Правила вида спорта «Спорт сверхлегкой авиации»
Раздел II. Моторный полёт
Часть 4. Проведение соревнований
4.1. Общая организация
4.1.1. Для того чтобы упражнение соревнований было разыграно, всем участникам в данном виде программы дается возможность выполнить как минимум один соревновательный полет за время, отведенное на упражнение.
4.2. Судьи и руководители спортивных сборных команд
4.2.1. Координатор по организации.
К моменту утверждения предложения по проведению соревнования должен быть назначен координатор по организации для проверки полноценной и своевременной подготовки к проведению спортивного мероприятия. Координатором может быть Главный судья или лицо со специальными знаниями порядка и правил проведения соревнований. Координатор приглашается посетить место проведения соревнований приблизительно за 6 недель до начала самого соревнования или предварительных тренировочных соревнований (при их наличии). В процессе проведения соревнования координатор вправе приостановить проведение соревнования, если нарушаются правила, влияющие на результат выступления спортсменов или нарушается безопасность при организации и проведении соревнования до устранения этих нарушений.
4.2.2. В зависимости от статуса соревнований организаторы назначают не менее трех судей.
4.2.3. Как минимум один судья должен присутствовать на всех местах проведения соревнований во время выполнения упражнений.
4.2.3. Состав ГСК всероссийских спортивных соревнований объявляется как минимум за 30 дней до начала соревнования.
4.3. Ответственность руководителей спортивной сборной команды
4.3.1. Руководитель спортивной сборной команды является связующим звеном между организатором и своей командой, несет ответственность за поведение членов своей команды и следит за тем, чтобы пилоты не принимали участия в полетах в случае болезни или при других недомоганиях, что может стать угрозой для их безопасности и безопасности других лиц. Он также отвечает за то, чтобы члены его команды были ознакомлены с Положением (регламентом) о соревнованиях.
4.4. Подсчет очков и определение победителей
4.4.1. Победителем является пилот или экипаж, набравший самое высокое общее количество очков в данном виде программы. Очки команд или команды-победительницы начисляются из очков лучших двух пилотов данной команды в каждом разыгранном упражнении в каждом виде программы в спортивных дисциплинах: «дельталет-1», «дельталет-2», «микросамолет-1», «микросамолет-2», мотодельтаплан; в дисциплинах: «мотопараплан», «паралет-1», «паралет-2» очки начисляются отдельно по тому же принципу.
4.4.2. Спортивные соревнования разыгрываются по
4.5. Допуск к соревнованиям
4.5.1. Принимающий участие в соревнованиях пилот должен иметь соответствующую квалификацию, отвечающую требованиям данных соревнований, и иметь действующее свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна вслучаях предусмотренных федеральными авиационными правилами.
4.5.2. Моторное СВС, по своим характеристикам не соответствующее определению моторного СВС пункт 3.2.1, не может быть использовано для участия в соревнованиях.
4.5.3. На каждое моторное СВС должно иметься действующее свидетельство о летной годности или разрешение на полеты, не исключающее полеты на соревнованиях.
4.5.4. В ходе соревнований моторное СВС должно представлять собой единое целое, с использованием тех же компонентов, что и в первый день соревнований. Исключение составляет замена винта с целью улучшения летных характеристик, при условии, что ограничение по массе летательного аппарата не будет превышено, и удостоверение о летной годности останется в силе.
4.5.5. Моторные СВС, участвующие в соревнованиях в спортивных дисциплинах: «дельталет-1», «дельталет-2», «микросамолет-1», «микросамолет-2», должны иметь дальность полета в штиль не менее 250 км; в спортивных дисциплинах: «мотодельтаплан», «мотопараплан», «паралет-1», «паралет-2», не менее 100 км.
4.6. Контрольные и другие полеты
4.6.1. В течение летного дня ни один участник не может стартовать в месте проведения соревнований без разрешения Главного судьи. Разрешение может быть дано на контрольные (тренировочные) полеты, однако, если началось упражнение для данного вида программы, то пилот обязан приземлиться и произвести взлет для выполнения упражнения.
