Руководство по летной эксплуатации
Особенности полетов ночью
- Пилотирование самолета ночью из-за ухудшения видимости естественного горизонта значительно сложнее, чем пилотирование в простых метеоусловиях днем. От экипажа требуется большее внимание и натренированность в полете по приборам.
- При полетах ночью пилотирование самолета осуществлять по пилотажно-навигационным приборам.
- Освещение (приборов в кабине экипажа должно быть отрегулировано так, чтобы оно не слепило глаза, особенно при полетах в темную ночь.
Руление
- Руление ночью осуществляется так же, как и в дневных условиях.
- Перед рулением должны быть включены аэронавигационные огни, рулежная фара и отрегулировано освещение приборов на рабочих местах членов экипажа.
- При выруливании и заруливании командир самолета должен руководствоваться командами диспетчера и световыми сигналами, подаваемыми со стоянки.
- В процессе руления экипажу необходимо проявлять максимальную осмотрительность, внимательно следить за движением других самолетов.
Взлет
Примечание. Взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение и посадка ночью выполняются с такой же конфигурацией самолета и на тех же режимах работы двигателя, скоростях и высотах, как и в дневных условиях.
- Взлет производить с включенными фарами по огням ВПП и пилотажно-навигационным приборам. Разбег самолета, вплоть до отрыва, производить в трехточечном положении без подъема хвостового колеса. Штурвал удерживать в нейтральном положении до отрыва самолета.
- Направление взлета выдерживать по огням ВПП и ГПК.
- Не следует допускать отрыва самолета на малой скорости во избежание повторного касания ВПП колесами (лыжами).
- Удаление самолета от ВПП контролировать по огням ВПП и радиовысотомеру.
- При достижении установленной скорости перевести самолет в режим набора высоты и пилотировать по пилотажно-навигационным приборам.
Набор высоты
- Набор высоты выполнять только по пилотажно-навигационным приборам.
- При отказе авиагоризонта необходимо пилотировать самолет по указателю кренов, ГПК, ГИК-1, указателю скорости, высотомеру и вариометру.
- Если взлет производился с применением закрылков, на высоте не менее 50 м над препятствиями, в три приема убрать закрылки, контролируя их положение по индикатору.
- После уборки закрылков выключить фары.
- На высоте 100 м установить двигателю номинальный или крейсерский режим в зависимости от условий полета и продолжать набор высоты по прямой до высоты 200 м.
Развороты и построение прямоугольного маршрута
- Построение прямоугольного маршрута ночью производится с помощью ГПК и ГИК-1 так же, как это выполняется при дневных полетах, только с несколько меньшим удалением от старта, ориентируясь по огням ВПП и световому «Т».
- Ширина прямоугольного маршрута (удаление самолета от старта) считается нормальной, если консоль нижнего крыла не закрывает линию огней ВПП, а проходит рядом с ней.
Снижение, расчет и заход на посадку
- После выхода из четвертого разворота командиру самолета уточнить правильность захода по световому «Т» и огням ВПП.
- Убедившись в правильности захода, выпустить закрылки, если скорость встречного ветра не превышает 10 м/с. При скоростивстречного ветра более 10 м/с посадку производить с неотклоненными закрылками.
- На высоте
100-70 м включить фары и на этой высоте перевести рычаг шага винта до отказа вперед, чтобы обеспечить возможность ухода на второй круг. - При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости (туман, дымка, осадки) фары включаются по усмотрению командира самолета. Включение света посадочных фар производить после установления контакта с землей. В случае, если при включении света посадочных фар создается мешающий световой экран, фары должны быть выключены, а определение расстояния до ВПП и посадку производить по световому «Т» и огням ВПП.
- Направление снижения необходимо выдерживать на точку выравнивания, которая должна быть расположена до светового «Т», правее левой линии огней ВПП
(20-26 м). - При заходе на посадку второй пилот обязан:
- осматривать ВПП;
- контролировать работу двигателя и регулировать температурный режим.
Посадка
- Высота выравнивания и выдерживания самолета над землей ночью такая же, как и в дневных условиях. Эта высота определяется по огням ВПП и световому «Т», Взятие штурвала на себя должно быть плавным, но таким, чтобы самолет приземлился на три точки.
- Пробег после приземления необходимо выдерживать прямолинейно, ориентируясь по огням ВПП.
- Нужно помнить, что в ночных условиях скорость самолета скрадывается, поэтому тормозить надо осторожнее, соразмеряя скорость пробега с интенсивностью торможения.
- Посадочные фары выключать в конце пробега.
- При уходе на второй круг фары выключать после пролета препятствий, но не ниже чем на высоте 50 м.
- В случае отказа одной фары посадка несколько отличается ют посадки с двумя фарами, так как поверхность ВПП видна хуже.
Поэтому необходимо высоту выравнивания определять в зависимости от освещенности ВПП и удаления огней ВПП.
Посадка при освещении ВПП прожектором
- Посадка при освещении ВПП прожектором выполняется при отказе фар, при тренировочных полетах, на запасных аэродромах, а также в случаях, когда свет фар создает экран, ухудшающий видимость (метель, снегопад, дождь).
- При подходе к третьему развороту командир самолета запрашивает о включении прожектора (информирует: посадка с включенным или выключенным прожектором). После выполнения четвертого разворота на прямой докладывает о готовности к посадке.
- При расчете на посадку командир направляет самолет на ближнюю границу освещенной части ВПП аэродрома, принимая ее за точку начала выравнивания.
- Начало выравнивания и приземление выполнять только в луче прожектора.
- Посадка самолета при освещении ВПП прожектором выполняется так же, как и посадка с фарами.
Предупреждение. Посадка самолета навстречу лучу прожектора ЗАПРЕЩАЕТСЯ.