Спасательный парашют С-3-3
Парашют является индивидуальным средством спасения экипажей скоростных и высотных самолетов при совершении вынужденных прыжков как над сушей, так и водной поверхностью.
Парашют может применяться в тренировочном варианте в комплекте с запасным парашютом З-2.
Тактико-технические данные парашюта
1. При общей массе парашютиста с парашютом не более 100 кг парашют обеспечивает нормальную работу:
- при немедленном введении парашюта в действие после отделения от горизонтально летящего самолета на истинной скорости до 600 км/ч на высотах от 100 до 12 000 м;
- при задержке раскрытия парашюта после отделения от горизонтально летящего самолета на скоростях до 600 км/ч по прибору согласно прилагаемой табл. 1;
- при прыжках в горной местности, имеющей высоту 4000 м и более, с раскрытием парашюта только ручным способом с задержками согласно табл. 1.
Таблица 1
Высота полета при выполнении прыжка (над уровнем моря), м | Задержка раскрытия парашюта, с |
От 100 до 1000 (малые высоты) | Без задержки |
От 1000 до 7000 (средние высоты) | Не менее 4 |
От 7000 до 12 000 (большие высоты) | Не менее 15 |
Более 12000 (стратосфера) | Парашют раскрывать на высоте не более 9000 м |
Примечание. При выполнении тренировочных прыжков с задержкой в раскрытии парашют вводят в действие на высоте не менее 500 м над рельефом местности.
Рис. 1. Форма купола парашюта С-3-3 в плане.
Римскими цифрами показаны номера полотнищ купола, а арабскими, идущими по горизонтали, — квадраты полотнищ. Арабскими цифрами по кругу обозначены номера строп.
Рис. 2. Общий вид уложенного парашюта С-3-3:
1 — свободные концы подвесной системы; 2 — спинка; 3 — клапаны 4 — предохранительный клапан; 5 — ножные обхваты
2. При общей массе катапультируемой системы не более 165 кг парашют обеспечивает нормальную работу при катапультировании вверх из горизонтально летящего самолета на скоростях до 850 км/ч по прибору с отсоединением привязных ремней прибором АД-3, установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытием парашюта страхующим прибором, установленным на время срабатывания 2 с и высоту 1000 м над рельефом местности.
При необходимости допускается ручное раскрытие парашюта с задержкой в раскрытии после отделения от катапультируемого сиденья (см. табл. 1).
3. При общей массе парашютиста с парашютом не более 100 кг парашют обеспечивает:
- минимальную безопасную высоту прыжка, равную 100 м, из горизонтально летящего самолета на скорости 180 км/ч и более при немедленном введении парашюта в действие. При этом время снижения на полностью раскрытом куполе не менее 2 с;
- минимальную безопасную высоту при катапультировании вверх, равную 150 м, на скорости горизонтального полета 400 км/ч и более при отсоединении привязных ремней прибором АД-3, установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытии парашюта страхующим прибором, установленным на время срабатывания 2 с и высоту не менее 1000 м над рельефом местности;
- вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, на участке 30-35 м до земли, равную 6 м/с;
- отсутствие возможности самопроизвольного раскрытия;
- устойчивость при снижении;
- потерю высоты при скольжении;
- отсутствие явлений складывания купола при скольжении;
- размещение в ранце парашюта спасательной лодки МЛАС-1 и страхующего прибора, а на ранце — кислородного прибора КП-23 или КП-27М;
- усилие выдергивания вытяжного кольца не более 16 кгс.
4. Максимальный габарит ранца с уложенным в него куполом и страхующим прибором, мм: без кислородного прибора и лодки — 390x430X215; без кислородного прибора с лодкой — 400X435X230; с кислородным прибором без лодки — 390X430X240; с кислородным прибором и с лодкой — 400X435x255.
5. Максимальная масса (без переносной сумки), кг:
- без кислородного прибора, лодки и страхующего прибора — 14,084;
- без кислородного прибора, с лодкой и страхующим прибором — 18,2;
- с кислородным прибором, лодкой и страхующим прибором — 23,2.
6. Парашют обеспечивает надежную работу:
- при однократном его применении на предельных скоростях, указанных в пп. 1, 2, и в аварийных условиях;
- при 10-кратном применении на истинных скоростях до 250 км/ч;
- при 5-кратном применении на истинных скоростях до 350 км/ч.