4.7. Внешняя помощь участникам соревнований
4.7.1. Следующие ограничения направлены на то, чтобы, максимально возможно, соревнования проходили между участниками лично, без управления и помощи со стороны.
4.7.2. Любая помощь в навигации или обнаружении восходящих термических потоков со стороны лиц не учавствующих в соревновании или со стороны летательного аппарата, не принимающего участие в соревнованиях, включая летательные аппараты, участвующие в соревнованиях, но в данный момент не выполняющие упражнение, запрещена. В случае не выполнения данного запрета результат участника в упражнении аннулируется.
4.8. Электронное оборудование
Радиостанции, неопечатанные приборы GPS и подобные неопечатанные электронные навигационные средства запрещаются к использованию и нахождению на борту летательного аппарата. Разрешаются к использованию аварийные радиомаяки без возможности передачи голосовых сообщений. Также разрешено использовать опечатанные сотовые телефоны только после посадки или в случае непредвиденных обстоятельств влияющих на безопасность.
4.9. Перечень упражнений на соревнованиях
4.9.1. Упражнения делятся на три категории:
- А — планирование полета, навигации и т. п. без ограничения запаса топлива;
- В — на экономию топлива, скорость, продолжительность и т. п. с ограничением запаса топлива;
- С — упражнения на точность взлета или посадки.
Любые упражнения могут ставиться более одного раза, как с одинаковыми, так и с разными условиями их выполнения.
Расстояния в упражнениях рассчитываются с учетом требования пункта 4.5.5.
Для контроля выполнения упражнения должны использоваться фотоаппараты с функцией отметки даты и времени на кадре до тех пор, пока не будет разрешен к использованию бортовой регистратор.
В любом задании, требующем предварительной оценки скорости или времени, организатор может расположить на маршруте скрытые ворота, через которые пилот должен пройти, если он соблюдает правильный курс. Если пилот не пролетел через такие ворота или пролетел в целях уменьшения погрешности навигации во времени/скорости по неправильной траектории (например, укороченной), ему начисляются штрафные очки. На брифингах не дается никакая информация о существовании или местонахождении скрытых ворот, а также о методах их контроля.
Главный судья устанавливает период времени для выполнения (завершения) упражнения, помимо установленного на брифинге времени последней посадки.
4.9.2. В каждый летный день ставится упражнение, которое выбирается из раздела III, в соответствии с погодными условиями. Упражнения категории С могут быть совмещены с упражнениями категорий А или В или поставлены отдельно, как это будет определено на брифинге.
4.9.3. Упражнения должны ставиться в следующих соотношениях
Для всех моторных СВС, кроме мотопарапланов и паралетов:
- А — 50% от всего количества упражнений;
- В — 25% от всего количества упражнений;
- С — 25% от всего количества упражнений.
Для мотопарапланов и паралетов:
- А — 33% от всего количества упражнений;
- В — 33% от всего количества упражнений;
- С — 33% от всего количества упражнений.
4.9.4. Упражнения для каждого вида программы могут отличаться.
4.9.5. Главный судья определяет на брифинге время старта, время закрытия финиша и ППМ, а также время, к которому все летательные аппараты должны приземлиться. Если старт задерживается, время закрытия финиша и поворотных пунктов также сдвигается на соответствующий срок, если это не определено иначе на предполетном брифинге.
4.9.6. При изменении погоды, на брифинге Главный судья при необходимости меняет упражнение. Если к выполнению упражнения приступил хоть один участник соревнования, упражнение не меняется.
4.10. Старт в упражнении
4.10.1. Порядок, в котором должны стартовать пилоты, дается на брифинге либо остается свободным в период «открытого окна». Взлеты производятся с помеченной палубы.
4.10.2. Участнику разрешается стартовать более одного раза в одном упражнения, если это предусмотрено в Положении (регламенте) соревнования. Однако, каждое упражнение выполняется только один раз. Мотопарапланы и паралеты имеют право выполнить три попытки взлета в упражнениях, где дается порядок старта участников и неоценивается взлет.
