Руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т


3. Подготовка к полету


3.1. Предполётный осмотр и проверка самолёта пилотом

Перед полётом пилот обязан принять доклад от авиационного техника о готовности самолёта к полёту, о количестве и сорте заправленного топлива и масла. Убедится, что слит отстой топлива и в нём отсутствуют механические примеси и вода, а в зимнее время — кристаллы льда. Проверить наличие колодок под основными колёсами самолёта и наличие противопожарных средств около самолёта.

3.1.1. Предварительные работы

Перед началом осмотра самолёта необходимо убедится, что с самолёта сняты все чехлы и заглушки, и принять меры предосторожности для предупреждения непроизвольного складывания шасси, случайного запуска двигателя, включения отдельных электрических агрегатов, а также выпуска щитка, для чего проверить:

  • установлен ли АЗС АККУМ. — АЭР. ПИТ в положение ВЫКЛЮЧ;
  • выключены ли все автоматы защиты сети (АЗС), переключатели и выключатели;
  • установлен ли переключатель магнето в положение «0» (выключено);
  • установлен ли кран шасси в положение ВЫП. и законтрен ли защёлкой;
  • находится ли кран щитка в убранном положении.

Зимой убедится, что весь самолёт очищен от снега, инея и льда.

3.1.2. Осмотр самолёта

Перед осмотром материальной части КВС обязан просмотреть бортовой журнал, проверить устранены ли дефекты, выявленные в предыдущем полете, ознакомиться с работами, проведенными техническим составом на самолете.