После пяти учебно-тренировочных прыжков на скоростях до 350 км/ч при отсутствии ожогов и порывов ткани и строп купола допускается применение парашюта в спасательном варианте. Учебно-тренировочные прыжки совершаются с применением запасного парашюта З-2.
Работа парашюта в воздухе
Парашют вводится в действие только ручным способом путем выдергивания вытяжного кольца. Парашютный прибор ППК-У или КАП-3 служит лишь средством страховки.
При раскрытии парашюта клапаны ранца под воздействием ранцевых пружин откидываются в стороны, а фартук на главном клапане развертывается и выбрасывает вытяжной парашют, который вытягивает соединительную стропу из карманов чехла, чехол с уложенным в него куполом из ранца и стропы из сот чехла. Чехол сходит с купола и одновременно выходит из чехла второй вытяжной (поддерживающий) парашют, который, попадая в поток воздуха, наполняется и удерживает купол в вытянутом положении.
При снижении летчика на воду выдергивается шнуровое замыкающее приспособление, шпильки которого замыкают лодку в ранце.
Клапаны, зачекованные на петлях, освобождаются, а лодка под действием своей массы вываливается из ранца и удерживается на летчике шнуром, карабин которого надет на пряжку-полукольцо накладки, нашитой на комбинезоне, при этом перебрасывается двуплечий рычаг на баллоне с углекислотой и происходит наполнение лодки.
В случае применения парашютного кислородного прибора, последний автоматически отключается от бортовой кислородной сети при отделении летчика от самолета.
При выполнении тренировочных прыжков с парашютом С-3-3 категорически запрещается применение запасных парашютов при нормально работающем основном куполе, так как это может привести к складыванию, схождению и вращению куполов.
Тактико-технические данные частей парашюта
1. Купол изготовлен из капронового полотна, имеет квадратную форму со срезанными углами, сшит из восьми полотнищ, из которых первое, второе, седьмое и восьмое оранжевого цвета.
Площадь купола 56,5 м².
С внешней стороны купол имеет усилительный каркас из капроновых лент шириной 13 и 25 мм.
Полотнища купола нумеруются римскими цифрами, а квадраты полотнищ — арабскими.
Купол имеет 28 строп из капронового шнура № 10КП. Длина строп № 1 и 27 — 6300 мм, а № 28 — 6500 мм, остальные стропы по 6000 мм.
Благодаря удлинению строп № 1, 27 и 28 на куполе образуется киль.
В центре купола с наружной стороны имеется петля для крепления поддерживающего парашюта.
Симметрично петле расположены четыре отверстия диаметром 160 мм для более эффективной работы поддерживающего парашюта. Чтобы облегчить укладку, муфта четырнадцатой стропы имеет оранжевый цвет.
На расстоянии 500 и 850 мм от нижней кромки купола на стропах нанесены метки черной безвредной краской для обеспечения надлежащей слабины строп при укладке их в соты.
2. Чехол купола изготовлен из вискозной ткани оранжевого цвета, имеет форму рукава длиной 3600 мм и надевается на всю длину купола. Чехол состоит из основы и низа чехла, нашитого на основу на расстоянии 565 мм от ее нижней кромки. В верхней части чехла расположены стягивающий шнур и два кармана, способствующие сходу чехла с купола. На две усилительные тесьмы нашиты карманы для укладки соединительной стропы, а с внутренней стороны чехла к верхнему полотнищу пришит чехол поддерживающего парашюта.
Чехол поддерживающего парашюта изготовлен из капронового полотна, имеет форму рукава длиной 295 мм. В нижнем основании чехол снабжен съемной резиновой сотой и фартуком для прикрытия нижней кромки чехла.
На расстоянии 160 мм от нижней кромки низа чехла купола нашит стягивающий шнур с двумя петлями на концах, а на верхнем полотнище основы чехла есть окно для пропускания в него петель стягивающего шнура. Над окнами нашиты карманы для предохранения строп от зацепления за пучки, пропущенные в соты. На чехле купола имеются 7 пар несъемных и одна пара двойных резиновых сот, предохранительный клапан, два кармана из тесьмы для укладочной рамки, фартук для прикрытия нижней кромки купола и 6 тесем-завязок.
