, На участке TPC до TPA есть ориентир для точки CP3.Точки для построения CP1, CP2 и CP3 задаются фотографиями ориентиров на местности с отметками CP1, CP2 и CP3 (Рис. 8).

Рисунок 8

Рис. 8

Пилот должен начертить линии (Рис. 8):

  • линия «a» от CP1 до вершины треугольника C;
  • линия «b» от CP2 до вершины треугольника A;
  • линия «c» от CP3 до вершины треугольника B;
  • точка пересечения линий «a» и «c» задает вершину треугольника D;
  • точка пересечения линий «a» и «b» задает вершину треугольника E;
  • точка пересечения линий «b» и «c» задает вершину треугольника F.

Маршрут проходит по следующим точкам: SP, A, B, C, A, D, E, F, FP.

Время для подготовки к полету и построения маршрута не предоставляется.

Радиус ППМ и ворота на известных участках маршрута 200 м, на неизвестных — 500 м. Если фотографии местности необходимые для построения D, E, F не будут найдены, пилот следует заданным маршрутом и после второго пересечения точки А следует в КПМ (FP).

Пилот получит три комплекта фотографий.

Первый — содержит фотографии построенных точек CP, A, B, C и фотографии D, E и F. Фотографии CP, A, B и C корректные их позиция на карте и фотография ориентира по факту имеют отклонение максимум 50 м от оси маршрута. Сфотографированы с направления полета с отклонением максимум 15º, с высоты 150–300 м над поверхностью земли. Фотографии D, E, F могут быть корректными или некорректными. Спортсмену следует принять решение корректные эти фотографии или нет. Правильные решения по корректным фотографиям дают очки, не правильные по некорректным — штрафуются. Если ППМы были посещены, но пилот не принял решение об отметке ТР на карте, то такое решение будет оштрафовано как неправильное. Если поворотные точки D, E, F не посетил, ничего не отметил, оценка будет равна нулю. Если пилот отмечает ТР, на которой не был, оценка будет со знаком минус (штраф). Один разворот на 360° над точками D, E и F для определения, корректные они или нет разрешен, но дополнительное время не предоставляется.

Второй комплект включает фотографии № 1-8 и заканчиваются в FРС, фотографии в обоих комплектах могут быть корректными или некорректными. Все фотографии на неизвестных участках маршрута являются только корректными.

Фотографий не будет как минимум 3 км после каждой построенной точки.

SP, D, E, F и FP являются известными временными воротами. На известном участке маршрута могут находиться скрытые временные ворота для проверки времени, не будет скрытых временных ворот как минимум 3 км после каждой построенной точки.

Инструкция:

Tp, T1 — на стартовом списке, T2=T1+Тх, Т3=Ту, CHP=TP5, процедуры взлета и захода на посадку будут указаны на брифинге.

Порядок оценки результата: (может быть изменен на брифинге)

Описание Очки
За правильное прохождение ИПМ, ППМ (TP) A, B, C, КПМ 100-200
За правильное прохождение ППМ (TP) D, E, F 300-400
За правильную идентификацию и отметку знаков / фотографий в пределах 2 мм.
Правильное решение: фото корректное или нет.
Неправильное решение.
100-200
100-200
-100
За прохождение каждых временных ворот с интервалом ± 5 с.
Отклонение более чем на 5 с от заявленной скорости.
100-200
минус 5 очков за каждую секунду

Учитываются все очки полученные экипажем. Пересчет этих очков на 1000 происходит по следующей формуле:

Р=(С/Wх1000)-штраф,

где C — общее количество всех очков, заработанных участником, W — общее количество очков, полученное самым успешным участником.

5.3.1.4. Максимальная дальность полёта по контролируемому маршруту без промежуточных посадок и дозаправок (Ралли). Навигация по известному маршруту, построенному экипажем перед полетом.

Участники взлетают с ВПП во время Т1, и во время Т2 проходят ИПМ (SP) и следуя нарисованному маршруту находят фотографии ориентиров местности, знаки, отмечают их на карте, сохраняя заявленную скорость. Линия, соединяющая ППМ, состоит из прямых участков. Задание заканчивается в КПМ (FP) (Рис. 9). Последующее приземление отдельное упражнение на точность.

Рисунок 9

Рис. 9

Описание построений:

Пилот получает карту соревнования, где нанесены ИПМ, КПМ и инструкцию для последующего построения маршрута. Время для подготовки к полету ограничено.

Инструкция для построения маршрута содержит:

  • расстояние с двух известных точек;
  • расстояние и правильное направление с одной известной точки;
  • расстояние с одной точки и правильное направление с другой точки;
  • правильное направление с двух точек;
  • простая инструкция для обозначения (рисования) точек.