4.10.3. Организаторы могут приостановить полеты после начала стартов в случае, если их продолжение представляет опасность. Если период запрета длится достаточно долго и создает неравные условия для участников соревнований, Главный судья соревнования отменяет упражнение. Как только все участники стартовали или имели возможность совершить старт, упражнение не может быть отменено, за исключением непредвиденных обстоятельств, которые могут повлиять на безопасность полетов.
4.10.4. Требования для стартов с ног для мотодельтапланов и мотопарапланов.
В соответствии с требованиями старта с ног мотодельтаплан и мотопараплан должен производить взлет без посторонней помощи, при этом не касаясь поверхности земли элементами аппарата во время разбега. Поверхность земли в радиусе 300 м от точки старта не должна иметь уклон более 3 %.
4.10.5. Мотопарапланы и паралеты должны производить взлет на установленной площади, не более, чем 100×100 м в условиях штиля.
4.11. Выполнение упражнений
4.11.1. Условия заправки топливом даются пилотам на первом брифинге.
4.11.2. Пилоты должны проходить заданный маршрут в направлении, указанном на брифинге.
4.11.3. Контроль на ППМ обычно осуществляется фотографированием пилотом характерного ориентира на земле в данном полете с нужного фото сектора, также может осуществляться судьями (официальными наблюдателями).
4.11.4. В упражнениях на скорость или на отрезке упражнения на дальность (навигацию), где учитывается скорость, время замечается либо на старте, либо фотоаппаратом с отметкой времени на кадре, либо пролетом над линией на земле, где время отмечают судьи либо путем использования бортового регистратора. Информация об этом дается на брифинге.
4.11.5. Все взлеты и посадки на соревнованиях, кроме как в спортивных дисциплинах: «мотопараплан», «паралет-1», «паралет-2» производятся на палубе размером 100×25 м.
4.11.6. Посадки в упражнениях на точность выполняются в пределах палубы 100×25 м, разбитой на секции, соответствующие очкам. Если любая часть моторного СВС коснется земли до палубы или выйдет за ее пределы после посадки, экипаж получает нуль очков. Экипаж летательного аппарата, не способного вырулить с палубы без посторонней помощи также получает нуль очков. Этот пункт, за исключением первого предложения, не распространяется на мотопарапланы.
4.11.7. Если фотоаппарат пилота отмечает время на кадрах, это время не должно предшествовать времени установленного на часах Главного судьи.
4.12. Посадки вне заданного пункта
4.12.1. Посадка вне заданного пункта оценивается в ноль очков, если на брифинге не оговорено иначе. Если пилот совершит посадку вне установленного пункта в данном упражнении по какой бы то ни было причине, он обязан немедленно сообщить об этом организаторам по телефону не позднее времени закрытия упражнения. В случае посадки по причине окончания топлива, он может сорвать печать на топливном баке, дозаправиться и лететь на базу возвращаясь вдоль дороги подбора, указанной на предполетном брифинге. Необходимо сделать фотографии места такой посадки и записать имя и адрес свидетеля — любого лица, не являющегося членом команды этого пилота. По возвращении на базу пилот должен немедленно обратиться в службу подбора со своим отчетом, фотопленками или бортовым регистратором. При невыполнении указанных действий без уважительных причин результат пилота аннулируется в данном упражнении.
4.12.2. После посадки мотопараплана пилот должен сложить купол аппарата, чтобы показать другим, что он не нуждается в помощи.
4.13. Особые зоны полетов
4.13.1. Организаторы должны в регламенте соревнования или на брифинге указать контролируемое воздушное пространство или другие зоны, где полеты запрещены или ограничены. Такие зоны должны быть точно нанесены на картах участников соревнований.
4.14. Подсчет очков
4.14.1. Итоговые результаты за соревнование вычисляются по сумме результатов выполненных упражнений по дням для каждого участника, победителем становится спортсмен, набравший наибольшее количество очков в данном виде программы.
4.14.2. Число очков, набранное участником, должно округляться до ближайшего целого числа.
