Руководство по летной эксплуатации
Основные сведения о самолете
1. Назначение и условия эксплуатации
Самолет «Вильга 35А», производства ПНР, предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков.
По аэродинамической компоновке самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом и четырехместной кабиной (рис. 1).
На самолете установлен поршневой девятицилиндровый двигатель АИ-14РА с воздушным двухлопастным винтом изменяемого шага УС-122000.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.
2. Геометрические данные самолета
Длина, м | 8,1 |
Размах крыла, м | 11,12 |
Плошать крыла, м2 | 15,5 |
Высота (с учетом антенны), м | 2,96 |
Средняя аэродинамическая хорда крыла, м | 1,4 |
Поперечное V крыла, град | 1 |
Угол установки крыла, град | 8 |
Размах горизонтального оперения, м | 3,7 |
Колея шасси, м | 2,85 |
База шасси, м | 6,52 |
Колеса главных опор шасси, мм | 500×200 |
Хвостовое колесо, мм | 255×110 |
Углы отклонения элеронов, град: | |
вверх | 26 ±3 |
вниз | 16±3 |
Углы отклонения закрылков, град: | |
взлетное положение | 21±3 |
посадочное положение | 44±3 |
Углы отклонения руля высоты, град: | |
вверх | 38 ±1 |
вниз | 18±3 |
Углы отклонения триммера руля высоты, град | |
вверх | 30±2 |
вниз | 30±2 |
Углы отклонения руля направления, град | |
влево, вправо | 26±3 |
Расстояние от конца лопасти винта до поверхности земли, м | |
в трехточечном положении | 0,425 |
в линии полета | 0,33 |
Высота дверей кабины, м | 1 |
Ширина дверей кабины, м | 1,5 |
Объем багажного отсека, м3 | 0,5 |
Рис. 1 Схема самолета в трех проекциях
3. Летные данные самолета
С колесными шасси
Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч: | |
при работе двигателя на максимальном режиме | 200 |
при работе двигателя на номинальном режиме | 185 |
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м | 4000 |
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин | 40 |
Максимальная практическая дальность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, км | 510 |
Максимальная практическая продолжительность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, ч мин | |
Взлетно-посадочные характеристики: | |
скорость отрыва, км/ч | 90 |
длина разбега, м | |
скорость приземления, км/ч | 100 |
длина пробега, м | 220 |
С лыжным шасси
Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч: | |
при работе двигателя на максимальном режиме | 190 |
при работе двигателя на номинальном режиме | 175 |
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м | 3400 |
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин | 35 |
Максимальная практическая дальность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, км | 490 |
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, ч-мин | |
Взлетно-посадочные характеристики: | |
скорость отрыва, км/ч | 90 |
длина разбега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.) по свежевыпавшему снегу толщиной | 140 |
скорость приземления, км/ч | 100 |
длина пробега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.)по свежевыпавшему снегу толщиной | 95 |
С колесным шасси и планером на буксире
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м: | |
с одним планером типа «Бланик» на буксире | 1700 |
с двумя планерами типа «Бланик» на буксире | 1100 |
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин: | |
с одним планером типа «Бланик» на буксире | 25 |
с двумя планерами типа «Бланик» на буксире | 21 |
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=700 м с V=-120 км/ч, ч-мин: | |
с одним планером типа «Бланик» на буксире | |
с двумя планерами типа «Бланик» на буксире | |
Максимальная практическая дальность полета на Н=700 м с V=120 км/ч, км | |
с одним планером типа «Бланик» на буксире | 395 |
с двумя планерами типа «Бланик» на буксире | 365 |
Взлетные характеристики: | |
скорость отрыва, км/ч | 90 |
длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с одним планером типа «Бланик» на буксире, м | |
длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с двумя планерами типа «Бланик» на буксире, м |
Примечание. Все летные данные, кроме специально оговоренных, приведены для стандартных атмосферных условий, полетной массы самолета 1300 кг и емкости топливных баков 190 литров.