Инструкция, выдаваемая пилоту:

ППМ (ТР) № от ППМ (ТР) от ППМ (ТР) Описание (легенда)
ППМ №_ Курс с ИПМ (SP) _ град Удаление от ППМ №_ в _ км
ППМ №_ Курс с ППМ №_, _ град Курс с ППМ №_, _ град
ППМ №_ Удаление от КПМ (FP) __ км

Tp — от стартового списка, T1 от стартового списка, T2=T1+Тх, Т3=Ту, СНР=TPx, SP и FP являются КТG, 16 фотографий на двух листах будут даны для поиска и отметки на карте. Не определенное количество МК может быть на маршруте, неопределенное число CG может быть на маршруте, неопределенное число HTG может быть на маршруте.

Процедура взлета и посадки — стандартные.

Порядок оценки результата: (может быть изменен на брифинге)

Описание Очки
За четкое прохождение: старт, финиш, поворотные пункты, контрольные точки 100-200
За четкую идентификацию и запись знаков / фотографий в пределах 2 мм 100-200
За каждое прохождение ворот в отведенный лимит времени.
Отклонение более 5 секунд от расчетного времени при прохождении ворот.
300-500
минус 10 очков за каждую секунду

Учитываются все очки полученные экипажем. Пересчет этих очков на 1000 происходит по следующей формуле:

Р=(С/Wх1000)-штраф,

где C — общее количество всех очков, заработанных участником, W — общее количество очков, полученное самым успешным участником.

5.3.2. Упражнения категории В (пункт 4.9.1).

5.3.2.1. Дальность или продолжительность полёта с ограниченным запасом топлива. Парение.

Условия выполнения упражнения:

Участники получают десять литров топлива на 2-местное и семь литров на 1-местное моторное СВС.

Упражнение начинается во время старта со взлетной площадки в пределах открытого для полета окна. Отсчет времени начнется с момента взлёта, отсчет времени заканчивается в момент посадки.

Приземление должно происходить на специально отведенном для этого участке аэродрома, до закрытия окна полета.

Экипаж, показавший наибольшее время или расстояние по пройденной дистанции полета, получает 1000 очков, остальные получают меньше с шагом в 50 очков, в зависимости от продолжительности или протяженности совершенного полета.

Санкции по упражнению:

Описание Штрафные очки
Посадка после захода солнца 100%
Полет вне специальных границ или полет в запрещенном пространстве 100%
Приземление вне предписанной площадки 100%
В аппарате меньше чем 2 литра топлива 50% от результата
В аппарате меньше чем 1 литра топлива 100%

5.3.2.2. Дальность или продолжительность полёта с ограниченным запасом топлива (Паутина).

Упражнение начнется с момента взлета с площадки в пределах установленного открытого окна. Это процедура конкретизируется на брифинге.

Участник летит к указанным воротам SP и как можно быстрее пролетает скоростной участок, расположенный между воротами SP, TG1 и TG2.

После пересечения ворот TG2 участник должен лететь к поворотным пунктам паутины и должен пролететь как можно большее расстояние с максимально возможной скоростью. Приземление происходит на специально отведенном для этого участке площадки. Должно остаться 2 литра топлива, после посадки участника попросят пройти в карантинную зону для проверки пломб, где он должен продемонстрировать остаток топлива не менее чем в 2 литра.

Поворотные пункты Паутины изображены на Рис. 10. Пилот летит от меньших номеров к большим по нарисованным линиям. Расстояние между двумя корректно пройденными точками соответствуют 10 км.

Если поворотный пункт пропущен, то расстояние от последней правильно пройденной поворотной точки до первой последующей правильно пройденной поворотной точки не будет засчитано.

Пример: участник пролетел от TP1 к TP6 через TP2, 3, 4 и 5.

Поворотные пункты 1, 2, 4 и 6 были пройдены правильно, поворотные пункты 3 и 5 были пропущены. Оцениваться только расстояние TP1-TP2.

Рисунок 10

Рис. 10

Порядок оценки результата выполненного упражнения:

Скорость на установленном на брифинге скоростном участке маршрута:

Самая быстрая скорость на скоростном участке оценивается в 300 очков.

Последующие оцениваются по формуле:

Р1=(С/W)x300,

где очки C — скорость участника, очки W — скорость самого быстрого участника.

Скорость по маршруту:

Самая быстрая скорость по маршруту оценивается в 300 очков. Последующие оцениваются по формуле:

Р2=(С/W)x300,

где очки C — скорость участника, очки W — скорость самого быстрого участника.

Расстояние между дугами составляет 10 км, между центром и первой дугой — 10 км. Дистанция самой большой полученной дуги — _км, средней дуги _ км, маленькой дуги _ км. Вся пройденная дистанция складывается вместе.