4.14.3. Все расстояния округляются с точностью до 0,5 км. Все расчеты времени берутся в часах, минутах и секундах.
4.14.4. Пилот, который не летал в данном упражнении, получает ноль очков и помечается в таблице результатов как «0». Пилот, который был дисквалифицирован, будет помечаться как «D».
4.14.5. Вычитание штрафных очков производится после вычисления очков по формуле.
4.14.6. Если счет пилота по какой-либо причине оказался отрицательным, включая штрафные очки, его результат в данном упражнении принимается как нулевой. Отрицательные результаты в дальнейших расчетах его результатов не учитываются.
4.15. Наказания, санкции, протесты
4.15.1. Санкции налагаются судейской коллегией в зависимости от характера нарушения в виде уменьшения результата выраженного в штрафных очках или процентах за нарушения указанные в пункте 5.3 или в условиях выполнения конкретного упражнения.
4.15.2. За нарушение установленного режима полетов, грубое нарушение правил безопасности полетов приведшее к летному происшествию, нарушение предполетного режима установленного на брифинге спортсмен отстраняется от выполнения упражнения или участия в соревнованиях и представляется к дисквалификации.
4.15.3. За осознанные полеты в подветренном роторе указанном на предполетном брифинге результат спортсмена аннулируется. Решение об этом принимает судейская коллегия.
4.15.4. При несогласии с судейским решением или результатом, спортсмены (руководитель команды) могут обратиться в судейскую коллегию с жалобой или (и) официальным протестом.
4.15.5. Протесты или жалобы принимаются до 24 часов текущего дня или в течение двух часов после опубликования результатов на следующий день.
4.15.6. Протест должен быть подан в письменном виде руководителем команды, с указанием пункта нарушения Положения (регламента) или порядка проведения соревнований.
4.16. Контроль полетов
4.16.1. Визуальный контроль полетов осуществляется судьями (официальными наблюдателями).
4.16.2. На соревнованиях, при посадке вне заданного пункта, подтверждение её должно быть сделано независимым свидетелем, фотографиями или бортовым регистратором.
4.17. Измерения
4.17.1. Измерение расстояний полетов до 100 км производится на одной карте масштаба не мельче, чем 1:250 000.
4.17.2. Расстояние более 100 км измеряется как длина дуги окружности земного шара на уровне моря, которая соединяет вертикальные линии, содержащие в себе две данные точки. В этом случае принимается, что земля представляет собой сферу с радиусом R=6371 км.
4.17.3. На соревнованиях все расстояния измеряются на карте выданной организатором всем участникам.
4.18. Масса
4.18.1. Масса пустого аппарата — это масса готового к полету аппарата без пилота, топлива и дополнительного оборудования.
4.18.2. Взлетная масса — это масса готового к полету моторного СВС, включая пилота, топливо и дополнительное оборудование.
4.18.3. Оборудование, включаемое в массу пустого моторного СВС:
- приборы управления полетом и двигателем, связанное с ними оборудование, включая аккумуляторы, необходимые для их работы;
- закрепленный балласт;
- фонари кабины самолета, обтекатели и подвеска пилота.
4.18.4. Дополнительное оборудование — это оборудование, не закрепленное на аппарате, такое как:
- подкладки, карты, портативные компьютеры, еда и питье, дополнительная одежда;
- парашют и средства для его раскрывания;
- барограф или устройство, записывающие данные по полету;
- запасное топливо, смазывающая и охлаждающая жидкости, которые хранятся в резервуарах, которые не подключены и которые нельзя подключить к двигателю во время полета.
4.19. Топливо
4.19.1. Топливо измеряется по массе, не по объему. На соревнованиях максимальное разрешенное количество топлива в упражнениях с ограниченным расходом топлива — 15 кг для одноместных экипажей и 22 кг для двухместных или соответствующий объем в литрах. На брифинге конкретных упражнений могут устанавливаться ограничения с меньшим максимальным разрешенным количеством топлива.