4. Данные по массе и центровке
Варианты загрузки и центровочные данные самолета с колесным шасси в зависимости от условий применения приведены в таблице 1 и 2.
При установке на самолет лыж вместо колес масса самолета увеличивается на 21 кг, центровка смещается вперед на 0,4% САХ.
Таблица 1. Данные по массе и центровке самолета выпуска до 1981 г.
Наименование нагрузки | Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
перевозка пассажиров | буксировка планеров | полеты на выполнение парашютных прыжков | ||||||
Пустой самолет | 930 | 930 | 920* 900** | |||||
Летчик | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Масло | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Пассажиры или парашютисты: | ||||||||
один | 80 | — | — | 90 | — | 90 | ||
два | — | 160 | — | — | — | 180 | ||
три | — | — | 240 | — | — | 270 | ||
Топливо, кг/л | 144/190 | 116/153 | 36/47 | 144/190 | 144/190 | 144/190 | 96/126 | 26/34 |
Багаж (в багажном отсеке) | 35 | — | — | — | — | — | — | — |
Взлетная масса самолета | 1283 | 1300 | 1300 | 1268 | 1178 | 1258 | 1300 | 1300 |
Центровка самолета, % САХ | 24,2 — 44,0 |
* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.
** Со снятыми задним сиденьем, дверью, приемником и преобразователем АРК-9 при установка панели и спинки для парашютистов.
Таблица 2. Данные по массе и центровке самолета выпуска с 1981 г.
Наименование нагрузки | Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перевозка пассажиров | Буксировка планеров | Полеты на выполнение парашютных прыжков | ||||||
Пустой самолет | 940 | 940 | 930* | |||||
Летчик | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Масло | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
Пассажиры или парашютисты: | ||||||||
один | 80 | — | — | 90 | — | 90 | — | — |
два | — | 160 | — | — | — | — | 180 | — |
три | — | — | 240 | — | — | — | — | 270 |
Топливо, кг/л | 137/180 | 137/180 | 76/100 | 137/180 | 137/180 | 137/180 | 137/180 | 47/60 |
Багаж (в багажном отсеке) | 35 | 20 | — | — | — | — | — | — |
Взлетная масса самолета | 1285 | 1350 | 1350 | 1270 | 1180 | 1260 | 1350 | 1350 |
Центровка самолета, САХ | 24,2 — 44,0 |
* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.
5. Данные по силовой установке
Тип двигателя АИ-14РА невысотный, поршневой, девятицилиндровый, однорядный, воздушного охлаждения.
Тип воздушного винта УС-122000 двухлопастной, работающий по прямой схеме.
Взлетная мощность двигателя, л. с | |
Номинальная мощность двигателя, л. с | |
Масса двигателя, кг | 197+2% |
Направление вращения воздушного винта (по полету) | левое |
Время перехода от режима малого газа до взлетного (приемистость), не более, с | 3 |
Количество топлива в баках, л: | |
на самолетах до 1981 г | 190 |
на самолетах с 1981 г | 180 |
Применяемое топливо | авиационные бензины Б-70 или Б-91/115 |
Количество масла в баке, л: | |
максимальное | 16 |
минимальное | 11 |
Применяемое масло | МС-20 или МС-22 |
Часовой расход масла, не более (на режиме 0,75 номинального), кг/ч | 1,2 |
Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице 3.
Таблица 3. Режимы и параметры работы двигателя
Режим | Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | Давление | Температура | Удельный расход топлива, г/л. с. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
наддува, мм.рт.cт | топлива, кгс/см2 | масло, кгс/см2 | головок цилиндров, °C | масла на входе в двигатель, °С | |||
Взлетный | 2350 ±1% | 35±10 (изб) | | | | | |
Номинальный | 2050±1% | 30±10 (изб) | | | | | |
I Крейсерский | 1860±1% | 680±15 | | | | | |
II Крейсерский | 1730±1% | 630±15 | | | | | |
Малый газ | Не выше 500 | — | Не ниже 0,15 | Не ниже 1,5 | — | — | — |
Рис. 2. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета
Рис. 3. Дальность полета самолета с лыжным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета
6. Определение дальности и продолжительности полета
Дальность и продолжительность полета самолета зависят от запаса топлива и от режима полета. Режим полета определяется высотой, приборной скоростью, частотой вращения коленчатого вала двигателя и наддувом двигателя.
