Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Подготовка к полету

Перед полетом летчик принимает доклад от техника о готовности вертолета к полету, о количестве заправленного топлива и масла, о соответствии загрузки и центровки вертолета предстоящему летному заданию, об устранении выявленных недостатков и о работах, выполненных на вертолете после последнего летного дня.

Получив эти сведения, летчик проверяет наличие противопожарных средств вблизи вертолета и убеждается в отсутствии предметов, которые могут попасть в лопасти винтов или в двигатели (во внеаэродромных условиях, кроме того, убеждается в наличии бортовых переносных средств пожаротушения).

При эксплуатации вертолета на песчаных или пыльных аэродромах он должен быть уверен, что место стоянки вертолета полито водой.


Предполетный осмотр вертолета

Произвести внешний осмотр вертолета по установленному маршруту (рис. 4), начиная с передней части с последующим переходом на левую, а затем на правую сторону вертолета.

Осматривая вертолет спереди, проверить:

  • сняты ли заглушки с входных устройств двигателей (в зимнее время летчик обязан дать указание технику или лично проверить, что во входных устройствах двигателей и вентилятора нет воды, снега и льда, проворачиванием турбокомпрессоров от руки убедиться, что не примерзли лопатки компрессоров двигателей);
  • состояние обшивки и остекления носовой части фюзеляжа (нет ли повреждений, снега, грязи и льда);
  • состояние стеклоочистителя;
  • закрыт ли замок крышки аккумуляторного отсека;
  • состояние антенн изделия 020, расположенных в носовой части фюзеляжа;
  • состояние рулежно-посадочной фары;
  • состояние передней стойки шасси и пневматиков колес (выход штока амортизатора при нормальной полетной массе должен быть 20–35 мм, обжатие пневматиков — 20–30 мм);
  • снят ли чехол с приемника воздушных давлений.

Схема маршрута предполетного осмотра вертолета

Рис. 4. Схема маршрута предполетного осмотра вертолета

Примечание. На вертолетах с установленным радиоизотопным сигнализатором обледенения РИО-3 проверить, снят ли защитный кожух с датчика сигнализатора.

Осматривая левую сторону вертолета, проверить:

  • закрыты ли капоты и трапы левого двигателя и главного редуктора;
  • состояние обшивки и остекления на левом борту фюзеляжа;
  • узлы крепления левого топливного бака и его заправку топливом, если на вертолете установлены подвесные топливные баки;
  • отсутствие заглушек на выхлопных трубах левого двигателя;
  • состояние левого бортового навигационного огня;
  • несущий винт — состояние лопастей (нет ли на них «прожогов», вмятин, пробоин, льда или примерзшего снега), состояние пластин триммеров, положение сигнализаторов повреждения лонжеронов, состояние узлов втулки несущего винта и электрожгутов питания обогревательных элементов лопастей винта;
  • левую опору шасси — состояние амортизационной стойки (не загрязнены ли штоки, нет ли подтекания рабочей жидкости), правильность зарядки амортизатора (выход штока при нормальной взлетной массе вертолета должен быть 35–65 мм), состояние и степень накачки пневматика колеса (обжатие пневматика при нормальном взлетном весе должно быть 35–45 мм);
  • работу замка двери грузовой кабины (через открытую дверь проверить, нет ли посторонних предметов в грузовой кабине, повреждений и деформаций пола кабины и контейнера топливного бака, подтекания масла и топлива, убедиться в отсутствии повреждений облицовки грузовой кабины);
  • состояние рамочной антенны АРК-9, антенн радиостанций Р-842 и Р-860, обшивки на левой стороне хвостовой балки, антенн радиовысотомера;
  • стабилизатор — состояние обшивки, отсутствие на его поверхности льда и снега;
  • состояние хвостовой опоры;
  • отсутствие течи масла из промежуточного и хвостового редукторов;
  • состояние обшивки концевой балки;
  • состояние хвостового огня ХС-39, светосигнального маяка ОСС-61 и антенн изделия 020, установленных на хвостовой балке.

При осмотре правой стороны вертолета проверить:

  • рулевой винт — состояние лопастей (нет ли механических повреждений, «прожогов», льда или примерзшего снега), состояние втулки (нет ли подтекания смазки, льда или снега), состояние злектрожгутов питания обогревательных элементов лопастей рулевого винта;
  • уровень масла в промежуточном редукторе;
  • состояние обшивки на правой стороне хвостовой балки и на обтекателе фюзеляжа;
  • отсутствие заглушек на выходных трубах правого двигателя;
  • состояние обшивки и остекления на правом борту фюзеляжа;
  • правую опору шасси в том же объеме, что и левую;
  • состояние правого бортового навигационного огня;
  • закрытие фюзеляжных лючков, капотов и трапов правого двигателя и главного редуктора;
  • узлы крепления правого подвесного топливного бака и его заправку топливом, если правый бак установлен;
  • работу замка входной двери кабины летчика.