Самое длинная дистанция оценивается в 400 очков.

Остальные рассчитываются по формуле:

Р=(С/W)x400,

где очки C — дистанция в километрах пройденная участником, очки W — самая длинная дистанция в километрах пройденная лучшим участником.

Очки полученные за скорость на скоростном участке маршрута, за скорость по маршруту и за пройденную дистанцию складываются вместе.

Оценка всего задания производится по формуле:

О=(С/W)x1000-штрафы,

где очки С — алгебраическая сумма очков за скорость и очков за дистанцию пройденную участником, очки W — наилучшая алгебраическая сумма этих очков.

Санкции по упражнению:

Описание Штрафные очки
Полет вне специальных границ или полет в запрещенном пространстве 100%
Приземление вне площадки 100%
В аппарате меньше чем 2 литра топлива 50% от результата
В аппарате меньше чем 1 литра топлива 100%

5.3.2.3. Дальность полёта и количество зачётных пунктов маршрута, пройденных спортсменом за установленное время (100 минут).

Инструкция:

Экипаж собирается около моторного СВС подготовленного к полету в зоне карантина около палубы взлета. В установленное время получает карту с ППМ и ограниченным временем взлета. Перед взлетом экипаж заполняет декларацию, в которой указывает ППМ и в каком порядке собирается их посетить. Декларацию необходимо передать судье на старте взлетной палубы. Судья разрешает взлет каждые 120 с в порядке, в котором моторные СВС покидают зону карантина, готовые к полету. Экипаж, который вырулил, но не готов к взлету, встает в конец очереди.

После взлета экипаж летит к точке старта так, как это установлено на брифинге. После посещения последнего ППМ экипаж летит к точке финиша, где и заканчивается время. Полет от взлета до точки SP и от точки FP до посадки проводится так, как это устанавливается на брифинге.

Порядок оценки результата выполненного упражнения:

Каждый правильно пройденный ППМ оценивается в 100 очков.

Каждый заявленный, но не пройденный ППМ минус 100 очков.

Если ППМ пройден не в том порядке минус 100 очков за неверно пройденный ППМ.

Р=Q/Qmaxx1000,

где Q — индивидуальное количество очков, набранных экипажем;

Qmax — лучшее индивидуальное количество очков в упражнении.

5.3.2.4. Дальность или продолжительность полёта с ограниченным запасом топлива (Треугольник). Треугольная зона и скорость.

Эта задача начинается со свободного взлета с аэродрома в установленное время. Порядок будет определен на брифинге.

Спортсмен летит в указанные стартовые ворота радиусом 500 м. Задание начинается и заканчивается на точке старта/финиша (SP/FP), которая будет единственной точкой.

Два других ППМ будут являться углами треугольника, которые участники соревнований могут выбрать самостоятельно, если это не повлечет за собой нарушения запретной зоны. Эти два свободных ППМ являются точками, где пересекаются две следующие друг за другом линии треугольника, когда выполняется разворот, как показано на Рис. 11, так, что новый участок маршрута пересекает предыдущий участок. Область внутри треугольника, образованная точкой старта/финиша и двумя другими ППМ высчитывается, чтобы установить очки за «треугольную зону». На маршруте участник должен стараться лететь так быстро, как это возможно чтобы достичь максимальной скорости.

Рисунок 11

Рис. 11

Периметр треугольника принимается как дистанция для расчета скорости, время измеряется между первым и вторым пересечением стартово-финишной точки (SP/FP).

Порядок оценки результата:

Самое большая площадь оценивается в 500 очков.

р=(s/smaxx500)+(v/vmaxx500), где:

s — площадь в кв. км полученная экипажем;

smax — самая большая площадь полученная в упражнении;

v — скорость полученная экипажем;

vmax — самая большая площадь полученная в упражнении.

Санкции по упражнению:

Описание Штрафные очки
Полет вне специальных границ или полет в запрещенном пространстве 100%
Приземление вне аэродрома 100%
В аппарате осталось меньше чем 2 литра топлива 50% от результата
В аппарате осталось меньше чем 1 литра топлива 100%

5.3.3. Упражнения категории С (пункт 4.9.1).

5.3.3.1. Точность посадки с отключенным двигателем на палубу размером 100×25 м от её начала.

Первая секция полосы в 25 м поделена на 5 частей, по 5 м каждая, имеющих ценность от 250 до 50 очков. Оставшаяся часть полосы оценивается в 25 очков (Рис.12).