  1. Произвести внешний осмотр самолета, проверив при этом:
    • втулку, противовесы и лопасти винта (отсутствие внешних повреждений и трещин, наличие и целость контровки);
    • установку лопастей винта по установочным рискам;
    • капот двигателя, нет ли повреждений и правильно ли закрыты замки капота и лючков (прорези замков должны совпадать с метками на капоте);
    • нет ли течи бензина и масла;
    • шасси и арматуру сигнальных огней выпуска шасси, нет ли повреждений покрышки передней опоры самолёта, нормально ли давление в пневматике (обжатие 15-20 мм), состояние демпфера (нет ли течи смеси); нормальна ли просадка амортизационной стойки, видимая часть штока должна быть 150-180мм;
    • нет ли повреждения покрышек основных опор самолета, пружины заземления и арматуры сигнальных огней выпуска шасси, нормально ли давление в пневматиках (обжатие 25-30 мм) и одинакова ли просадка аморт. стоек, видимая часть штоков должна быть 175-250 мм;
    • центроплан снизу (плотно и прилегает посадочный щиток, нет ли течи топлива);
    • правую половину крыла, нет ли повреждений обшивки крыла и зализов, состояние воздухозаборника, маслорадиатора и сот радиатора, нет ли течи масла, не поврежден ли механический указатель выпущенного положения шасси, целость и крепление АНО, нет ли повреждений элерона, проверить состояние шарнирных соединений, сняты ли струбцины, свободно ли отклоняется элерон.
      Примечание. При температуре наружного воздуха ниже минус 5 гр. проверить, установлен ли затенитель на соты маслорадиатора.
    • правую сторону фюзеляжа, нет ли повреждений остекления и двери кабины, люка и обшивки фюзеляжа, надежность крепления к фюзеляжу, нет ли повреждений антенны радиостанции;
    • оперение, нет ли внешних его повреждений и зализов, сняты ли струбцины, состояние шарнирных соединений руля высоты, руля направления и узлов, крепление подкосов, легкость отклонения руля направления и руля высоты, установлен ли в нейтральное положение триммер руля высоты, нет ли повреждений хвостового АНО и проблескового маяка;
    • левую сторону фюзеляжа, нет ли повреждений антенн радиовысотомера, радиокомпаса и маркерного приемника, состояние остекления и двери кабины;
    • левую половину крыла, нет ли повреждений обшивки крыла и зализов, состояние элерона и шарнирных соединений, сняты ли струбцины; целость и крепление, состояние приемника воздушного давления (ПВД), снят ли с него чехол, не поврежден ли механический указатель выпущенного положения шасси, не имеет ли повреждений посадочная фара, снят ли предохранительный чехол с датчика срыва ДС-1, нет ли внешних повреждений флюгарки и свободно ли она перемещается от упора до упора без заедания.
  2. Проверить заправку самолета топливом и маслом.
    • Количество заправленного топлива контролировать в основных баках визуально и по показанию топливомера в кабине самолета. При полной заправке топливом баков уровень топлива в них должен быть ниже обрезов заливных горловин не более чем на 30 мм. Общая вместимость топливных баков 193 литра. Количество масла, заправляемого в маслобак, контролируется мерной линейкой и должно быть: минимальное 8 литров, для полетов на пилотаж — не более 14 литров, для полетов по прямоугольному маршруту —18 литров, для перегонов — 20 литров. Общий объем маслобака — 30 литров.
  3. Перед посадкой в кабину пилот в варианте первоначального обучения должен проверить:
    • общее состояние кабины, убедиться, что в ней нет посторонних предметов, кресла не имеют повреждений, а механизмы замков дверей исправны;
    • исправность привязных ремней и механизма притяга плечевых ремней;
    • наличие парашюта в чашке кресла (при необходимости подогнать парашют);
    • чистоту и целость остекления кабины.
    • Примечание. Перед выполнением полетов на пилотаж одним пилотом проверить закрепление привязных ремней на втором кресле и диване и снятие парашюта (подушки) на втором кресле.
  4. После посадки в кабину пилот должен:
    • поставить ноги на педали под ремни и, если нужно, отрегулировать кресло так, чтобы можно было свободно и полностью отклонять педали и штурвал;
    • проверить присоединение карабина парашюта к кольцу на чашке кресла;
    • проверить исправность работы замков привязной системы кресла;
    • застегнуть на замок поясные и плечевые ремни, плотно прижаться к спинке кресла и затянуть поясные ремни в пряжках. С помощью ручки механизма подтяга убрать и застопорить плечевые ремни, а затем затянуть их в пряжках;
    • соединить разъемную коробку шнура авиагарнитуры или шлемофона с колодкой бортового шнура радиостанции;
    • проверить, легко ли открываются и закрываются двери кабины и хорошо ли они фиксируются в закрытом положении (штыревым замком и запором двери);
    • убедится в легкости хода штурвалов и педалей управления, в правильность отклонения рулей и элеронов;
    • проверить внешнее состояние пилотажно-навигационных и других приборов; установить стрелки высотомера на ноль и проверить, соответствуют ли показания барометрического давления на высотомере фактическому давлению на уровне аэродрома в данный момент (разница не более +/-1.5 мм.рт.ст. при температурах от +15 до +35 гр., при других температурах +/- 2.5 мм.рт.ст.);
    • проверить показание часов, при необходимости завести их и поставить точное время.
  5. Включить на электрощитке выключатель АККУМ. — АЭР.ПИТ. в положение АККУМ., автоматы защиты сети СИГН.ШАССИ, ПРИБ.ДВИГ., ЭУП и проверить:
    • сигнализацию шасси (горят ли три зеленые лампы), исправность красных ламп (нажатием на кнопку);
    • управление триммером руля высоты (при установке триммера руля высоты в нейтральное положение сигнальная лампа с зеленым светофильтром ТРИММ.НЕЙТР. на световом табло должна гореть);
    • состояние электрических приборов (находятся ли стрелки приборов в исходном положении);
    • исправность топливомера, суммарное количество топлива в баках и кол-во топлива отдельно в левом и правом баках;
    • напряжение бортовой аккумуляторной батареи под нагрузкой, для чего включить на электрощитке на 10-15 сек. АЗС АНО, нажать на кнопку вольтметра — напряжение должно быть не менее 24 вольт. Затем подготовить и проверить пилотажное навигационное и радиотехническое оборудование самолета, а при ночных полетах и светотехническое оборудование.
      Предупреждение. Чтобы не разрядить бортовой аккумулятор, подготовку и проверку пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудования производить при неработающем двигателе от аэродромного источника питания, а при работающем двигателе — на оборотах не менее 44 % (от генератора).
  6. Проверить управление двигателем:
    • ход рычага управления шагом винта;
    • легко ли перемещается рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор (после проверки подогрев закрыть установкой рычага в положение полностью вверх);
    • открытие жалюзи капота двигателя и створок маслорадиатора, нет ли заеданий в проводке управления.
      Примечание. Проверку хода рычага управления двигателем производить при закрытом пожарном кране.
  7. Открыть пожарный кран (рычаг управления пожарного крана самолета Як-18Т должен быть отдан вперед до упора).
  8. Открыть вентиль сети воздушной системы, для чего необходимо повернуть влево до упора рукоятку ЗАРЯДКА СЕТИ и проверить:
    • давление воздуха в основном и в аварийном бортовых баллонах, которое должно быть 45-55 кгс/см.кв.;
    • работу механизма выпуска и уборки посадочного щитка и исправность сигнализации, для чего подать команду: «от щитка» и получив ответ: «есть от щитка», перевести кран в положение ВЫП. и проконтролировать выпуск щитка по загоранию красной сигнальной лампы ЩИТОК ВЫПУЩ. на световом табло; убрать щиток, для чего перевести кран щитка в положение УБР. и убедится по световой сигнализации в его уборке (сигнальная лампа должна погаснуть).
    • герметичность тормозной системы; при полном нажатии на тормоза в нейтральном положении педалей не должно быть слышно шума выходящего воздуха.

