Устройство и работа составных частей парашютной системы Арбалет-1

Функционально ПС состоит из:

  • основной ПС;
  • запасной ПС;
  • ранца с подвесной системой;
  • элементов, обеспечивающих введение основной и запасной ПС в действие;
  • комплектов запасных частей, приспособлений, принадлежностей и эксплуатационной документации.

1. Основная парашютная система

1.1. Система стабилизации

Система стабилизации (рисунок 1.5) состоит из следующих элементов:

  • стабилизирующего парашюта с центральной стропой;
  • соединительного звена со складывающей стропой;
  • камеры основного парашюта с ограничительным звеном.

Все элементы собраны вместе и образуют единый узел.

Система стабилизации применяется только в схеме введения основной парашютной системы в действие стабилизирующим парашютом.

Система стабилизации

1 — ручка; 2 — верхнее полотнище; 3 — нижнее полотнище; 4 — центральная стропа; 5 — текстильная застежка; 6 — газыри; 7 — кольцо; 8 — шлевка с люверсом; 9 — основа камеры; 10 — люверсы; 11 — складывающая стропа; 12 — петля ограничительного звена; 13 — кольцо складывающей стропы; 14 — шлевка с резиновой петлей; 15 — ограничительное звено; 16 — соты съемные; 17 — петли резиновые; 18 — боковина камеры; 19 — тросы зачековки клапанов ранца; 20 — соединительное звено.

Рисунок 1.5

Стабилизирующий парашют площадью 1,2 м2, предназначен для уменьшения скорости свободного падения, упрощения сохранения пространственного положения парашютиста с грузовым контейнером или без него в свободном падении и для вытягивания основной ПС.

Стабилизирующий парашют состоит из верхнего и нижнего полотнищ соединенных центральной стропой. Верхнее полотнище изготовлено из импортной ткани артикула LCN0065. Нижнее полотнище изготовлено из сетки капроновой арт.01-С100. В центре верхнего полотнища снаружи закреплена пластмассовая ручка цилиндрической формы, предназначенная для извлечения стабилизирующего парашюта из кармана на нижнем клапане ранца отсека основного парашюта и введения стабилизирующего парашюта в воздушный поток. С внешней стороны верхнего и нижнего полотнищ стабилизирующего парашюта нашит силовой каркас из усилительных лент ЛТКП-15-185, образующие петли крепления стабилизирующего парашюта к соединительному звену. К петлям крепления стабилизирующего парашюта подсоединена центральная стропа.

Соединительное звено предназначено для соединения стабилизирующего парашюта с камерой основного парашюта и выведения стабилизирующего парашюта из зоны аэродинамического затенения за парашютистом.

Соединительное звено изготовлено из ленты TYPE 4 (спецификация MIL-W-5038) в два сложения. Соединительное звено имеет длину 4,0 м и смонтировано одним концом к петлям стабилизирующего парашюта, а другим к камере. Внутри соединительного звена, между образующими его лентами пропущена складывающая стропа, предназначенная для складывания стабилизирующего парашюта и уменьшения аэродинамического сопротивления ПС.

На расстоянии 0,4 м от камеры на соединительное звено нашита ленточная петля с закрепленными на ней тросами зачековки клапанов отсека ОП ранца длиной 0,15 м.

На расстоянии 0,64 м от камеры на соединительное звено нашита ленточная шлевка с люверсом, и на расстоянии 0,75 м — ленточная петля с кольцом замка стабилизации. Выше ленточной петли с кольцом, на соединительное звено нашита текстильная застежка и два газыря. Кольцо, шлевка с люверсом и два газыря совместно со звеном замка стабилизации и звеньями ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации образуют замок стабилизации.

Камера основного парашюта предназначена для укладки в нее купола основного парашюта и его строп, а также упорядоченного вступления основного парашюта в работу.

Камера имеет размер 0,4×0,2×0,1 м и изготовлена из ткани «Оксфорд». Камера состоит из основы и боковых стенок. С одной из сторон камеры основа образует клапан с тремя люверсами. С противоположной от клапана стороны на основе расположены съемные парашютные соты, предназначенные для зачековки камеры стропами. На боковых стенках камеры нашиты ленточные петли с закрепленными на них резиновыми петлями. Резиновые петли предназначены для укладки в них строп. В верхней части основы камеры имеется люверс для прохождения центральной стропы.

К внешней стороне камеры над люверсом к ее основе пришито соединительное звено системы стабилизации. С внутренней стороны в верхней части основы камеры нашито ограничительное звено.

Ограничительное звено предназначено для соединения системы стабилизации с куполом основного парашюта и предотвращения затаскивания стабилизирующего парашюта в канал складывающей стропы, образованный лентами соединительного звена. Ограничительное звено изготовлено из ленты TYPE 4, имеет длину 1,2 м и заканчивается петлей для подсоединения системы стабилизации к кольцу на верхней оболочке основного парашюта. Выше петли на звено нашиты ленточная шлевка с резиновой петлей, предназначенной для укладки слабины ограничительного звена, и металлическое кольцо, предназначенное для монтажа складывающей стропы.

1.2. Вытяжной парашют

Вытяжной парашют площадью 0,6 м2 мягкой конструкции предназначен для вытягивания основного парашюта в камере из своего отсека ранца, строп парашюта из сот и петель камеры и купола парашюта из камеры.

Вытяжной парашют совместно с соединительным звеном и камерой ОП применяется только в схеме введения основного парашюта в действие вытяжным парашютом.

Вытяжной парашют (рисунок 1.6) состоит из верхнего и нижнего полотнищ.

Вытяжной парашют

1 — ручка; 2 — верхнее полотнище; 3 — нижнее полотнище; 4 — центральная стропа.