Дальность и продолжительность полета на наивыгоднейшей скорости 120 км/ч (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении) в зависимости от запаса топлива на взлете и высоты полета определяются для разных вариантов применения по графикам рис. 2, 3, 4.
Рис. 4. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета при буксировке планеров
При расчете графиков учтены следующие величины:
- расход топлива при запуске и прогреве двигателя и при рулении на старт — 3л (по 0,3 л/мин в течение 10 мин);
- расход топлива и время на взлет и разгон до скорости набора высоты — 1 л и 0,5 мин соответственно;
- расход топлива, путь и время при наборе высоты (табл. 4);
- километровый и часовой расход топлива на участке горизонтального полета (табл. 5);
- расход топлива, путь и время при снижении до высоты круга (табл. 6);
- расход топлива и время при полете по кругу и посадке — 4 л и 7 мин соответственно;
- не вырабатываемый остаток топлива — 1л;
- гарантийный запас топлива — 20 л.
Таблица 4. Расход топлива, путь и время при наборе высоты (режим работы двигателя — номинальный)
Высота полета, м | Расход, л | Путь, км | Время, мин | Расход, л | Путь, км | Время, мин |
---|---|---|---|---|---|---|
Скорость полета по прибору 110 км/ч | ||||||
с колесными шасси | с лыжными шасси | |||||
500 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 2 |
1000 | 6 | 10 | 5 | 7 | 10 | 5 |
1500 | 10 | 15 | 8 | 11 | 15 | 8 |
2000 | 14 | 20 | 11 | 16 | 25 | 13 |
3000 | 24 | 40 | 21 | 30 | 50 | 26 |
4000 | 45 | 80 | 40 | — | — | — |
Скорость полета по прибору 115 км/ч | ||||||
с колесными шасси | с лыжными шасси | |||||
500 | 6 | 10 | 5 | 9 | 15 | 8 |
1000 | 8 | 15 | 8 | 13 | 20 | 11 |
1500 | 15 | 25 | 13 | — | — | — |
Дальность и продолжительность полета самолета на скоростях полета, отличных от скорости наибольшей дальности (120 км/ч), определяют по таблице 5.
Таблица 5. Дальность и продолжительность горизонтального полета (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении)
Скорость полета, км/ч | Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | Километровый расход топлива, л/км | Часовой расход топлива, л/ч | Дальность горизонтального полета, км | Продолжительность горизонтального полета, ч-мин | |
---|---|---|---|---|---|---|
приборная | истинная | |||||
С колесным шасси | ||||||
Высота 500 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 156 л | ||||||
175 | 184 | 1990 | 0,388 | 71,5 | 400 | |
170 | 179 | 1880 | 0,376 | 67,4 | 415 | |
160 | 167 | 1700 | 0,355 | 59,3 | 440 | |
150 | 156 | 1550 | 0,339 | 52,8 | 460 | |
140 | 144 | 1450 | 0,326 | 47,1 | 475 | |
130 | 133 | 1450 | 0,314 | 41,8 | 495 | |
120 | 122 | 1450 | 0,310 | 37,8 | 505 | |
110 | 110 | 1450 | 0,312 | 34,5 | 500 | |
Высота 1000 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 154 л | ||||||
170 | 183 | 2000 | 0,414 | 75,8 | 370 | |
160 | 171 | 1820 | 0,383 | 65,5 | 400 | |