Прочность резиновых сот чехла такова, что при заклинивании пучков строп соты разрываются. Разорвавшиеся соты не ремонтируются, а заменяются новыми. Чехол купола по всей длине усилен двумя лентами шириной 25 мм, которые в верхней части образуют уздечку для присоединения вытяжного парашюта.
3. Вытяжной (поддерживающий) парашют изготовлен из капронового полотна, имеет форму правильного восьмиугольника площадью 0,5 м². На парашюте 8 строп, образованных четырьмя неразрезными шнурами. Кроме того, имеется центральная стропа. Стропы изготовлены из капронового шнура 10КП прочностью 200 кгс, центральная стропа из капронового шнура 7КП прочностью 300 кгс. Длина всех строп в свободном состоянии от нижней кромки парашюта до середины зигзагострочки 860 мм.
4. Вытяжной парашют изготовлен из шелкового полотна, имеет восьмиугольнуюформу, площадью 0,48 м². На парашюте восемь строп, образованных четырьмя неразрезными шнурами, и одна центральная стропа. Стропы изготовлены из капронового шнура 12КП-90 прочностью 90 кгс. Длина строп в свободном состоянии — 750 мм.
5. Подвесная система изготовлена из капроновых лент ПЛК-44 и ЛТК-43-800 и состоит из следующих основных частей: главной лямки, двух наспинно-плечевых обхватов, образующих грудную перемычку и поясной обхват, спинки, двух ножных обхватов, двух ватников, замка ТП и регулируемого крепления.
На каждом из четырех свободных концов подвесной системы имеется разъемная пряжка, которая состоит из скобы, штыря и винта с левой резьбой для контровки штыря.
На главной лямке смонтированы две изогнутые пряжки для соединения с плечевыми обхватами. С левой стороны, на уровне груди, на главную лямку пришит карман вытяжного кольца. Ниже кармана на подвесной системе в двух местах пришит гибкий шланг, который одним концом крепится к боковому клапану ранца.
Наспинно-плечевые обхваты соединяются между собой крестовиной, настроченной на спинку, и, проходя через изогнутые пряжки, заканчиваются: левый — замком ТП, правый — пряжкой замка ТП. Нижние концы наспинно-плечевых обхватов проходят в скобы поясного обхвата и заканчиваются малыми прямоугольными пряжками, при помощи которых происходит регулировка длины поясного обхвата.
Спинка изготовлена из авизента с прокладкой слоя ваты. Крестовина на спинке предназначена для фиксирования наспинно-плечевых обхватов на летчике, а клапаны предохраняют свободные концы подвесной системы от сползания с плеч, от зацепления за выступающие части самолета и выдувания после покидания самолета до момента открытия парашюта.
В нижней части спинки имеются две стягивающие ленты, четыре кольца для регулировки длины спинки по росту и два кармана для заправки лент после регулировки. Кроме того, внизу спинки имеются два окна и шесть завязок для крепления спинки к главной лямке подвесной системы, что исключает возможность выпадания летчика из подвесной системы. Два ватника служат средством фиксации положения лямок грудной перемычки и смягчения динамических нагрузок при раскрытии парашюта, изготовлены они из авизента с прокладкой слоя ваты.
Два ножных обхвата снабжены малыми прямоугольными пряжками и пряжками замка ТП. Прямоугольные пряжки являются средством регулировки подвесной системы по росту летчика.
Парашютный замок ТП удобен при надевании и снятии подвесной системы. Он состоит из корпуса, крышки замка с двумя рычагами, ограничительной пластины, подвижных зубьев, пружины замка, пружины рычагов, защелки-предохранителя, четырех пряжек замка — трех съемных и одной постоянной.
Разбирать, производить ремонт или замену отдельных деталей замка ТП в процессе эксплуатации запрещается.
Парашют С-3-3 может эксплуатироваться с замком ОСК.
Замок ОСК состоит из следующих основных частей:
корпуса, рычага, корпуса седла, пружины, пряжки (монтируется на свободный конец), гашеток, предохранителя, фиксатора предохранителя.