Рисунок 1.6

Верхнее полотнище изготовлено из импортной ткани артикула LCN0065, нижнее полотнище из сетки капроновой арт. 01-С100. На нижнее полотнище нашит силовой каркас из ленты ЛТКП-15-185. В центре верхнего полотнища снаружи закреплена пластмассовая ручка цилиндрической формы, предназначенная для извлечения вытяжного парашюта из кармана на нижнем клапане отсека ОП ранца и выведения его в воздушный поток. С внутренней стороны к центральной части верхнего полотнища пришита центральная стропа из ленты ЛТКП-13-70.

В нижней части центральная стропа пришита к усилительному каркасу и, совместно с лентами усилительного каркаса, образует коуш для подсоединения соединительного звена.

1.3. Звено соединительное

Соединительное звено предназначено для подсоединения вытяжного парашюта к куполу основного парашюта и выведения вытяжного парашюта из зоны повышенной турбулентности воздушного потока и аэродинамического затенения за парашютистом.

Соединительное звено совместно с вытяжным парашютом и камерой основного парашюта применяется только в схеме введения основного парашюта в действие вытяжным парашютом.

Звено (рисунок 1.7) изготовлено из ленты TYPE-4 и имеет длину 2,15 м. На концах звена имеются петли. Большая петля предназначена для подсоединения звена к кольцу на верхней оболочке основного парашюта, а малая — для подсоединения к вытяжному парашюту.

На расстоянии 0,2 м от большой петли, на звено пришито кольцо, ограничивающее ход камеры при вступлении основного парашюта в работу, а на расстоянии 0,45 м — шпилька-чека, предназначенная для замыкания клапанов отсека основного парашюта ранца.

Соединительное звено

1 — лента звена; 2 — ограничительное кольцо; 3 — шпилька-чека; 4 — петля крепления звена к куполу; 5 — петля крепления звена к вытяжному парашюту.

Рисунок 1.7

1.4. Камера основного парашюта

Камера основного парашюта (рисунок 1.8) предназначена для укладки в нее купола основного парашюта и его строп, а также упорядоченного вступления парашюта в работу.

Камера основного парашюта

1 — петля резиновая; 2 — съемная парашютная сота; 3 — люверсы; 4 — основа; 5 — боковая стенка.

Рисунок 1.8

Камера основного парашюта совместно с вытяжным парашютом и соединительным звеном применяется только в схеме введения основного парашюта в действие вытяжным парашютом.

Камера имеет размер 0,4×0,2×0,1 м и изготовлена из ткани «Оксфорд». Камера состоит из основы и боковых стенок. С одной из сторон камеры основа образует клапан с тремя люверсами. С противоположной от клапана стороны на основе расположены съемные парашютные соты, предназначенные для зачековки камеры стропами. На боковых стенках камеры нашиты ленточные петли с закрепленными на них резиновыми петлями. Резиновые петли предназначены для укладки в них строп. В верхней части основы камеры имеется люверс для прохождения соединительного звена.

1.5. Основной парашют

Основной парашют (рисунок 1.9) предназначен для обеспечения планирующего снижения и приземления парашютиста при выполнении им специальных и/или учебно-тренировочных прыжков. Основной парашют состоит из купола со стропами, устройства рифления, пары свободных концов с тросом разблокировки страхующего прибора ППК-У-165А, двух звеньев управления и четырех звеньев крепления строп.

Основной парашют

1 — силовая нервюра; 2 — промежуточная нервюра; 3 — верхнее полотнище; 4 — нижнее полотнище; 5 — стропа первого ряда; 6 — стропа второго ряда; 7 — стропа третьего ряда; 8 — стропа четвертого ряда; 9 — боковая нервюра; 10 — стабилизирующее полотнище; 11 — ограничительные кольца; 12 — дополнительные стропы управления; 13 — стропа управления; 14 — звено управления; 15 — устройство рифления; 16 — силовая косынка; 17 — передняя кромка верхней оболочки; 18 — передняя кромка нижней оболочки; 19 — свободные концы подвесной системы.

Рисунок 1.9

1.5.1. Купол со стропами

Купол площадью 23 м2 имеет в плане прямоугольную форму с удлиненной средней частью и состоит из девяти секций.

Каждая секция образована двумя силовыми нервюрами, верхние образующие которых соединены с верхним полотнищем, а нижние — с нижним. Верхние и нижние полотнища каждой секции в средней своей части по всей длине соединены промежуточной нервюрой.

Передние кромки верхнего и нижнего полотнища, а также силовых нервюр, усиленных каркасом из лент ЛТКП-15-185 и ЛТКП-13-70, образуют воздухозаборники секций.

Полотнища и нервюры изготовлены из импортной ткани артикула LCN0065.

На силовых нервюрах имеются петли или силовые косынки с петлями из ленты ЛТКП-25-450 для крепления строп.

Боковые нервюры нижней своей образующей соединены со стабилизирующими полотнищами. На нижней части каждого стабилизирующего полотнища имеются петли из ленты ЛТКП-25-450 для крепления боковых строп.

Силовые и боковые нервюры со стабилизирующими полотнищами усилены каркасом из ленты ЛТКП-15-185 и ЛТКП-13-70, идущим от петель для крепления строп к верхней образующей нервюр.

Петли крепления строп образуют по размаху купола 4 ряда, первый из которых расположен вдоль передней кромки нижних полотнищ.

В местах крепления боковых строп 2-го и 3-го рядов на стабилизирующем полотнище нашиты ограничительные кольца, предназначенные для предотвращения попадания ткани стабилизирующих полотнищ в кольца устройства рифления.

На задней кромке купола расположены петли для крепления дополнительных строп управления. Дополнительные стропы управления соединяются со стропами управления, проходящими через направляющие кольца на задних свободных концах. К нижней части строп управления прикреплены звенья управления.

На стропах смонтировано устройство рифления.

На верхнем полотнище центральной секции купола нашита лента с кольцом для подсоединения системы стабилизации или соединительного звена с камерой основного парашюта и вытяжного парашюта.

Стропы изготовлены из дакронового шнура прочностью 350 кгс.

