Самолеты, приспособленные для прыжков с парашютом

Прыжок с парашютом с самолета

Ан-2

Этот биплан разработан в 1946 году, но до сих пор успешно применяется для выброски парашютистов. Наиболее эффективно его использование при прыжках с небольших (до 1200 м) высот. Самолет может заправляться качественным автомобильным бензином при условии использования присадок. Обычно Ан-2 используют для ознакомительных прыжков парашютистов начального обучения (перворазников), начинающих спортсменов, обучаемых по классической программе, курсантов. Для взлета и посадки самолету необходима грунтовая взлетно-посадочная полоса, зимой — лыжное шасси. Ан-2 способен планировать и может приземляться даже с выключенным двигателем.

Основные тактико-технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса — 5500 кг;
  • максимальная масса груза — 1500 кг;
  • максимальная мощность двигателя — 1000 л.с;
  • минимальная длина разбега при полной загрузке — 180 м;
  • минимальная длина пробега при полной загрузке — 225 м;
  • максимальная скорость — 256 км/ч;
  • крейсерская скорость — 190 км/ч;
  • скороподъемность — 3 м/с;
  • практический потолок — 4500 м.

Состав оборудования самолета для выполнения прыжков с парашютом:

  • два десантных троса для зацепления карабинов вытяжных фалов и камер стабилизирующих парашютов;
  • сигнализация, с помощью которой командир экипажа отдает команды выпускающему;
  • резиновый коврик в салоне и у двери;
  • дополнительный высотомер в салоне;
  • спасательный комплект (на случай зависания парашютиста за самолетом)

В спасательный комплект входят: веревка длиной 21 м с карабином, крюком и двухкилограммовым грузом (для втаскивания зависшего парашютиста обратно в самолет) и нож на веревке длиной 20 м с грузом 1 кг (спускается зависшему парашютисту, чтобы он мог отрезаться от зацепившегося парашюта).

Салон с высоким потолком рассчитан на десять парашютистов.

Оборудование самолета Ан-2 для прыжков с парашютом.

На высотах более 3000 м поршневой двигатель Ан-2 теряет мощность. Для решения этой проблемы была создана модификация с турбонаддувом, также существует следующая модель — Ан-3, имеющая газотурбинный двигатель. Обе эти машины могут работать на высоте более 4000 м.


L-410 «Турболет»

Let L-410 «Turbolet» — 19-местный универсальный двухмоторный самолет для местных воздушных линий. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. До настоящего времени производится на чешском заводе Let. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные — Чебурашка, Элка.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов Л-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии.

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации Л-410УВП (УВП в названии версии L-410 UVP означает русское «Укороченный взлет и посадка»), которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой турбовинтовых двигателей Вальтер М 601 В. Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными двигателями М 601 Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине.

Как и предыдущие модификации, Л-410УВП мог быть использован в самых различных целях. Помимо пассажирских салонов с креслами, самолет мог быть оборудован как транспортный, в т.ч. в десантной версии — для выброски 12 парашютистов-пожарных со снаряжением при тушении лесных пожаров или десантирования 14 парашютистов с одним выпускающим. Внешне транспортная версия отличается от пассажирских вариантов, имеющих откидывающуюся вверх входную дверь, большой грузовой створкой, открывающейся внутрь салона. В салоне вместо кресел были установлены откидные лавки. На транспортно-десантных вариантах Л-410УВП характерной приметой была резино-пластиковая накладка трапециевидной формы для защиты фюзеляжа от ударов вытяжных тросов при выброске парашютистов с принудительным раскрытием парашютов.

Технические характеристики
Коммерческая нагрузка 17-19 пассажиров или 1710 кг груза
Двигатель (тип) Walter М 601Е
Мощность, л.с. 2×760
Размах крыла, м 19,479
Длина самолёта, м 14,424
Высота самолёта, м 5,829
Масса пустого самолёта, кг 4000
Масса максимальная взлетная, кг 6400
Максимальная эксплуатационная скорость, км/ч 350
Практическая дальность, км 1400
Максимальная высота полета 4200
Длина разбега с бетонной ВПП, м 400
Длина пробега по бетонной ВПП, м 300

Ан-28

Самолет изначально был предназначен для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния.

Его шасси рассчитано на взлет/посадку с грунтовой ВПП, возможно использование лыжного шасси. Ан-28 может планировать, конструкция крыла и мощные двигатели с реверсом позволяют работать с очень короткой ВПП.