6. Ранец изготовлен из авизента цвета хаки, имеет коробчатую форму и снабжен четырьмя клапанами: главным, торцевым и двумя боковыми. Размеры металлической рамы жесткости 380X380 мм. На накладном дне расположены карман для страхующего прибора и гнездо из ленты ПЛК-44 для укладки в него баллончика лодки.
С внутренней стороны на ранце имеется промежуточное дно для монтажа лодки.
На одном боковом клапане нашита петля, а на другом поставлен люверс для дополнительной зачековки промежуточного дна ранца.
Главный клапан промежуточного дна имеет три люверса для пропускания в них шнуровых петель после укладки лодки и предохранительный клапан для предохранения шпилек шнурового замыкающего приспособления от расчековки.
У боковых клапанов промежуточного дна со стороны торцевого клапана — по два люверса без пришивных шайб.
Шнуровое замыкающее приспособление изготовлено из капронового шнура, рассчитанного на нагрузки до 200 кгс.
На нем застрочены шпильки-чеки, карабин и тесьма крепления, на которой нитками № 40 крепят две проволочные петли для связки с петлями на кармане кислородного прибора, предохраняя этим шнуровое замыкающее приспособление от зацепления за кресло летчика при покидании самолета.
Карабин предназначается для крепления шнура лодки к комбинезону летчика.
К главному клапану ранца с внутренней стороны пришит фартук из хлопчатобумажной ткани для завертывания в него вытяжного парашюта.
Вся замыкающая система ранца прикрывается предохранительным клапаном, являющимся продолжением главного клапана, который застегивается на кнопки-турникеты.
На левом боковом клапане имеются накладки шланга, пластина для страхующего прибора, вшитая в тесьму ТХХ-25-83.
Ко дну ранца с внешней стороны пришит карман из авизента для кислородного прибора.
На ранце имеются четыре ранцевые пружины для отбрасывания клапанов в момент открытия парашюта.
Длина ранцевых пружин главного клапана — 345 мм, а боковых и кармана страхующего прибора — 230 мм.
7. Вытяжное кольцо состоит из корпуса кольца, троса с двумя шпильками и ограничителя троса. Корпус кольца трапециевидной формы, изготовлен из стальной проволоки и окрашен в красный цвет. Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя — 960+5 мм.
8. Гибкий шланг изготовлен из специальной профилированной стальной ленты и обтянут хлопчатобумажной тесьмой цвета хаки. Концы шланга запрессованы в колпачки. Шланг крепится около вытяжного кольца у скобы ножного обхвата и к боковому клапану ранца.
Длина капронового чехла шланга — 225 мм. Длина гибкого шланга — 675 мм.
9. Подушка прямоугольной формы, изготовлена из авизента цвета хаки и набита ватой, имеет в середине два отверстия для свободных концов ножных обхватов и четыре тесьмы крепления к ранцу. Размеры подушки — 330X390 мм.
10. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из авизента, имеет две ручки и крышку, застегивающуюся на турникеты. Размеры сумки — 260Х Х610Х410 мм.
11. Парашютный страхующий прибор КАП-ЗП (или ППК-У) с длиной шланга 240 мм.
12. Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ — индивидуальное спасательное средство летчика при вынужденном покидании самолета над водной акваторией.
Масса спасательной лодки МЛАС-1 ОБ 3,5 кг, объем надувной части 150 л, рабочее давление газа в оболочке 10─100 мм рт. ст., эксплуатационная грузоподъемность 100 кг, время наполнения лодки от баллона при температуре 20+5°С не более 3 мин, допустимая температура окружающего воздуха от ─30 до +50° С.
Габаритные размеры при давлении в лодке 40 мм рт. ст., мм:
- длина — 1890+60;
- ширина кормовой части — 960+40;
- ширина носовой части — 540+30;
- высота борта в корме — 255+15;
- высота борта в носу — 160+10.
13. Парашютные кислородные приборы КП-23 и КП-27М применяются при полетах на больших высотах. В момент покидания самолета при помощи специального устройства происходит переключение питания кислородом летчика с бортовой кислородной системы на парашютный кислородный прибор.
Устройство кислородных приборов КП-23 и КП-27М изложено в главе 4 настоящего справочника.
14. Соединительная стропа изготовлена из капронового шнура ШККП-18-700 длиной 1580 мм. Стропа соединяет чехол с вытяжным парашютом.
15. К каждому парашюту должен быть приложен паспорт для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.