Руководство по летной эксплуатации самолета ПЗЛ-104 «Вильга 35А»


Основные сведения о самолете

Вильга


1. Назначение и условия эксплуатации

Самолет «Вильга 35А», производства ПНР, предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков.

По аэродинамической компоновке самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом и четырехместной кабиной (рис. 1).

На самолете установлен поршневой девятицилиндровый двигатель АИ-14РА с воздушным двухлопастным винтом изменяемого шага УС-122000.

Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.


2. Геометрические данные самолета

Длина, м 8,1
Размах крыла, м 11,12
Плошать крыла, м2 15,5
Высота (с учетом антенны), м 2,96
Средняя аэродинамическая хорда крыла, м 1,4
Поперечное V крыла, град 1
Угол установки крыла, град 8
Размах горизонтального оперения, м 3,7
Колея шасси, м 2,85
База шасси, м 6,52
Колеса главных опор шасси, мм 500×200
Хвостовое колесо, мм 255×110
Углы отклонения элеронов, град:
    вверх 26 ±3
    вниз 16±3
Углы отклонения закрылков, град:
    взлетное положение 21±3
    посадочное положение 44±3
Углы отклонения руля высоты, град:
    вверх 38 ±1
    вниз 18±3
Углы отклонения триммера руля высоты, град
    вверх 30±2
    вниз 30±2
Углы отклонения руля направления, град
    влево, вправо 26±3
Расстояние от конца лопасти винта до поверхности земли, м
    в трехточечном положении 0,425
    в линии полета 0,33
Высота дверей кабины, м 1
Ширина дверей кабины, м 1,5
Объем багажного отсека, м3 0,5

Схема самолета в трех проекциях

Рис. 1 Схема самолета в трех проекциях


3. Летные данные самолета

С колесными шасси

Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:
    при работе двигателя на максимальном режиме 200
    при работе двигателя на номинальном режиме 185
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м 4000
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин 40
Максимальная практическая дальность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, км 510
Максимальная практическая продолжительность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, ч мин 4-20
Взлетно-посадочные характеристики:
    скорость отрыва, км/ч 90
    длина разбега, м 150-160
    скорость приземления, км/ч 100
    длина пробега, м 220

С лыжным шасси

Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:
    при работе двигателя на максимальном режиме 190
    при работе двигателя на номинальном режиме 175
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м 3400
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин 35
Максимальная практическая дальность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, км 490
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, ч-мин 4-08
Взлетно-посадочные характеристики:
    скорость отрыва, км/ч 90
    длина разбега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.) по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м 140
    скорость приземления, км/ч 100
    длина пробега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.)по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м 95

С колесным шасси и планером на буксире

Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м:
    с одним планером типа «Бланик» на буксире 1700
    с двумя планерами типа «Бланик» на буксире 1100
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин:
    с одним планером типа «Бланик» на буксире 25
    с двумя планерами типа «Бланик» на буксире 21
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=700 м с V=-120 км/ч, ч-мин:
    с одним планером типа «Бланик» на буксире 3-10
    с двумя планерами типа «Бланик» на буксире 3-07
Максимальная практическая дальность полета на Н=700 м с V=120 км/ч, км
    с одним планером типа «Бланик» на буксире 395
    с двумя планерами типа «Бланик» на буксире 365
Взлетные характеристики:
    скорость отрыва, км/ч 90
    длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с одним планером типа «Бланик» на буксире, м 240-250
    длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с двумя планерами типа «Бланик» на буксире, м 290-300

Примечание. Все летные данные, кроме специально оговоренных, приведены для стандартных атмосферных условий, полетной массы самолета 1300 кг и емкости топливных баков 190 литров.


4. Данные по массе и центровке

Варианты загрузки и центровочные данные самолета с колесным шасси в зависимости от условий применения приведены в таблице 1 и 2.

При установке на самолет лыж вместо колес масса самолета увеличивается на 21 кг, центровка смещается вперед на 0,4% САХ.

Таблица 1. Данные по массе и центровке самолета выпуска до 1981 г.

Наименование нагрузки Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг
перевозка пассажиров буксировка планеров полеты на выполнение парашютных прыжков
Пустой самолет 930 930 920* 900**
Летчик 80 80 80 90 90 90 90 90
Масло 14 14 14 14 14 14 14 14
Пассажиры или парашютисты:
    один 80 —  —  90 —  90
    два —  160 —  —  —  180
    три —  —  240 —  —  270
Топливо, кг/л 144/190 116/153 36/47 144/190 144/190 144/190 96/126 26/34
Багаж (в багажном отсеке) 35 —  —  —  —  —  —  — 
Взлетная масса самолета 1283 1300 1300 1268 1178 1258 1300 1300
Центровка самолета, % САХ 24,2 — 44,0

* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.