4.19.2. Разрешенное количество топлива должно заливаться в топливные баки аппарата, когда они пусты. Судьи контролируют заправку и опечатывают топливные баки.
4.20. Барографы или бортовые регистраторы
4.20.1. Барограмма или печатная копия должны показывать, что не было никакой промежуточной посадки, и подтверждать полет.
4.20.2. Исключается возможность настройки функции записи барографа, чтобы это было незаметно для спортивных судей.
4.20.3. Барограф должен опечатываться и распечатываться только судьей. Изготовление копии должно производиться под наблюдением судьи.
4.20.4. Если не учитывается высота полета, калибровка не требуется.
4.21. Стартовая и финишная линии
4.21.1. Линии старта и финиша представляют собой ворота, обозначенные на земной поверхности. На соревнованиях размеры ворот должны указываться в положении или даваться на брифинге конкретного упражнения.
4.22. Фото контроль
4.22.1. При использовании фото контроля другие виды подтверждения полета не требуются, за исключением подтверждения пересечения финишной линии или ППМ судьями (наземными наблюдателями). Если упражнение соревнований состоит из нескольких частей, разделенных «конвейером» или облетом контрольных пунктов с наземными наблюдателями, то подтверждение наблюдателей действительно только для этих пунктов.
4.22.2. Фотоаппарат должен иметь фокусное расстояние
4.22.2.1. Пленка, используемая для фото контроля, должна оставаться не разрезанной.
4.22.2.2. Для фото контроля должны использоваться фотоаппараты с функцией фиксирующие дату, время снятого кадра на этом кадре. Фотоаппараты должны быть опечатаны.
4.22.2.3. Если существует возможность изменить порядок снимков или изменить время, указанное на кадрах во время полета, фотоаппарат должен опечатываться непосредственно перед стартом.
4.22.2.4 Можно использовать два фотоаппарата, но только одна пленка принимается для подтверждения полета. Обе пленки сдаются после посадки, помеченные как «1» и «2».
4.22.3. Каждая пленка, используемая для фото контроля, должна отображать, как минимум:
а) фото информационной доски упражнения, на которой указываются дата, сведения об упражнении, официальные часы, номер пилота. Номер пилота может быть показан на крыле летательного аппарата отдельно на следующем кадре;
б) фото места старта или часов на старте (если используются);
в) фото поворотных или контрольных пунктов в необходимой последовательности;
г) фото моторного СВС после посадки с его номером или отличительной особенностью на фоне характерных ориентиров места посадки.
4.22.4. Фото сектор.
4.22.4.1. Фото сектор представляет собой четверть круга (сектор с углом 90°) на земле с вершиной в точке поворотного пункта и ориентированный симметрично по отношению к или от двух отрезков маршрута, пересекающихся в этой точке. На соревнованиях Главный судья может изменять размер сектора таким образом, чтобы он лежал между двумя отчетливыми линейными ориентирами на поверхности земли, при условии, что угол сектора не будет превышать 150°.
4.22.4.2. По возможности, ориентир поворотного пункта должен быть квадратным или прямоугольным зданием или, в любом случае, иметь вертикальный элемент.
4.22.4.3. Фотоснимок может быть сделан как с большей, так и с меньшей высоты, чем необходимо на этом поворотном пункте, при условии, что ориентир поворотного пункта будет четко различим на снимке.
4.23. В Положении указывается вид используемых средств контроля: фото контроля или GPS контроля или фото контроля и GPS контроля. Если в Положении не указан вид средств контроля, то на соревновании применяется только GPS контроль.
4.24. Использование бортовых регистраторов на соревнованиях.
4.24.1. Приоритетность учета показаний бортового регистратора (прибор GPS) или фотоснимков указывается в Положении конкретного соревнования. Если это требование не указано в Положении, приоритетом является учёт показаний бортового регистратора.
4.24.2. Для регистрации прохода ППМ бортовым регистратором фото сектор не учитывается.
4.24.3. При прохождении ППМ весь СВС должен облететь снаружи вертикальную проекцию ориентира поворотного пункта, или влететь в определенный ППМ.