150 | 160 | 1650 | 0,360 | 57,4 | 425 | |
140 | 148 | 1520 | 0,340 | 50,3 | 450 | |
130 | 136 | 1450 | 0,326 | 44,5 | 470 | |
120 | 125 | 1450 | 0,322 | 40,2 | 475 | |
110 | 113 | 1450 | 0,325 | 36,8 | 470 | |
Высота 2000 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 145 л | ||||||
155 | 174 | 1980 | 0,412 | 71,8 | 350 | |
150 | 168 | 1880 | 0,397 | 66,6 | 365 | |
140 | 156 | 1720 | 0,380 | 59,1 | 380 | |
130 | 143 | 1620 | 0,373 | 53,5 | 390 | |
120 | 131 | 1600 | 0,373 | 49,0 | 390 | |
110 | 119 | 1600 | 0,378 | 45,0 | 385 | |
Высота 3000 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 134 л | ||||||
145 | 171 | 2180 | 0,446 | 76,1 | 300 | |
140 | 164 | 2040 | 0,432 | 70,7 | 310 | |
130 | 151 | 1820 | 0,412 | 62,2 | 325 | |
120 | 138 | 1700 | 0,411 | 56,8 | 325 | |
110 | 125 | 1700 | 0,416 | 52,2 | 320 | |
С лыжным шасси | ||||||
Высота 500 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 156 л | ||||||
170 | 179 | 1980 | 0,378 | 67,6 | 410 | |
160 | 167 | 1730 | 0,356 | 59,4 | 440 | |
150 | 156 | 1630 | 0,344 | 53,6 | 455 | |
140 | 144 | 1570 | 0,336 | 48,5 | 465 | |
130 | 133 | 1550 | 0,328 | 43,7 | 475 | |
120 | 122 | 1550 | 0,321 | 39,1 | 485 | |
110 | 110 | 1550 | 0,315 | 34,9 | 495 | |
Высота 1000 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 153 л | ||||||
160 | 171 | 1840 | 0,395 | 67,8 | 385 | |
150 | 160 | 1760 | 0,373 | 59,5 | 410 | |
140 | 148 | 1700 | 0,356 | 52,7 | 430 | |
130 | 136 | 1680 | 0,344 | 46,9 | 445 | |
120 | 125 | 1680 | 0,336 | 42,0 | 455 | |
110 | 113 | 1680 | 0,328 | 37,2 | 465 | |
С колесным шасси при буксировке одного планера | ||||||
Высота 700 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 153 л | ||||||
140 | 146 | 1700 | 0,436 | 63,6 | 350 | |
130 | 134 | 1630 | 0,415 | 55,8 | 365 | |
120 | 123 | 1600 | 0,400 | 49,2 | 380 | |
110 | 112 | 1580 | 0,393 | 43,9 | 390 | |
Высота 1200 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 149 л | ||||||
140 | 149 | 1800 | 0,460 | 68,7 | 325 | |
130 | 138 | 1730 | 0,446 | 61,5 | 335 | |
120 | 126 | 1700 | 0,437 | 55,1 | 340 | |
110 | 114 | 1670 | 0,430 | 49,2 | 345 | |
С колесным шасси при буксировке двух планеров | ||||||
Высота 700 м | ||||||
Запас топлива для горизонтального полета 149 л | ||||||
140 | 146 | 1810 | 0,456 | 66,5 | 325 | |
130 | 134 | 1740 | 0,440 | 59,2 | 335 | |
120 | 123 | 1710 | 0,430 | 52,9 | 345 | |
110 | 112 | 1680 | 0,424 | 47,4 | 351 |
Примечание. Данные по дальности и продолжительности горизонтального полета в таблице 5 приведены для самолетов с емкостью топливных баков 190л.
Таблица 6. Расход топлива, путь и время при снижении до высоты 500 м на скорости 130 км/ч (режим работы двигателя — 1750 об/мин)
Высота, м | Вертикальная скорость снижения, м/с | Расход, л | Путь, км | Время мин |
---|---|---|---|---|
1000 | | 1 | 10 | 2 |
2000 | | 2 | 20 | 5 |
3000 | | 3 | 25 | 8 |
4000 | | 4 | 35 | 11 |