** Со снятыми задним сиденьем, дверью, приемником и преобразователем АРК-9 при установка панели и спинки для парашютистов.

Таблица 2. Данные по массе и центровке самолета выпуска с 1981 г.

Наименование нагрузки Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг
Перевозка пассажиров Буксировка планеров Полеты на выполнение парашютных прыжков
Пустой самолет 940 940 930*
Летчик 80 80 80 90 90 90 90 90
Масло 13 13 13 13 13 13 13 13
Пассажиры или парашютисты:
    один 80 —  —  90 —  90 —  — 
    два —  160 —  —  —  —  180 — 
    три —  —  240 —  —  —  —  270
Топливо, кг/л 137/180 137/180 76/100 137/180 137/180 137/180 137/180 47/60
Багаж (в багажном отсеке) 35 20 —  —  —  —  —  — 
Взлетная масса самолета 1285 1350 1350 1270 1180 1260 1350 1350
Центровка самолета, САХ 24,2 — 44,0

* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.


5. Данные по силовой установке

Тип двигателя АИ-14РА невысотный, поршневой, девятицилиндровый, однорядный, воздушного охлаждения.

Тип воздушного винта УС-122000 двухлопастной, работающий по прямой схеме.

Взлетная мощность двигателя, л. с 260-2%
Номинальная мощность двигателя, л. с 220-2%
Масса двигателя, кг 197+2%
Направление вращения воздушного винта (по полету) левое
Время перехода от режима малого газа до взлетного (приемистость), не более, с 3
Количество топлива в баках, л:
    на самолетах до 1981 г 190
    на самолетах с 1981 г 180
Применяемое топливо авиационные бензины Б-70 или Б-91/115
Количество масла в баке, л:
    максимальное 16
    минимальное 11
Применяемое масло МС-20 или МС-22
Часовой расход масла, не более (на режиме 0,75 номинального), кг/ч 1,2

Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице 3.

Таблица 3. Режимы и параметры работы двигателя

Режим Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин Давление Температура Удельный расход топлива, г/л. с.
наддува, мм.рт.cт топлива, кгс/см2 масло, кгс/см2 головок цилиндров, °C масла на входе в двигатель, °С
Взлетный 2350 ±1% 35±10 (изб) 0,2-0,5 4-6 120-230 30-75 255-280
Номинальный 2050±1% 30±10 (изб) 0,2-0,5 4-6 120-230 30-75 240-255
I Крейсерский 1860±1% 680±15 0,2-0,5 4-6 120-230 30-75 210-225
II Крейсерский 1730±1% 630±15 0,2-0,5 4-6 120-230 30-75 205-225
Малый газ Не выше 500 —  Не ниже 0,15 Не ниже 1,5 —  —  — 

Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета

Рис. 2. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета

Дальность полета самолета с лыжным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета

Рис. 3. Дальность полета самолета с лыжным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета


6. Определение дальности и продолжительности полета

Дальность и продолжительность полета самолета зависят от запаса топлива и от режима полета. Режим полета определяется высотой, приборной скоростью, частотой вращения коленчатого вала двигателя и наддувом двигателя.

Дальность и продолжительность полета на наивыгоднейшей скорости 120 км/ч (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении) в зависимости от запаса топлива на взлете и высоты полета определяются для разных вариантов применения по графикам рис. 2, 3, 4.

Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета при буксировке планеров

Рис. 4. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета при буксировке планеров

При расчете графиков учтены следующие величины:

  • расход топлива при запуске и прогреве двигателя и при рулении на старт — 3л (по 0,3 л/мин в течение 10 мин);
  • расход топлива и время на взлет и разгон до скорости набора высоты — 1 л и 0,5 мин соответственно;
  • расход топлива, путь и время при наборе высоты (табл. 4);
  • километровый и часовой расход топлива на участке горизонтального полета (табл. 5);
  • расход топлива, путь и время при снижении до высоты круга (табл. 6);
  • расход топлива и время при полете по кругу и посадке — 4 л и 7 мин соответственно;
  • не вырабатываемый остаток топлива — 1л;
  • гарантийный запас топлива — 20 л.

Таблица 4. Расход топлива, путь и время при наборе высоты (режим работы двигателя — номинальный)

Высота полета, м Расход, л Путь, км Время, мин Расход, л Путь, км Время, мин
Скорость полета по прибору 110 км/ч
с колесными шасси с лыжными шасси
500 4 5 2 4 5 2
1000 6 10 5 7 10 5
1500 10 15 8 11 15 8
2000 14 20 11 16 25 13
3000 24 40 21 30 50 26
4000 45 80 40 —  —  — 
Скорость полета по прибору 115 км/ч
с колесными шасси с лыжными шасси
500 6 10 5 9 15 8
1000 8 15 8 13 20 11
1500 15 25 13 —  —  — 

Дальность и продолжительность полета самолета на скоростях полета, отличных от скорости наибольшей дальности (120 км/ч), определяют по таблице 5.