Стропы имеют ветвление в верхней части. В нижней части строп образованы петли для крепления к свободным концам. Верхние концы строп монтируются узлом-удавкой к петлям на нижнем полотнище купола и застрочены зигзагообразной строчкой.

Длины основных строп измеряются от свободного конца до нижней оболочки купола.

Длина строп 1-го ряда: (3,45±0,05) м

Перепады (разница длин):

  • между 1 и 2-м рядами: (0,1±0,015) м;
  • между 1 и 3-м рядами: (0,26±0,015) м;
  • между 1 и 4-м рядами: (0,56±0,015) м.

Длины боковых строп измеряются от свободного конца до края бокового полотнища.

Перепады (разница длин) между боковыми стропами и основными стропами соответствующих рядов:

  • 1 ряд: — (0±0,015) м;
  • 2 ряд: — (0,15±0,015) м;
  • 3 ряд: — (0,35±0,015) м;
  • 4 ряд: — (0,52±0,015) м.

Длина строп управления:

  • От коуша дополнительных строп до звена управления — (2,78±0,05) м;
  • От задней кромки купола (по крайней дополнительной стропе) до петли, по которой укорачиваются стропы управления при его укладке — 3,86м;

Длина дополнительных строп — 1,5м, 1,5м, 1,5м, 1,6м.

1.5.2. Устройство рифления

Устройство рифления (рисунок 1.10) предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении основного парашюта. Устройство изготовлено из импортной ткани артикула LCN0065 имеет в плане прямоугольную форму размером 0,60×0,77м. По периметру устройство рифления усилено лентой ЛТКП-25-450, к которой по углам устройства закреплены четыре кольца.

Устройство рифления

Рисунок 1.10

1.5.3. Свободные концы

Свободные концы (рисунок 1.11) предназначены для подсоединения строп основного парашюта к подвесной системе. В состав входит пара свободных концов — левый и правый, каждый из которых разветвляется на передний и задний.

Свободные концы

1 — шнуровая петля; 2 — верхняя лента с люверсом; 3 — нижняя лента с люверсом; 4 — передний свободный конец; 5 — ручка-чека; 6 — лента-притяг; 7 — кольцо; 8 — задний свободный конец; 9 — верхняя шлевка; 10 — направляющее кольцо стропы управления; 11 — нижняя шлевка; 12 — шлевка для заправки слабины стропы управления при зачековке; 13 — петля; 14 — малое кольцо; 15 — большое кольцо; 16 — люверс.

Рисунок 1.11

Свободные концы изготовлены из ленты TYPE-8 (спецификация MIL-W-4088). К верхней части свободных концов посредством звеньев креплений строп подсоединяются стропы основного парашюта. К передним концам подсоединяются стропы 1 и 2 рядов парашюта, к задним — стропы 3 и 4 ряда.

На каждом заднем свободном конце пришито направляющее кольцо, через которое проходит соответствующая (правая или левая) стропа управления (рисунок 1.11А), верхняя и нижняя шлевки фиксации звена управления, шлевка для заправки слабины стропы управления.

На передних свободных концах установлены ленты-притяги с системой фиксации для изменения длины передних свободных концов в процессе снижения на основном парашюте.

Лента-притяг изготовлена из ленты TYPE-4 (спецификация MIL-T-5038) и пришита в верхней части переднего свободного конца. Лента-притяг проходит через кольцо, вшитое между передним и задним свободными концами, и через систему фиксации. Лента заканчивается ручкой-чекой.

Система фиксации представляет собой две ленты TYPE-12 (спецификация MIL-W-4088) с люверсами, закрепленные друг над другом в верхней части переднего свободного конца, через которые проходит лента-притяг. При натяжении ленты-притяга вниз вдоль свободного конца она, проходя через люверсы системы фиксации и кольцо между передним и задним концами, втягивает передний свободный конец. При отпускании ленты-притяга, она фиксируется между люверсами и передний свободный конец остается во втянутом положении.

Для возвращения переднего свободного конца в нейтральное положение необходимо потянуть шнуровую петлю, закрепленную на верхней ленте с люверсом, вверх вдоль переднего свободного конца до освобождения ленты-притяга.

В застрочку верхней части левого переднего свободного конца вшита эластичная шлевка, предназначенная для фиксации троса разблокировки страхующего прибора ППК-У-165А в необходимом направлении.

В нижней части свободные концы образуют петлю, в которой установлено большое кольцо (рисунок 1.11Б). Выше большого кольца нашита ленточная петля с малым кольцом. Выше малого кольца установлен люверс, над которым закреплена шнуровая петля. Большое и малое кольца, люверс и шнуровая петля каждого свободного конца совместно с пряжками КЗУ подвесной системы, боуденами и звеном отсоединения основного парашюта образуют КЗУ отсоединения основного парашюта. При помощи КЗУ свободные концы подсоединяются к подвесной системе.

1.5.4. Трос разблокировки страхующего прибора

Трос разблокировки страхующего прибора (рисунок 1.12) предназначен для фиксирования петли присоединительного узла прибора ППК-У-165А на двойной петле соединительного звена системы блокировки. Трос представляет собой трос длиной 0,38 м в пластмассовой оболочке с петлей на конце.

Через петлю трос смонтирован на левом переднем свободном конце посредством звена крепления строп.

Трос разблокировки страхующего прибора

Рисунок 1.12

1.5.5. Звено управления

Звенья управления (рисунок 1.13) предназначены для удобства управления основным парашютом и для зачековки строп управления при укладке. В состав основного парашюта входят два звена управления одинаковой конструкции.

Звено управления представляет собой петлю, изготовленную из ленты TYPE-4 (спецификация MIL-W-5038). В верхней части петли имеется люверс для монтажа звена к стропе управления и чека зачековки стропы управления. Для дополнительной фиксации звена к заднему свободному концу при укладке в нижней части петли имеется нижняя чека.