Рисунок 12

Рис. 12

Шасси моторного СВС должны коснуться полосы в определенной ее части и аппарат должен полностью остановиться на полосе, чтобы заработать очки. Во время остановки после посадки аппарат не должен покидать полосу или совершать повороты более чем на 90º. Пересечение боковой границы полосы расценивается как выкат с посадочной полосы. Пилот моторного СВС может вырулить с посадочной полосы только после полной остановки и по команде судьи, и только определенным способом указанным судьей. Участники не должны пересекать боковые линии посадочной полосы во время выруливания с полосы, если иное не было указано на предполетном брифинге.

Порядок взлета определяется во время инструктажа. Пилот должен следовать указаниям судьи относительно размещения моторного СВС и не должен взлетать до того, как ему разрешит судья. Вид сигнала, применяемого для этой цели, определяется на брифинге.

Процедура подъема по кругу после взлета должна быть уточнена на брифинге.

Моторное СВС должно достичь платформы в заданном направлении посадки с высоты не менее 300 м. Во время выполнения задания на точность приземления с выключенным двигателем, двигатель глушится до прохождения над началом полосы посадки. Затем СВС проходит над всей длиной полосы, прежде чем начать свое снижение по кругу.

Процедура снижения по кругу устанавливается на брифинге.

До момента приближения к посадке не допускаются отклонения более чем на 90º от центра оси платформы, ни в воздухе, ни на земле. Аппарат приводится в состояние полной остановки и не двигается до указания на то судьи.

Очки присуждаются в зависимости от ценности полосы, на которой оба основных колеса коснулись поверхности и 1 очко за каждый метр расстояния, между ближайшим колесом и линией конца площадки.

Результат оценивается по следующей формуле:

Р=(С/W)x250-штраф,

где очки С — арифметическая сумма очков полученных за полосу на посадочной площадке и очков за дистанцию до конца площадки, очки W — наилучшая арифметическая сумма этих очков показанная в упражнении.

5.3.3.2. Точность посадки с отключенным двигателем на палубу размером 100×25 м от её начала (4 минуты).

Упражнение является использованием предыдущей задачи, с той разницей, что в данном упражнении экипажу устанавливается лимит времени, в пределах которого он должен приземлиться — 4 минуты. Экипаж не взлетает раньше времени, заданного судьей в инструкции, но и не позже 15 с после того, как это время наступит. Пилот взлетает независимо, и не должен ждать дополнительных указаний и инструкций судьи, но, однако, он обязан исполнить их, если судья запрещает ему взлет или посадку. Эти указания передаются с помощью красного флага. В случае, если участник остановлен перед взлетом, ему назначается новое время взлета — это не распространяется на ситуацию, когда он пропустил 15 с срок взлета и судья поднял красный флаг по прошествии этого периода. В случае, если пилоту не разрешено приземляться, он имеет право на новый полет. Преждевременный взлет или взлет с опозданием (после истечения 15 с лимита) — служат причиной дисквалификации экипажа в упражнении.

Экипаж выполняет полёт по кругу в рамках отведенного времени, и достигнув посадочной полосы и приземляется на нее в пределах времени, отведенного на взлет плюс время, установленное для выполнения полета и приземления. Время приземления на площадку измеряется судьёй точно в момент пересечения передней частью моторного СВС передней границы полосы. Время проверяется с помощью часов, встроенных в камеру. Допустимый лимит для получения очков полностью в этом упражнении — 5 с. Каждая секунда сверх лимита штрафуется на 10 очков. Максимальное количество очков за пересечение границы полосы в пределах допуска по времени — 250 очков.

Экипажу, не остановившемуся полностью после приземления на полосе, не присуждаются очки за своевременное пересечение границы площадки.

Расчёт очков за приземление на площадку в этом упражнении, аналогичны системе расчёта в предыдущем задании, но расстояние до конца площадки не измеряется и не определяется по причине безопасности.

Окончательная сумма очков за задание определяется сложением вместе очков за время и за приземление.

5.3.3.3. Точность посадки с работающем двигателем на палубу размером 100×25 м от её начала.

Необходимо произвести посадку в пределах отмеченной палубы как можно ближе к её началу, в определенное время и остановиться на максимально короткой дистанции, как это возможно. Первый 5-метровый участок палубы делится на пять полос по 1 метру, которые оцениваются от 250 до 50 очков (Рис. 12). Остальная часть палубы оценивается 25 очков. Основное шасси касается палубы в той или иной полосе и моторное СВС останавливается на палубе, как можно ближе к началу палубы.

Эта задача следует за выполнением основной задачи, в которой не требуется посадки. Инструкция по совмещению задач предоставляется на брифинге.

Пилот выбирает любой режим работы двигателя, если иное не указано на брифинге. Аппарат достигает полной остановки и не двигается до указаний на то судьи.

Результат оценивается аналогично предыдущей задаче.


Правила вида спорта «Спорт сверхлегкой авиации»