Таблица 5. Дальность и продолжительность горизонтального полета (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении)

Скорость полета, км/ч Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин Километровый расход топлива, л/км Часовой расход топлива, л/ч Дальность горизонтального полета, км Продолжительность горизонтального полета, ч-мин
приборная истинная
С колесным шасси
Высота 500 м
Запас топлива для горизонтального полета 156 л
175 184 1990 0,388 71,5 400 2-11
170 179 1880 0,376 67,4 415 2-19
160 167 1700 0,355 59,3 440 2-46
150 156 1550 0,339 52,8 460 2-57
140 144 1450 0,326 47,1 475 3-19
130 133 1450 0,314 41,8 495 3-44
120 122 1450 0,310 37,8 505 4-08
110 110 1450 0,312 34,5 500 4-31
Высота 1000 м
Запас топлива для горизонтального полета 154 л
170 183 2000 0,414 75,8 370 2-02
160 171 1820 0,383 65,5 400 2-21
150 160 1650 0,360 57,4 425 2-41
140 148 1520 0,340 50,3 450 3-04
130 136 1450 0,326 44,5 470 3-27
120 125 1450 0,322 40,2 475 3-49
110 113 1450 0,325 36,8 470 4-10
Высота 2000 м
Запас топлива для горизонтального полета 145 л
155 174 1980 0,412 71,8 350 2-01
150 168 1880 0,397 66,6 365 2-11
140 156 1720 0,380 59,1 380 2-27
130 143 1620 0,373 53,5 390 2-42
120 131 1600 0,373 49,0 390 2-57
110 119 1600 0,378 45,0 385 3-13
Высота 3000 м
Запас топлива для горизонтального полета 134 л
145 171 2180 0,446 76,1 300 1-46
140 164 2040 0,432 70,7 310 1-54
130 151 1820 0,412 62,2 325 2-09
120 138 1700 0,411 56,8 325 2-21
110 125 1700 0,416 52,2 320 2-34
С лыжным шасси
Высота 500 м
Запас топлива для горизонтального полета 156 л
170 179 1980 0,378 67,6 410 2-18
160 167 1730 0,356 59,4 440 2-38
150 156 1630 0,344 53,6 455 2-55
140 144 1570 0,336 48,5 465 3-13
130 133 1550 0,328 43,7 475 3-34
120 122 1550 0,321 39,1 485 3-59
110 110 1550 0,315 34,9 495 4-28
Высота 1000 м
Запас топлива для горизонтального полета 153 л
160 171 1840 0,395 67,8 385 2-15
150 160 1760 0,373 59,5 410 2-34
140 148 1700 0,356 52,7 430 2-54
130 136 1680 0,344 46,9 445 3-15
120 125 1680 0,336 42,0 455 3-38
110 113 1680 0,328 37,2 465 4-06
С колесным шасси при буксировке одного планера
Высота 700 м
Запас топлива для горизонтального полета 153 л
140 146 1700 0,436 63,6 350 2-24
130 134 1630 0,415 55,8 365 2-44
120 123 1600 0,400 49,2 380 3-06
110 112 1580 0,393 43,9 390 3-29
Высота 1200 м
Запас топлива для горизонтального полета 149 л
140 149 1800 0,460 68,7 325 2-10
130 138 1730 0,446 61,5 335 2-25
120 126 1700 0,437 55,1 340 2-42
110 114 1670 0,430 49,2 345 3-02
С колесным шасси при буксировке двух планеров
Высота 700 м
Запас топлива для горизонтального полета 149 л
140 146 1810 0,456 66,5 325 2-14
130 134 1740 0,440 59,2 335 2-31
120 123 1710 0,430 52,9 345 2-50
110 112 1680 0,424 47,4 351 3-08

Примечание. Данные по дальности и продолжительности горизонтального полета в таблице 5 приведены для самолетов с емкостью топливных баков 190л.

Таблица 6. Расход топлива, путь и время при снижении до высоты 500 м на скорости 130 км/ч (режим работы двигателя — 1750 об/мин)

Высота, м Вертикальная скорость снижения, м/с Расход, л Путь, км Время мин
1000 3-4 1 10 2
2000 4-6 2 20 5
3000 4-6 3 25 8
4000 4-6 4 35 11

Самолет ПЗЛ-104 «Вильга 35А»