Трос разблокировки страхующего прибора

1 — верхняя чека; 2 — нижняя чека; 3 — люверс

Рисунок 1.13

1.5.6. Звено крепления строп

Звено крепления строп (рисунок 1.14) предназначено для крепления строп основного парашюта к свободному концу. В состав основного парашюта входит четыре звена одинаковой конструкции.

Звено крепления строп представляет собой звено длиной 0,22 м, изготовленное из шнура Spectra-1000 с петлями на обоих концах. На одном конце смонтирован ограничитель из ленты ЛТКП-20-150.

Звено крепления строп

1 — петля; 2 — петля с ограничителем; 3 — ограничитель.

Рисунок 1.14


2. Запасная парашютная система

2.1. Парашют вытяжной пружинный

Парашют вытяжной пружинный площадью 0,6 м2 предназначен для вытягивания запасного парашюта в чехле из верхнего отсека ранца, строп парашюта из сот и газырей чехла и купола парашюта из чехла.

Парашют вытяжной пружинный (рисунок 1.15) состоит из жесткого диска с люверсом, верхнего и нижнего полотнищ с расположенной внутри пружиной. Верхнее полотнище изготовлено из импортной ткани артикула LCN0065, нижнее — из сетки капроновой арт. 01-С100.

На нижнее и верхнее полотнища нашит силовой каркас из лент ЛТКП-15-185, образующих коуш для подсоединения к соединительному звену чехла запасного парашюта.

Пружина конической формы своим широким основанием крепится к жесткому диску с люверсом, закрепленному на верхнем полотнище, а узким — к нижнему полотнищу.

Парашют вытяжной пружинный

1 — диск с люверсом; 2 — верхнее полотнище; 3 — силовой каркас; 4 — пружина; 5 — коуш; 6 — нижнее полотнище.

Рисунок 1.15

2.2. Чехол

Чехол (рисунок 1.16) предназначен для укладки купола запасного парашюта со стропами, выведения пружинного вытяжного парашюта из зоны повышенной турбулентности воздушного потока за парашютистом, а также упорядоченного вступления парашюта в работу.

Чехол

1 — центральный люверс; 2 — косынка; 3 — соединительное звено; 4 — петля соединительного звена; 5 — основа чехла; 6 — газыри; 7 — ленты усилительного каркаса; 8 — фартук; 9 — люверсы; 10 — соты.

Рисунок 1.16

Чехол изготовлен из импортной ткани артикула LCN0065 и состоит из основы чехла, съемных парашютных сот, газырей и соединительного звена.

На поверхность основы чехла нашит усилительный каркас из ленты ЛТКП-40-150. С одной стороны основы образован фартук, на который установлены три люверса. С противоположной от фартука стороне основы, на лентах усилительного каркаса установлены три парашютные соты. Фартук с люверсами и соты предназначены для зачековки уложенного купола парашюта в камере.

На поверхность основы чехла со стороны фартука нашиты четыре газыря, предназначенные для укладки в них строп. Два из газырей имеют больший диаметр и изготовлены из ткани контрастной расцветки. Для плотного удержания строп, на газыри нашита лента резиновая.

В верхней части, по оси симметрии, с обеих сторон на основу чехла нашита лента ЛТКП-43-900, в которой установлен центральный люверс, предназначенный для пропускания петли зачековки при укладке.

В верхней части чехол образует косынку, к которой пришито соединительное звено. Соединительное звено изготовлено из ленты ЛТКП-43-900 и имеет длину 3,8 м. На противоположном от основы чехла конце, звено образует петлю, при помощи которой к чехлу подсоединяется пружинный вытяжной парашют.

2.3. Парашют запасной парашютной системы

Парашют запасной ПС предназначен для снижения и приземления парашютиста в случае нештатной работы и отказе основного парашюта.

Запасной парашют состоит из купола со стропами, устройства рифления, двух звеньев управления и четырех звеньев крепления строп.

Конструкция купола со стропами, устройства рифления и звеньев крепления строп идентична соответствующим элементам основной ПС.

2.3.1. Звенья управления

Звенья управления запасным парашютом (рисунок 1.17) предназначены для удобства действий стропами управления и для зачековки строп управления при укладке. В состав запасной парашютной системы входят два звена управления одинаковой конструкции.

Звенья управления запасным парашютом

1 — чека; 2 — люверс; 3 — текстильная застежка.

Рисунок 1.17

Звено управления представляет собой петлю, изготовленную из ленты TYPE-4. На одной стороне петли нашита текстильная застежка, предназначенная для фиксации звена при укладке. В верхней части петли имеется чека для зачековки стропы управления при укладке парашюта и люверс для монтажа стропы управления. Звено управления монтируется к стропе управления узлом-удавкой.


3. Ранец с подвесной системой

Ранец с подвесной системой обеспечивают размещение всех элементов парашютной системы. В состав ранца с подвесной системой входят объединенный ранец ПС, подвесная система, два боудена КЗУ, гибкие шланги звеньев ручного раскрытия, ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации, петли зачековки основной и запасной ПС.

3.1. Ранец

Ранец (рисунок 1.18) предназначен для укладки в него запасной и основной ПС.

Ранец

Верхний отсек:

1 — левый боковой клапан; 2 — верхний внутренний клапан; 3 — верхний внешний клапан; 4 — верхний декоративный клапан; 5 — карман с пластиной с люверсами; 6 — правый боковой клапан; 7 — нижний внутренний клапан; 8 — нижний внешний клапан; 9 — промежуточная стенка;

Нижний отсек:

10 — правый боковой клапан; 11 — эластичный карман; 12 — нижний клапан; 13 — петля с люверсом с петлей зачековки; 14 — правый боковой клапан; 15 — верхний клапан; 16 -декоративный клапан; 17 — предохранитель свободных концов.

Рисунок 1.18

Ранец состоит из двух отсеков, разделенных промежуточной стенкой ранца. Верхний отсек предназначен для укладки в него запасной ПС, а нижний отсек — основной ПС.

