Руководство по летной эксплуатации самолета ПЗЛ-104 «Вильга 35А»


Особые случаи в полете


1. Отказ двигателя

При отказе двигателя в наборе высоты до первого разворота:

  1. перевести самолет на планирование;
  2. закрыть топливный кран;
  3. выключить магнето и аккумулятор;
  4. подтянуть привязные ремни.

Посадку производить прямо перед собой. Если при посадке прямо перед собой самолету угрожает столкновение с препятствием, летчик должен изменить направление посадки.

При отказе двигателя в полете по кругу после первого разворота или при полете в зоне действовать согласно инструкции для данного аэродрома (см. пункт 9 «Вынужденная посадка»).

Располагаемые перегрузки самолета в зависимости от скорости полета

Рис. 6. Располагаемые перегрузки самолета в зависимости от скорости полета


2. Падение давления масла в двигателе

Признаки:

  • падение давления масла по указателю ниже допустимого;
  • рост температуры масла даже при полностью открытой створке маслорадиатора;
  • частота вращения коленчатого вала двигателя неустойчива, воздушный винт не реагирует на изменение рычага управления шагом винта.

Действия:

  1. при полете в районе аэродрома произвести посадку на аэродром и выключить двигатель;
  2. при полете вне аэродрома произвести посадку на запасной аэродром или выбранную площадку, сообщив предварительно по радио свое местонахождение руководителю полетов.

Примечание. При падении давления масла, не сопровождающемся ростом температуры и неустойчивой работой винтомоторной группы, усилить контроль за температурным режимом работы двигателя и произвести посадку на свой или запасной аэродром.


3. Падение давления бензина

Признаки:

  • перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением частоты вращения, падением давления наддува и тряской двигателя;
  • падение давления бензина по прибору ниже допустимого.

Действия:

  1. убедиться в наличии топлива по указателям топливомеров;
  2. проверить положение топливного (противопожарного) крана;
  3. повернуть рукоятку заливочного шприца на 45° и начать подкачивать бензин в топливную систему, контролируя давление по манометру;
  4. прекратить выполнение задания и произвести посадку на свой (запасной) аэродром или на выбранную площадку.

4. Тряска двигателя

При появлении тряски двигателя летчик должен:

  1. убрать рычаг управления двигателем полностью на себя, перевести самолет в режим снижения;
  2. если после этого тряска прекратится, плавно переместить рычаг управления двигателем вперед и установить необходимый для горизонтального полета режим работы двигателя;
  3. если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратится, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1900-2000 об/мин для прожига свечей;
  4. если и после этого тряска не прекратится, то рычагом управления двигателем и рычагом управления шагом винта подобрать режим, при котором тряска будет минимальной, и на этом режиме идти на посадку на свой или запасной аэродром.

Примечание. При полете на предельно малой высоте рычаг управления двигателем полностью не убирать и самолет на снижение не переводить до захода на посадку.


5. Раскрутка винта

Признаки:

  • мелкая тряска двигателя;
  • увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой;
  • резкое изменение звука работающего двигателя.

Действия летчика при раскрутке винта на взлете:

  1. продолжать взлет, не уменьшая наддува;
  2. уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя затяжелением воздушного винта; если при полном затяжелении воздушного винта частота вращения превышает максимально допустимую, необходимо уменьшить наддув;
  3. набрать высоту круга;
  4. выполнить полет по кругу и произвести посадку на аэродром.

Действия летчика при раскрутке винта на планировании:

  1. убрать полностью наддув и затяжелить винт;
  2. вывести самолет из планирования и произвести посадку.

6. Пожар на самолете

Признаки:

  • появление пламени в отсеке двигателя, дыма или запаха гари в кабине.

Действия:

  1. закрыть топливный кран, выключить магнето, зажигание и аккумулятор;
  2. перевести самолет на снижение;
  3. доложить руководителю полетов;
  4. применить бортовой огнетушитель, если к очагу пожара имеется доступ из кабины;
  5. если доступа из кабины к очагу пожара нет, выполнить скольжение в сторону, противоположную от места пожара для срыва пламени;
  6. выполнить вынужденную посадку (см. пункт 9 «Вынужденная посадка»).

Если пожар ликвидировать не удалось, а вынужденная посадка угрожает жизни, покинуть самолет с парашютом.

Примечание. При пожаре в цепях электропроводки или когда огонь угрожает ей — выключить АЗС «Аккумулятор» и «Генератор».


7. Отказ радиосвязи

Признаки:

  • прекращение радиосвязи;
  • отсутствие самопрослушивания.

