Руководство по летной эксплуатации
Расчет необходимого количества топлива
Количество топлива, необходимое для выполнения полета по заданному маршруту, подсчитывается по следующей формуле:
mтопл = mрасх + mанз + mзем,
где:
- mрасх — количество топлива, расходуемое в полете за расчетное время от взлета до посадки без аэронавигационного запаса;
- mанз — аэронавигационный запас;
- mзем — количество топлива, расходуемого на земле для прогрева и опробования двигателя и для руления.
Примечание. Минимальный аэронавигационный запас топлива 200 л.
1. Расходуемое количество топлива (mрасх) определяют, предварительно вычислив расчетное время полета Трасч.
Для вычисленного расчетного времени полета в зависимости от заданной мощности двигателя (%) в горизонтальном полете по графику расхода топлива (рис. 3) находят расходуемое количества топлива (mрасх) .
Примечание. График составлен из расчета полета на H = 3 000 м.
При полете на меньших высотах часовой расход топлива будет меньше.
2. Топливо, предназначенное для прогрева и опробования двигателя и для руления, не включают в расчет загрузки самолета. Его заправляют каждый раз в соответствии с конкретными условиями (исходя из нормы расхода топлива при работе двигателя на земле 50 кг/ч), но не более 20 кг. Это количество топлива, как правило, полностью расходуется к моменту взлета самолета.
Пример. Определить расходуемое количество топлива (mрасх), если вычисленное расчетное время полета по расписанию (Трасч) равно 3 ч 30 мин, а потребная для выполнения полета мощность, определенная по крейсерскому графику, составляет 60 % номинальной.
Решение. По графику (рис. 3) из точки 1, соответствующей Трасч = 3 ч 30 мин, поднимаемся вертикально вверх до пересечения с линией Ne = 60% (точка 2). На шкале mрасх читаем соответствующее расходуемое количество топлива (расход топлива от взлета до посадки) 700 л или 525 кг (точка 3).
Рис. 3. График расхода топлива