Верхний отсек ранца образуют дно отсека, промежуточная стенка ранца, два внутренних клапана, два боковых клапана левый и правый, два внешних клапана нижний и верхний и верхний декоративный клапан.

Верхний внутренний клапан верхнего отсека имеет прямоугольную форму со скругленными углами. Клапан изготовлен из ткани Cordura и усилен лентой TYPE-12 (спецификация MIL-W-4088). Край клапана усилен вкладышем из полиэтилена низкого давления (ПЭНД), в который установлен люверс, предназначенный для прохождения петли зачековки верхнего отсека. Клапан пришит к верхнему обрезу дна отсека совместно с верхними внешним и декоративным клапанами. Непришитые углы клапана образуют окна для укладки свободных концов. К непришитым углам клапана смонтированы предохранители свободных концов. На каждом (правом и левом) предохранителе пришит язычок с вкладышем из ПЭНД, предназначенным для фиксации предохранителя к плечевому обхвату, и сформирован карман с вкладышем из ПЭНД для фиксации в нем отворота предохранителя свободных концов.

Нижний внутренний клапан верхнего отсека имеет трапециевидную форму, изготовлен из ткани Оксфорд и усилен двумя лентами TYPE-12.

Большим основанием трапеции клапан пришит к промежуточной стенке ранца. В меньшем основание клапана вшит вкладыш из ПЭНД, в котором установлен люверс, предназначенный для прохождения петли зачековки верхнего отсека.

Боковые клапаны верхнего отсека имеют трапециевидную форму и изготовлены из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Большим основанием трапеции клапаны пришиты к правому (левому) краю дна отсека и промежуточной стенке ранца. В меньшее основание трапеции вшит вкладыш из ПЭНД, в котором установлен люверс, предназначенный для прохождения петли зачековки верхнего отсека.

Верхний внешний клапан верхнего отсека имеет форму удлиненного равнобедренного треугольника и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Внутрь клапана вшита вставка из ПЭНД. Клапан пришит основанием треугольника к верхнему краю дна отсека между верхним внутренним и внешним декоративным клапанами.

В вершине треугольника установлен люверс для прохождения петли зачековки верхнего отсека. На внешней стороне клапана нашита ленточная шлевка с вшитым в нее гибким шлангом троса звена ручного раскрытия ПЗ и нашит наконечник гибкого шланга соединительного звена прибора ППК-У-165А.

Нижний внешний клапан верхнего отсека имеет форму равнобедренного треугольника и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Клапан пришит основанием треугольника к промежуточной стенке ранца. В вершину треугольника вшита вставка из ПЭНД и установлен люверс, предназначенный для зачековки верхнего отсека. Кроме того, с внешней стороны клапана ниже люверса нашита лента, образующая карман для предохранения шпильки звена ручного раскрытия ПЗ. Снаружи на внешний нижний клапан нашит декоративный клапан ранца.

Верхний декоративный клапан ранца предназначен для предохранения узла зачековки верхнего отсека при эксплуатации ПС.

Клапан имеет форму удлиненного равнобедренного треугольника и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Oxford. Внутрь клапана вшита вставка из ПЭНД. Клапан пришит основанием треугольника к верхнему краю дна отсека над верхним внешним клапаном. С внутренней стороны клапана нанесена маркировка серийного (заводского) номера ПС. По бокам клапана нашиты язычки со вставками из ПЭНД, предназначенные для фиксации декоративного клапана к верхнему внешнему клапану верхнего отсека.

На дно верхнего отсека нашит карман с пластиной с двумя люверсами. Карман с люверсами предназначен для монтажа петли зачековки верхнего отсека.

Нижний отсек ранца (отсек основного парашюта) образуют дно отсека, два боковых (левый и правый), верхний и нижний клапаны отсека и декоративный клапан ранца.

Верхний клапан нижнего отсека имеет трапециевидную форму и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Большим основанием трапеции клапан пришит к дну отсека и промежуточной стенке ранца. В меньшее основание трапеции вшита вставка из ПЭНД и установлен люверс, предназначенный для зачековки отсека петлей зачековки.

Нижний клапан нижнего отсека имеет трапециевидную форму и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Большим основанием трапеции клапан пришит к нижнему краю дна отсека. В меньшее основание трапеции установлена вставка из ПЭНД и люверс, предназначенный для зачековки отсека петлей зачековки. С внешней стороны клапана, у нижнего края отсека, на клапан нашит эластичный карман, предназначенный для укладки в него вытяжного или стабилизирующего парашютов.

Боковые клапаны нижнего отсека изготовлены из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд и образованы собственно клапанами и предохранителями свободных концов. Собственно клапаны имеют треугольную форму и пришиты основанием треугольника к правому (левому) краям отсека и нижнему клапану. В вершину треугольников, образующих клапаны, вшиты вставки из ПЭНД и установлены люверсы, предназначенные для прохождения петли зачековки. Предохранители свободных концов пришиты к собственно клапанам и боковым краям ранца. В отвороты верхней части предохранителей свободных концов вшиты вставки из ПЭНД. Отвороты предназначены для фиксации предохранителей к подвесной системе.

В нижней части правого бокового клапана снаружи нашита текстильная застежка, предназначенная для фиксирования слабины соединительного звена системы стабилизации при укладке ПС.

С внешней стороны ранца на левый боковой клапан нижнего отсека смонтирована пластина жесткости системы блокировки прибора ППК-У-165А (рисунок 1.19), установлен люверс, предназначенный для вывода троса разблокировки прибора ППК-У-165А из-под левого бокового клапана ранца к системе блокировки, и нашит карман прибора ППК-У с лентами крепления прибора. Кроме того, вдоль нижнего края клапана нашит газырь, предназначенный для заправки тросов соединительного звена системы стабилизации.