Действия:

  1. проверить включение радиостанции;
  2. проверить соединение разъема переходного шнура шлемофона;
  3. проверить правильность установки заданного канала связи (частоты);
  4. установить регулятор громкости в положение максимальной слышимости, а переключатель «ПШ» — в положение «Выкл.»;
  5. проверить радиосвязь на других частотах;
  6. если связь не восстановилась, прекратить выполнение задания, усилить осмотрительность и, продолжая работу на передачу в установленных местах, выполнить проход над стартом на высоте, предусмотренной инструкцией по производству полетов, обозначая себя покачиванием с крыла на крыло, и зайти на посадку;
  7. при наличии доработки на ДПРС для прослушивания команд наземного пункта по радиокомпасу в режиме «Антенна» на частоте ДПРС убедиться, что переключатели «Радио — АРК» и «ТЛГ- ТЛФ» на щитке АРК стоят в положении «АРК» и «ТЛФ», и, ведя радиообмен на передачу, выполнять команды руководителя полетов.

8. Отказ генератора

Признаки:

  • загорание красной сигнальной лампы «Отказ генератора»;
  • амперметр показывает ток разрядки;
  • напряжение по вольтамперметру составляет 24 В и менее.

Действия:

  1. отключить генератор от бортсети самолета выключателем «Генератор»;
  2. выключить обогрев ПВД и освещение кабины;
  3. выключить радиокомпас;
  4. радиостанцию перевести на аварийное питание;
  5. доложить по радио руководителю полетов;
  6. прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродром.

Примечание. При отказе генератора питание потребителей электроэнергией обеспечивается от аккумуляторной батареи в течение не более 20 мин, а с включенным радиокомпасом АРК-9 — не более 5 мин.


9. Вынужденная посадка

Вынужденную посадку вне аэродрома производить с выпущенными закрылками на 44°.

Скорость захода на посадку выдерживать 120 км/ч.

На планировании необходимо:

  1. закрыть топливный кран;
  2. выключить магнето и аккумулятор;
  3. подтянуть привязные ремни;
  4. сбросить двери кабины;
  5. доложить по радио о принятии решения на вынужденную посадку.

10. Вынужденное покидание самолета в полете

Во всех случаях, когда в полете возникает непосредственная угроза жизни, летчик обязан покинуть самолет с парашютом.

Решение на вынужденное покидание самолета принимает командир экипажа. При покидании управляемого самолета командир экипажа подает команды: предварительную «Приготовиться к прыжку» и исполнительную «Прыжок».

При покидании неуправляемого самолета командир экипажа подает только исполнительную команду «Прыжок».

Действия экипажа по команде «Приготовиться к прыжку».

Правый летчик:

  1. сбросить правую дверь кабины аварийно, для чего левой рукой переместить ручку аварийного сброса двери вправо до упора, а правой рукой толкнуть дверь наружу до полного отделения ее от самолета;
  2. откатить кресло в заднее положение;
  3. расстегнуть привязные ремни.

Командир экипажа:

  1. сбросить левую дверь кабины аварийно, для чего правой рукой переместить ручку аварийного сброса двери вперед до упора, а левой рукой толкнуть дверь наружу до полного отделения ее от самолета;
  2. откатить кресло в заднее положение;
  3. расстегнуть привязные ремни.

Действия экипажа по команде «Прыжок».

Правый летчик:

  1. снять ноги с педалей и подтянуть их к креслу;
  2. поставить правую ногу в нижний передний угол дверного проема;
  3. взяться левой рукой за ручку в переднем верхнем углу проема, а правой опереться на нижний обрез проема двери;
  4. привстать с кресла и вывести парашют из чашки сиденья;
  5. переваливаясь через бок, энергично оттолкнуться руками и ногой от самолета, не касаясь подножки.

Командир экипажа:

  1. снять ноги с педалей и подтянуть их к креслу;
  2. поставить левую ногу в нижний передний угол дверного проема;
  3. взяться правой рукой за ручку в переднем верхнем углу проема, а левой опереться на нижний обрез проема двери;
  4. привстать с кресла и вывести парашют из чашки сиденья;
  5. переваливаясь через бок, энергично оттолкнуться руками и ногой от самолета, не касаясь подножки.

При вынужденном покидании самолета при буксировании планеров в управляемом полете командир экипажа обязан:

  1. подать планеристу команду по радио «Аварийная отцепка»;
  2. сбросить фал, потянув рукоятку сброса на себя;
  3. покинуть самолет, как указано выше.

В неуправляемом полете:

  1. сбросить фал, потянув рукоятку на себя;
  2. покинуть самолет.

При аварийном покидании самолета с парашютистами на борту первыми самолет покидают парашютисты, а затем летчик.

При покидании самолета на высотах от 500 м и ниже парашют открывать немедленно после отделения от самолета.

При покидании самолета на высотах свыше 500 м парашют открывать через 2 с после отделения от самолета.


Самолет ПЗЛ-104 «Вильга 35А»