3.2. Запуск, прогрев и опробование двигателя на земле

3.2.1. Подготовка двигателя к запуску

При температуре наружного воздуха +5 гр. и ниже двигатель необходимо перед запуском прогреть от аэродромного подогревателя до температуры головок цилиндров не менее +30 гр., при этом воздушный винт двигателя должен легко проворачиваться от руки.

Разрешается при температуре воздуха от +5 гр. до —10 гр. запускать двигатель без подогрева, если масло в двигателе и маслосистеме разжижено бензином.

Запуск двигателя можно производить как от бортовой аккумуляторной батареи, так и от аэродромного источника питания.

Перед запуском двигателя необходимо:

  • на пыльных аэродромах место стоянки самолета полить водой;
  • проверить, отвязан ли самолет, поставлены ли колодки под его колеса и имеются ли около самолета огнетушители;
  • сняты ли струбцины с рулей;
  • снят ли чехол с ПВД;
  • убедится, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, могущих попасть под винт;
  • закрыть заслонку маслорадиатора, а зимой — и жалюзи капота двигателя;
  • убедиться и том, что рычаг управления шагом винта находиться в положении МАЛЫЙ ШАГ;
  • установить РУД в положение, соответствующее 1/3 полного хода (28-38 %);
  • убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении;
  • при температуре наружного воздуха ниже нуля рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор, установить в положение ВКЛ. (полностью вниз);

убедиться в том, что:

  • магнето выключено (переключатель в положении «0»);
  • выключатель АККУМ. — АЭР.ПИТ. выключен;
  • АЗС ЗАЖИГ. выключен;
  • подать команду авиатехнику: «провернуть винт» (винт провернуть на 3-4 оборота);
  • в процессе проворачивания винта установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение ЦИЛИНДР и залить летом 2-3 шприца, а зимой — 3-5 шприцев бензина в цилиндры двигателя;
  • установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение МАГИСТР. и создать давление бензина перед карбюратором 0.2-0.5 кгс/см.кв.

Предупреждения.

  1. Запрещается проворачивать винт при горячем двигателе.
  2. Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.
  3. Категорически запрещается заливка бензина через выхлопные патрубки и свечные отверстия.

3.2.2. Запуск двигателя

1. Для запуска двигателя пилот должен:

  • подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ: «Есть от винта», включить выключатель АККУМ. — АЭР.ПИТ.;
  • включить АЗС ЗАЖИГ., СИГН.ШАССИ, ПРИБ.ДВИГАТ., ЭУП и ГЕНЕР.;
  • повернуть корпус пусковой кнопки ЗАПУСК против часовой стрелки до совмещения красных меток и нажать пусковую кнопку до упора. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки не должна превышать 3 сек.;
  • после того как винт провернется на 3-5 оборотов, включить магнето, установив переключатель в положение «1 + 2».
  • Примечание:
    1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует дополнительно подать топливо в цилиндры заливочным шприцем.
    2. Во время запуска, при появлении вспышек в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед и назад рычага управления двигателем в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60 %, темп перемещения 2-3 с.
  • после того как двигатель устойчиво заработает пусковую кнопку отпустить и установить РУД в положение, соответствующее 38- 41 %, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра.

2. Если в течение 15-20 с. после запуска, давление масла не достигнет 1.0 кгс/см.кв, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.

3. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного шприца, произвести прогрев двигателя.

Если двигатель после двух попыток не запускается, запуск прекратить и выяснить причину.

Предупреждение. Перед повторным запуском, соблюдая все меры предосторожности, провернуть винт от руки на 4-6 полных оборотов для удаления из цилиндров бензина от предыдущего запуска (если он производился с заливкой) во избежание гидроудара.

3.2.3. Прогрев двигателя

  1. Прогрев двигателя производить на оборотах коленчатого вала 41-44% до тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнёт повышаться. С ростом температуры масла увеличить число оборотов до 44-48% летом, 51% зимой и вести на этом режиме прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120 гр. и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40 гр.
  2. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120 гр. и температура воздуха, поступающего в карбюратор, не ниже +10 гр.
  3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый.

3.2.4. Опробование двигателя

1. Опробование двигателя производить при открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатора. Перед увеличением оборотов установить рули нейтрально и затормозить колеса.