Основные тактико-технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса — 6500 кг;
  • мощность двигателей — 2×960 л.с;
  • максимальная скорость — 350 км/ч;
  • крейсерская скорость — 335 км/ч;
  • практический потолок — 9000 м;
  • длина разбега с максимальной взлетной массой — 260 м;
  • длина пробега — 170 м; .
  • экипаж — 1-2 человека;
  • полезная нагрузка — до 18 пассажиров или 2000 кг груза.

Салон примерно такой же ширины, как у Ан-2, но немного длиннее. Войти в салон и покинуть его можно через рампу или два боковых аварийных люка. Для выброски парашютистов аварийные люки не подходят из-за маленького размера, так что выпрыгнуть можно только в рампу. При подготовке самолета к выброске парашютистов створки рампы снимают на земле.

Характерная особенность данного аппарата: после отделения в рампу парашютист сначала попадает в зону затенения, затем его ударяет потоком. Рампа узкая и совсем не такая удобная для отделения, как, например, на Ми-8. При скоплении большого количества парашютистов у рампы возможно «сваливание» самолета из-за смещения центра тяжести.

В пассажирском салоне установлено 15 мягких кресел, которые при необходимости можно откинуть к бортам и таким образом превратить салон в грузовой отсек. Самолет достаточно надежен и имеет экономичные газотурбинные двигатели. На подъем 18 парашютистов на 4000 м он затрачивает около 20 мин. Ан-28 способен взлететь с полной нагрузкой на одном двигателе.


Ил-76Т

Транспортный самолет, используемый, в частности, для массовой выброски десантников. Работает с грунтовой ВПП, со снега, в любых климатических условиях. Берет на борт до 128 парашютистов. Для увеличения скорости выброски отделение десантников может осуществляться в четыре потока — два в рампу и по одному с каждого борта — в боковые двери.

Основные характеристики:

  • снаряженная масса — 104 000 кг;
  • максимальная взлетная масса — 170 000 кг
  • масса полезной нагрузки — 43 400-47 000 кг;
  • тяга двигателей — 4×12 000 кгс;
  • максимальная скорость — 850 км/ч;
  • крейсерская скорость — 750-800 км/ч;
  • практический потолок — 12 000 м;
  • экипаж — 6-7 человек

PAC 750 XSTOL

Данный самолет разработан новозеландской фирмой PacificAerospaceLtd и производится в настоящее время в следующих вариантах: пассажирский, грузовой, санитарный, для авиационно-химических работ (сброс сухих и мокрых реагентов), для тушения пожаров, для выполнения десантирования парашютистов, для мониторинга земной и водной поверхности, для ведения аэрофотосъемки и других специальных задач.

Основным преимуществом данного самолета является выполнение взлета и посадки с плохо подготовленных аэродромов и посадочных площадок ограниченного размера, как с искусственным, так и с грунтовым (травяным, заснеженным) покрытием. Минимальная длина разбега в особых условиях может составлять 100 метров, до 300 м в обычных условиях, длина пробега 50 и 200 м соответственно.

Является единственным самолетом, допущенным по нормам ИКАО к коммерческим перевозкам, ночью в условиях инструментального (приборного) полета.

Самолет в десантном варианте позволяет производить выброску парашютистов с высот до 6.000 метров, схема загрузки имеет несколько вариантов и позволяет комбинировать компоновку салона в зависимости от выполняемых задач. Максимальная загрузка составляет 17 одиночных парашютистов или 7 тандемов. Самолет оснащен автоматической ролл-дверью, системой нагнетания воздуха в салон, что создает избыточное давление внутри, предотвращает поступление воздуха снаружи, и обеспечивает комфорт парашютистов даже в условиях задымления атмосферы.

Технические характеристики
Коммерческая нагрузка 17 парашютистов или 2000 кг груза
Двигатель (тип) Pratt & Whitney РТ-6А-34
Мощность, л.с. 1×750
Размах крыла, м 12,8
Длина самолёта, м 11,84
Высота самолёта, м 4,04
Масса пустого самолёта, кг 2100
Масса максимальная взлетная, кг 3750
Максимальная эксплуатационная скорость, км/ч 312
Практическая дальность, км 2145
Максимальная высота полета 6100
Длина разбега с бетонной ВПП, м 300
Длина пробега по бетонной ВПП, м 200

Летательные аппараты для прыжков с парашютом