Пластина жесткости системы блокировки прибора

1 — резьбовой наконечник гибкого шланга системы блокировки стражующего прибора ППК-У-165А; 2 — соединительное звено системы блокировки; 3 — двойная петля; 4 — отворот декоративного клапана; 5 — байонетное гнездо пластины жесткости; 6 — люверс; 7 — текстильная застежка декоративного клапана; 8 — карман прибора ППК-У-165А с лентами крепления прибора; 9 — газырь.

Рисунок 1.19

Пластина жесткости системы блокировки прибора ППК-У-165А смонтирована в верхней части левого бокового клапана нижнего отсека с внешней стороны ранца. Пластина жесткости изготовлена из стали 30ХГСА и имеет гнездо для монтажа хомута шланга прибора ППК-У-165А и резьбовую втулку, в которую вворачивается гибкий шланг соединительного звена системы автоматического введения в работу запасной ПС длиной 0,21 м. Внутрь гибкого шланга вставлено соединительное звено системы блокировки, представляющее собой трос длиной 0,31 м. На одном конце троса закреплена серьга со сверлением, в которое при укладке запасной ПС пропускается шпилька троса звена ручного раскрытия. На другом конце троса закреплен шариковый ограничитель и двойная шнуровая петля, предназначенная для блокировки петли присоединительного узла прибора ППК-У-165А на соединительном звене при помощи троса разблокировки прибора. Весь узел закрыт декоративным фартуком, изготовленным из ткани Cordura.

Для фиксирования клапана в закрытом состоянии, в верхней его части выполнен отворот со вставкой из ПЭНД, а в нижней — нашита текстильная застежка.

Декоративный клапан ранца предназначен для предохранения замка стабилизации и узла зачековки нижнего отсека при эксплуатации ПС.

Клапан пришит снаружи на нижний внешний клапан верхнего отсека.

Клапан имеет ромбовидную форму и изготовлен из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. В нижней части клапана образован отворот со вставкой из ПЭНД.

Внутри, по оси симметрии ранца, нижний отсек изнутри усилен лентой TYPE-12, которая на стыке дна отсека и верхнего клапана образует петлю с люверсом. Внутри петли пришита ленточная шлевка с кольцом для монтажа петли зачековки отсека.

Снаружи нижний отсек усилен поперечной и продольной лентами TYPE-8. Поперечная лента нашита вдоль нижнего края отсека, справа и слева заканчивается петлями, в которые установлены нижние пряжки крепления контейнера и D-образные пряжки с зубчатыми перемычками, предназначенные для монтажа лент поясных притягов. Продольная лента нашита по оси симметрии ранца и закреплена к поперечной ленте, вверху образует петлю, в которую установлены разъемная пряжка и регулировочная пряжка с плавающей перемычкой. Разъемная пряжка предназначена для монтажа к ней звена замка стабилизации подвесной системы и лент стабилизации. Регулировочная пряжка с плавающей перемычкой предназначена для монтажа к ней плечевого обхвата и регулировки плечевого обхвата по росту парашютиста.

Отсеки основной и запасной ПС нашиты на спинку ранца, изготовленную из ткани Cordura с подкладкой из ткани Оксфорд. Для удобства размещения ПС на парашютисте, между слоями ткани, образующими спинку ранца, помещен слой из поролона.

Между спинкой и отсеками ранца проходят гибкие шланги звена ручного раскрытия ПЗ, системы блокировки страхующего прибора, звеньев ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации и боудены.

3.2. Подвесная система

Подвесная система (рисунок 1.20) предназначена для размещения в ней парашютиста и является соединительным элементом между парашютистом, основной и запасной ПС. Подвесная система обеспечивает равномерное распределение нагрузок, возникающих при вступлении в работу основной и запасной ПС, на парашютиста.

Подвесная система состоит из следующих частей:

  • двух передних лямок (левой и правой);
  • двух пар свободных концов запасного парашюта;
  • грудной перемычки;
  • двух регулируемых ножных обхватов;
  • двух регулируемых поясных притягов;
  • плечевого обхвата;
  • звена замка стабилизации;
  • лент стабилизации.

Левая и правая передние лямки совместно с ножными обхватами являются силовыми элементами подвесной системы. Каждая передняя лямка изготовлена из ленты TYPE-8 (спецификация MIL-W-4088, прочность на разрыв 1600 кгс) в четыре сложения.

Две внешних ленты, образующих каждую переднюю лямку, вверху образуют свободные концы запасного парашюта. Внутренняя лента каждой передней лямки пришита к спинке ранца, тем самым обеспечивая единство подвесной системы и ранца ПС. Внизу ленты, образующие передние лямки, заканчиваются петлей с D-образным кольцом. Ленты передних лямок накрыты декоративными накладками.

Подвесная система

1 — шлевка фиксирования звена управления; 2 — направляющее кольцо; 3 — текстильные застежки; 4 — свободные концы; 5 — боуден КЗУ; 6 — пряжка КЗУ; 7 — карман звена ручного раскрытия; 8 — декоративная накладка левой передней лямки; 9 — верхняя скоба крепления грузового контейнера; 10 — D-образное кольцо передней лямки; 11 — карабин грудной перемычки; 12 — регулировочная пряжка передней лямки; 13 — D-образная пряжка с зубчатой перемычкой поясного притяга; 14 — D-образная пряжка с зубчатой перемычкой ножного обхвата; 15 — предохранитель и удлинитель ножного обхвата; 16 — карабин ножного обхвата; 17 — текстильная застежка звена ручного раскрытия замка стабилизации; 18 — поясной притяг; 19 — нижняя скоба крепления грузового контейнера; 20 — лента стабилизации; 21 — D-образная пряжка с зубчатой перемычкой грудной перемычки; 22 — декоративная накладка правой передней лямки;; 23 — карман звена отсоединения КЗУ 24 — регулировочная пряжка плечевого обхвата; 25 — плечевой обхват.