2. Опробовать двигатель на II номинальном режиме, для чего плавно переместить от себя до упора рычаг управления двигателем и одновременно затяжелить винт.

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующими:

Число оборотов коленчатого вала 70%
Давление за нагнетателем (давление наддува) Ро+75+/-15 мм рт.ст.
Давление масла 4-6 кгс/см.кв.
Давление бензина 0,2-0,5 кгс/см.кв
Температура масла на входе в двигатель 40-75 гр.
Температура головок цилиндров, не выше 190 гр.
Температура воздуха на входе в карбюратор, не ниже +10 гр.

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски. Во избежание перегрева, вследствие недостаточного обдува, не допускать длительной работы двигателя на земле на номинальном режиме.

3. Проверить работу магнето и свечей:

  • установить винт в положение МАЛЫЙ ШАГ;
  • рычагом управления двигателем установить обороты 64 или 70 %;
  • выключить на 15-20 секунд одно магнето и запомнить величину падения оборотов;
  • включить оба магнето на 20-30 секунд до восстановления первоначальных оборотов;
  • выключить на 15-20 секунд второй магнето и запомнить величину падения оборотов;
  • включить оба магнето.

Снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя при работе на одном магнето не должно превышать 3%.

4. Проверить работу генератора:

  • установить режим работы двигателя МАЛЫЙ ГАЗ;
  • рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 57-58%;
  • по погасанию светосигнализатора ОТКАЗ ГЕНЕР убедится, что генератор подключился к бортсети;
  • проверить напряжение бортсети по вольтамперметру, напряжение должно быть 27-29 В;
  • включить электропотребители, необходимые для полета (АЗС ПО-250, РВ, АРК, СПУ, МРП, УКВ, ПТ-200, ГМК, АГД и маяк МСЛ-3, а при ночных полетах — АНО и посадочно-рулежную фару);
  • включить АЗС СРЫВ и проверить работоспособность системы сигнализации критических углов атаки ССКУА — 1.

5. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения коленчатого вала, для чего:

  • рычагом управления двигателя установить частоту вращения коленчатого вала 70% (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);
  • рычаг управления шагом винта перевести в положение БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью на себя), частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна снизиться до 53%;
  • рычаг управления шагом винта перевести в положение МАЛЫЙ ШАГ (полностью от себя), частота вращения коленчатого вала должна возрасти до первоначальных 70%.

При этом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см.кв с последующим восстановлением за 8-11 сек.

6. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения коленчатого вала на равновесной частоте, для чего:

  • рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 70% (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);
  • рычагом управления шагом винта установить частоту вращения коленчатого вала 64%;
  • плавно перемещая рычаг управления двигателем вперед и назад, но не до упора, убедиться в том, что частота вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной.

При резком перемещении рычага управления двигателя вперед и назад частота вращения коленчатого вала двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 2-4%, но через 2-3 сек. восстанавливаться до равновесной.

7. Проверить работу двигателя на взлётном режиме в течении 20-30 сек., для чего:

  • рычаг управления винтом поставить в положение МАЛЫЙ ШАГ — вперёд до упора (полностью облегчить винт),
  • рычаг управления двигателем плавно переместить от себя до упора.

Показания приборов двигателя должны быть следующие:

Число оборотов коленчатого вала 95-99%
Давление за нагнетателем (давление наддува) Ро+(125+/-15) мм рт.ст.
Давление масла 4-6 кгс/см.кв.
Давление бензина 0,2-0,5 кгс/см.кв
Температура масла на входе в двигатель 40-75 гр.
Температура головок цилиндров, не выше 220 гр.
Температура воздуха на входе в карбюратор, не ниже +10 гр.

8. Проверить работу двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведён полностью на себя).

Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны быть следующие:

Число оборотов коленчатого вала 26%
Давление масла 1,0 кгс/см.кв.
Давление бензина 0,15 кгс/см.кв.

Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальных оборотах не должна превышать 5 мин.

9. Проверить приёмистость двигателя. Рычаг управления двигателем плавно, в течении 2-3 сек., перевести от упора малого газа вперёд до упора, при этом рычаг управления винтом должен быть в положении МАЛЫЙ ШАГ, Переход от минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя до взлётного режима должен совершаться плавно, в течении не более 3 сек. Для обеспечения нормальной приёмистости температура головок цилиндров должна быть не ниже 120 гр., а температура масла на входе в двигатель — не менее 40 гр.

Примечание. Проверку приёмистости двигателя в полёте выполнять на скорости по прибору не более 160 км/ч.


Самолет Як-18Т