Руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т


1. Общие сведения


1.1. Геометрические характеристики самолёта


1.1.1. Общие данные

Длина самолёта 8390+/-16 мм
Ширина колеи шасси 3120+/-20 мм
База шасси на стоянке 1955+/-6 мм
Размер пневматиков тормозных колёс основных стоек шасси 500/150 мм
Размер пневматика передней стойки шасси 400/150 мм
Расстояние от конца лопасти винта до земли 160 мм
Стояночный угол самолёта 2 гр.

1.1.2. Крыло

Профиль крыла KLARK UN
Площадь крыла 18,8 кв.м
Размах крыла 11160 мм
Длина САХ 1740 мм
Удлинение крыла 6,6
Поперечное V крыла 7гр.20мин
Угол установки крыла 2 гр.
Площадь элеронов 1,92 кв.м
Отклонение элеронов:
вверх: 22 гр.-1гр.
вниз: 15 гр.-1гр.
Площадь посадочного щитка 1,6 кв.м.
Угол отклонения посадочного щитка 50+3-1гр.30мин

1.1.3. Горизонтальное оперение

Площадь горизонтального оперения 3,185 кв.м
Площадь руля высоты с триммером 1,235 кв.м
Размах горизонтального оперения 3540 мм
Поперечное V горизонтального оперения 0 гр.
Отклонение руля высоты:
вверх, вниз: 25-1гр.30мин
Отклонение триммера руля высоты:
вверх: 20+3гр.45мин
вниз: 20-1гр.15мин

1.1.4. Вертикальное оперение

Площадь вертикального оперения 1,7 кв.м
Площадь руля направления 0,982 кв.м
Отклонение руля направления: влево/вправо: 27гр.-1мин

1.2. Основные данные силовой установки самолёта

1.2.1. Основные данные двигателя

Условное обозначение двигателя М-14П
Система охлаждения Воздушная
Число цилиндров и их расположение 9, однорядная звезда
Порядок нумерации цилиндров сзади с верхнего,против часовой стр.
Высотность двигателя невысотный
Сухой вес двигателя 214 кг+2%

Режимы работы двигателя

Наименование режима Мощность у земли, л.с. Число оборотов коленчатого вала, % Давление за нагнетателем, мм.рт.ст. Удельный расход топлива, г/л.с.ч.
Взлетный 360-2% 99-4 на земле
99+1/-2 в воздухе
Pнул.+125+/-15 285-315
I Номинальный 290-2% 82 Pнул.+95+/-15 280-310
II Номинальный 240-2% 70 Pнул.+75+/-15 265-300
Крейсерский I 0,75 от замеренной мощности II ном. 64 735+/-15 (абсолютное) 210-230
Крейсерский II 0,6 от замеренной мощности II ном. 59 670+/-15 (абсолютное) 215-235
Малый газ Не более 26

Примечания:

  1. Верхний предел мощности и давления наддува за нагнетателем на взлётном и номинальных режимах не ограничивается.
  2. 99,4% оборотов коленчатого вала соответствует 2900 об/мин.
  3. Время непрерывной работы двигателя в минутах:
    • на взлётном режиме — не более 5;
    • на максимально допустимых оборотах- не более 1;
    • на остальных режимах- неограниченно.
  4. Максимально допустимое число оборотов 101%.
  5. Приёмистость двигателя от малого газа (26%) до взлётного режима при V=0, H=0 не более 3 сек.
  6. Максимальный заброс оборотов при даче приёмистости в полёте 109%, продолжительность не более 1сек. и время за ресурс — 30 мин.

1.2.2. Сорт топлива и октановое число

Бензин Б-91/115, не ниже 115

1.2.3. Карбюратор

Условное обозначение АК-14П
Тип беспоплавковый

1.2.4. Давление топлива перед карбюратором

На рабочих режимах 0,2-0,5кгс/см.кв
На минимальном числе оборотов, не менее 0,15кгс/см.кв

1.2.5. Бензиновый насос

Условное обозначение 702МЛ
Тип коловратный
Количество на двигателе один

1.2.6. Фильтр тонкой очистки топлива

Условное обозначение 8Д2.966.064
Тип отстойный
Тонкость фильтрации 36-40 мк

1.2.7. Сорт масла (для летней и зимней эксплуатации)

МС-20 или МК-22

1.2.8. Удельный расход масла на I крейсерском режиме

8 г/л.с.ч., не более

1.2.9. Давление масла в главной магистрали

На рабочих режимах 4-6 кгс/см.кв
На минимальном числе оборотов, не менее 1 кгс/см.кв

1.2.10. Температура масла на входе в двигатель

Рекомендуемая 50-65 гр.
Минимально допустимая: 40 гр.
Максимальная при длительной работе, не более 75 гр.
Максимально допустимая в течении 15мин. 85 гр.

1.2.11. Температура головок цилиндров

Рекомендуемая 140-190 гр.
Минимально допустимая 120 гр.
Минимально допустимая при длительной работе 140 гр.
Максимальная при длительной работе 220 гр.

1.2.12. Температура воздуха на входе в карбюратор

+10-+45гр.

1.2.13. Магнето

Условное обозначение: М9-25М
Тип четырёхискровое, экранированное
Количество на двигателе два

1.2.14. Свечи

Условное обозначение СД-49СММ
Количество на цилиндр две
Порядок зажигания цилиндров 1-3-5-7-9-2-4-6-8

1.2.15. Система запуска двигателя

Воздушная

1.2.16. Винт воздушный

Условное обозначение В530ТА-Д35
Тип винта тянущий, автоматический, изменяемого шага
Схема действия прямая
Направление вращения левое
Диаметр винта 2,4 м
Число лопастей две
Минимальный угол установки лопастей на радиусе 1м 14гр. 30мин +/-10мин
Максимальный угол установки лопастей на радиусе 1м 34гр. 30мин +/-30мин
Диапазон поворота лопастей 20гр. +/-40мин
Вес винта 40кг + 2%

1.3. Основные лётные данные самолёта (в стандартных условиях)

Максимальная приборная скорость горизонтального полёта у земли 262 км/ч
Максимально допустимая высота полёта 4000 м

В целях предупреждения перегрева двигателя набор высоты до Н = 3000 м выполнять на II номинальном режиме работы двигателя (n=70%) на скоростях:

  • Vпр.= 170 км/ч при температурах наружного воздуха у земли до +20гр.
  • Vпр.= 180 км/ч при температурах наружного воздуха у земли выше +20гр.

Набор высоты с 3000м и выше разрешается выполнять на I номинальном режиме работы двигателя на скорости Vпр. = 165 км/ч. Время набора максимально допустимой высоты — не более 35 мин.

Взлётно-посадочные характеристики самолёта

Взлетный вес, кг 1650 1500
Скорость отрыва, км/ч 135 125
Длина разбега, м 370 265
Взлетная дистанция до H = 10м 670 640
Длина прерванного взлета, м 850 650
Скорость касания с выпущенным щитков, км/ч 130 120
Длина пробега, м 470 390
Длина посадочной дистанции с H = 15м 790 690

Самолет Як-18Т