Рисунок 1.20

На каждой передней лямке размещены (сверху вниз) пряжка КЗУ, карман с текстильной застежкой и верхняя скоба крепления грузового контейнера. Карман с текстильной застежкой на левой передней лямке предназначен для установки в него рамки звена ручного раскрытия ПЗ, а карман на правой лямке — для монтажа основы звена отсоединения КЗУ.

Свободные концы запасной ПС образованы продолжением лент передних лямок выше пряжек КЗУ. В верхней части свободные концы образуют петли для монтажа строп при помощи звеньев крепления строп.

На задних свободных концах в их верхней части расположены:

  • шлевка для фиксирования чеки звена управления ПЗ;
  • направляющее кольцо стропы управления;
  • текстильные застежки фиксации слабины стропы управления при
  • укладке ПС, образующие кармашек.

Грудная перемычка изготовлена из ленты TYPE-8 в два сложения.

Грудная перемычка образована двумя лентами (правой и левой), закрепленными к D-образным кольцам передних лямок. К левой ленте смонтированы карабин и предохранитель, предназначенный для улучшения восприятия нагрузок при вступлении основной либо запасной ПС в работу, а к правой — D-образная пряжка с зубчатой перемычкой.

Ножные обхваты изготовлены из ленты TYPE-13 (спецификация MIL-W-4088, прочность на разрыв 2400 кгс). На ленту ножного обхвата сверху вшита регулировочная пряжка, обеспечивающая подгонку подвесной системы по росту парашютиста. В нижней части на ленту ножного обхвата надета D-образная пряжка с зубчатой перемычкой, обеспечивающая плотный притяг ножного обхвата на ноге парашютиста.

В средней части на ленту, образующую ножной обхват, нашита лента TYPE-13, к которой смонтирован карабин ножного обхвата. Ленты ножных обхватов накрыты декоративными накладками, с внутренней стороны образующими предохранители. Предохранители предназначены для улучшения восприятия нагрузок, возникающих при вступлении основной или запасной ПС в работу. Для обеспечения удобства размещения в подвесной системе парашютиста большого роста, длина предохранителей может быть увеличена вытягиванием из кармана предохранителя удлинителя.

Поясные притяги образованы лентами, являющимися продолжением лент крепления карабинов ножных обхватов. Ленты поясных притягов подсоединены к D-образным пряжкам с зубчатыми перемычками, закрепленными у нижних углов ранца.

Плечевой обхват образован лентой TYPE-13, к которой V-образно нашита лента TYPE-8. В верхней части V-образные ленты пришиты к передней лямке. Продольная лента плечевого обхвата подсоединена к регулировочной пряжке с плавающей перемычкой, закрепленной в центре спинки ранца. На ленты плечевого обхвата нашиты предохранители, обеспечивающие равномерное распределение нагрузок, возникающих при вступлении основной или запасной ПС в работу.

Звено замка стабилизации (рисунок 1.21) предназначено для передачи усилия от стабилизирующего парашюта к подвесной системе и отсоединения стабилизирующего парашюта от подвесной системы при выдергивании парашютистом звена ручного или аварийного раскрытия замка стабилизации. Звено замка стабилизации совместно с кольцом, шлевкой с люверсом и эластичными газырями соединительного звена системы стабилизации, звеньями ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации и петлей зачековки замка образует замок стабилизации.

Звено замка стабилизации изготовлено из ленты TYPE-8 в два сложения и имеет длину 0,22 м.

Звено замка стабилизации

1 — большое кольцо; 2 — малое кольцо; 3 — шлевка троса звена аварийного раскрытия замка; 4 — люверсы; 5 — шлевки боуденов; 6 — разъемная пряжка.

Рисунок 1.21

С обеих сторон звено заканчивается ленточными петлями, в одну из которых вшито большое кольцо. Вторая петля звена монтируется на разъемную пряжку, закрепленную в центре спинки ранца. В средней части на звено нашита лента TYPE-4, образующая петлю с малым кольцом. На ленты, образующие звено стабилизации, установлены два люверса, предназначенные для пропускания в них петли зачековки замка стабилизации. Кроме того, у петли с разъемной пряжкой на звено нашиты две ленточные шлевки, предназначенные для монтажа боуденов, а между лент, образующих звено, на уровне малого кольца, вшита ленточная шлевка для заправки троса звена аварийного раскрытия замка стабилизации.

Ленты стабилизации предназначены для передачи усилия от стабилизирующего парашюта на подвесную систему. Ленты стабилизации изготовлены из ленты TYPE-17 (спецификация MIL-W-4088) и имеют длину 0,35 м. Каждая лента стабилизации с одной стороны вшита между сложениями ленты соответствующего ножного обхвата совместно с лентой поясного притяга, а с другой стороны образует петлю, которая монтируется на разъемную пряжку, закрепленную в центре спинки ранца.

Все декоративные накладки, закрывающие детали подвесной системы, а также предохранители ножных обхватов, плечевого притяга, грудной перемычки и передних лямок, изготовлены из ткани «Cordura».

Для улучшения распределения нагрузок, внутрь предохранителей вшиты вставки из пенополиэтилена толщиной 0,004 м.

3.3. Шланг гибкий звена ручного раскрытия ПЗ

Предназначен для направления движения троса звена ручного раскрытия и предохранения его от случайного зацепления (рисунок 1.22).

Гибкий шланг изготовлен из металлического гибкого рукава диаметром 11 мм. Концы шланга заправлены в наконечники. Длина шланга составляет 430 мм. Одним наконечником шланг крепится в ленточной шлевке верхнего внешнего клапана верхнего отсека ранца, пропускается между отсеком ПЗ ранца и спинкой ранца и выводится на левую переднюю лямку подвесной системы к карману звена ручного раскрытия ПЗ, где крепится вторым наконечником в ленточной шлевке под декоративной накладкой.

Шланг гибкий звена ручного раскрытия ПЗ

1 — шланг гибкий; 2 — наконечник.

Рисунок 1.22

3.4. Шланги гибкие звеньев раскрытия замка стабилизации

Предназначены для направления движения тросов звеньев ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации и предохранения их от случайных зацеплений.

Гибкие шланги изготовлены из металлического гибкого рукава диаметром 8 мм. Концы шлангов заправлены в наконечники. Длина гибкого шланга ручного раскрытия замка стабилизации составляет 680 мм, длина шланга звена аварийного раскрытия замка стабилизации — 900 мм.

Шланг звена ручного раскрытия замка стабилизации одним своим наконечником крепится внутри декоративной накладки у карабина правого ножного обхвата, пропускается между дном нижнего отсека и спинкой ранца и крепится вторым наконечником в шлевке звена замка стабилизации.

Шланг звена аварийного раскрытия замка стабилизации одним наконечником крепится под декоративной накладкой у кармана основы звена отсоединения КЗУ на правой передней лямке, пропускается между ранца и спинкой ранца и крепится вторым наконечником в шлевке звена замка стабилизации.

3.5. Боудены

Предназначены для направления движения тросов звена отсоединения основного парашюта и предохранения тросов от случайного зацепления.

Боудены (рисунок 1.23) изготовлены из металлического гибкого рукава диаметром 8 мм. Один конец каждого боудена заправлен в наконечник. Второй конец каждого боудена заканчивается наконечником с пряжкой-люверсом. Длина шлангов боуденов составляет: короткого — 170 мм, длинного — 900 мм.

Оба боудена закреплены наконечниками под декоративной накладкой у кармана основы звена отсоединения на правой передней лямке. Короткий боуден выведен вдоль лямки подвесной системы к правой пряжке КЗУ. Длинный боуден пропущен вдоль верхнего обреза ранца под декоративной накладкой и выведен на левую переднюю лямку подвесной системы к пряжке КЗУ.

Боудены

1 — наконечник; 2 — гибкий рукав; 3 — наконечник с пряжкой-люверсом.

Рисунок 1.23

3.6. Шнуровые петли

Шнуровые петли (рисунок 1.24) предназначены для удержания клапанов ранца в закрытом положении.

Петля зачековки верхнего отсека изготовлена из шнура SPECTRA/MICROLINE-500 lb. Длина петли 170 мм.

Петля зачековки нижнего отсека изготовлена из шнура SPECTRA/MICROLINE-1000 lb. Длина петли 240 мм.

Петля зачековки замка стабилизации предназначена для зачековки замка стабилизации при схеме введения основного парашюта в действие стабилизирующим парашютом. Петля изготовлена из шнура SPECTRA/MICROLINE-1000 lb. Длина петли 55 мм.

Шнуровые петли

1 — текстильная застежка; 2 — ручка; 3 — трос.

Рисунок 1.24

4. Звенья

Для обеспечения вступления в работу основного парашюта в схеме введения в действие стабилизирующим парашютом служат звенья ручного и аварийного раскрытия замка стабилизации. Введение основного парашюта в действие в схеме с вытяжным парашютом обеспечивается непосредственно МВП. Для ведения в действие запасного парашюта служит звено ручного раскрытия ПЗ. Кроме того, к этой же группе элементов относится звено отсоединения ОП.

4.1. Звено ручного раскрытия замка стабилизации

Звено (рисунок 1.25) предназначено для ручного раскрытия замка стабилизации и применяется только в схеме введения основного парашюта в действие стабилизирующим парашютом.

Звено состоит из троса длиной 960 мм в пластиковой оболочке и ручки. Ручка представляет собой пластмассовую втулку цилиндрической формы шириной 0,045 м с закрепленной на ней текстильной застежкой, при помощи которой звено удерживается на правом ножном обхвате подвесной системы.

Звено ручного раскрытия замка стабилизации

Рисунок 1.25

4.2. Звено аварийного раскрытия замка стабилизации

Звено аварийного раскрытия (рисунок 1.26) замка стабилизации дублирует размыкание замка стабилизации в случае неотхода стабилизирующего парашюта. Звено применяется только в схеме введения основного парашюта в действие стабилизирующим парашютом и представляет собой трос в пластиковой оболочке с петлей на конце и разъемной пряжкой «Малье» № 3, при помощи которой звено монтируется на звено отсоединения ОП при подготовке ПС к применению со стабилизирующим парашютом. Длина троса 1,12 м.

Звено аварийного раскрытия

1 — разъемная пряжка; 2 — трос.

Рисунок 1.26

4.3. Звено ручного раскрытия запасной парашютной системы (Звено ручного раскрытия ПЗ)

Звено ручного раскрытия ПЗ (рисунок 1.27) предназначено для раскрытия клапанов верхнего отсека ручным способом. Звено состоит из рамки, троса, ограничителя и шпильки. Трос звена пропущен через сверление рамки. На одном конце троса закреплен ограничитель, на другом — шпилька, предназначенная для замыкания люверсов клапанов на шнуровую петлю. Длина троса от ограничителя до конца шпильки составляет 0,68 м.

Звено ручного раскрытия ПЗ

1 — шпилька; 2 — трос; 3 — рамка; 4 — ограничитель.

Рисунок 1.27

4.4. Звено отсоединения основной парашютной системы

Предназначено для отсоединения свободных концов основного парашюта в случаях нештатной работы. Звено отсоединения (рисунок 1.28) состоит из основы и двух тросов в пластиковой оболочке.

Звено отсоединения основной парашютной системы

1 — подушка звена отсоединения; 2 — текстильная застежка; 3 — тросы; 4 — петля.

Рисунок 1.28

Основа звена представляет собой прямоугольную подушку с лепестком. На лепесток нашита текстильная застежка и ленточная петля.

Лепесток с текстильной застежкой предназначены для удержания основы звена в кармане на правой передней лямке подвесной системы, а петля — для монтажа звена аварийного раскрытия замка стабилизации. Тросы предназначены для зачековки шнуровой петли КЗУ. Длина тросов составляет: правого — 0,33 м, левого — 1,05 м.


Парашютная система Арбалет-1