Для осмотра высокорасположенных агрегатов и узлов вертолета использовать стремянки, придаваемые к вертолету.

Примечания:

  1. В случае если запуск и опробование двигателей будут производиться на привязи, то при осмотре вертолета проверить надежность крепления швартовочных тросов к вертолету и к наземным швартовочным точкам.
  2. Перед перевозкой специальных грузов, для сопровождения которых выделено ответственное лицо, летчик обязан проинструктировать сопровождающего о поведении во время полета, о сигналах и правилах вынужденного покидания вертолета.
  3. Обязанности летчика при подготовке к ночному полету, транспортировке грузов на внешней подвеске, работе с бортовым грузоподъемным устройством и при загрузке вертолета изложены в соответствующих разделах инструкции.

Осмотр кабины летчика

Перед посадкой в кабину проверить:

  • нет ли посторонних предметов в кабине;
  • целость и чистоту остекления кабины;
  • надежность открытия и закрытия левой двери (сдвижного блистера) и правой двери кабины летчика;
  • все ли автоматы защиты и выключатели находятся в положении ВЫКЛЮЧЕНО, предохранительные устройства на кнопках и выключателях закрыты, АЗС включения гидросистемы в положении ВКЛЮЧЕНО, рычаги раздельного управления двигателями — в нейтральном положении и на защелках, ручка управления и педали — в нейтральном положении, рычаг «шаг-газ» — в положении, соответствующем минимальному шагу;
  • исправность привязных ремней и работу механизма регулировки сиденья;
  • установку высоты и времени на парашютном приборе КАП-3 (высота 500 м над рельефом местности, время — 2 с).

Надеть парашют и сесть на сиденье.

Подогнать и застегнуть привязные ремни. Присоединить карабин фала гибкой шпильки прибора КАП-3 к специальному узлу на сиденье (удлинитель уложить так, чтобы исключить его попадание в рычаги «шаг-газ» и раздельного управления двигателями). Подогнать по росту сиденье (при необходимости дать указание технику подогнать педали ножного управления).

Проверить отклонение органов управления на полный ход. Проверить работу дистанционного управления стопорным устройством двери грузовой кабины и оставить рукоятку в положении «Застопорено». Проверить герметичность и работоспособность тормозной системы (после нажатия на тормозную гашетку и по достижении в тормозах давления 12 кгс/см2 не должно быть шума выходящего воздуха, а после растормаживания не должно быть остаточного давления в тормозах).

Примечание. На вертолетах с № 1623 установлен манометр МВ-30, по которому максимальное давление должно быть 24 кгс/см2.

Подключить шлемофон к разъему кабеля СПУ. Проверить исправность приборов по их внешнему виду. Установить точное время и завести бортовые часы. Установить стрелки барометрического высотомера на 0 и проверить соответствие показания шкалы барометрического давления фактическому давлению на аэродроме.

Проверить исправность рычагов раздельного управления двигателями и плавность их хода. Проверить плавность хода рычага «шаг-газ», работу стопорного устройства и плавность хода гашетки, рычага «шаг-газ». Проверить наличие сигнальных ракет на борту вертолета.

Проверить напряжение бортовых аккумуляторных батарей, для чего:

  • поставить переключатель АККУМУЛЯТОР—АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ на средней панели электропульта в положение АККУМУЛЯТОР;
  • поставить переключатель вольтметра АККУМУЛЯТОР—ГЕНЕРАТОРЫ, ЛЕВ. ПРАВ, в положение АККУМУЛЯТОР;
  • включить на правом щитке автоматов защиты сети АЗС преобразователя ПТ-70 (на вертолете с одним управлением) или ПТ-125 (на вертолете с двойным управлением);
  • поставить переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ — 36 В — ГЕНЕРАТОР на средней панели верхнего электропульта в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ;
  • включить на левом электрощитке АЗС ГИК-1;
  • проверить поочередным нажатием кнопок ЗАМЕР НАПРЯЖ. АККУМУЛЯТ, ЛЕВ, ПРАВ, напряжение каждой аккумуляторной батареи, которое должно быть не менее 24 В.

Проверить заправку вертолета топливом по показанию топливомера.

Выключить потребители, для чего АЗС ГИК-1 и ПТ-70 (ЦТ-125) поставить в положение ВЫКЛЮЧЕНО, а переключатели ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ — 36 В —ГЕНЕРАТОР и АККУМУЛЯТОР — АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ в нейтральное положение.

Подать команду на подключение аэродромного источника питания.

Проверить напряжение аэродромного источника питания, для чего:

  • поставить переключатель АККУМУЛЯТОР — АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ;
  • включить АЗС ПТ-70 (на вертолете с двойным управлением ПТ-125) и ГИК-1;
  • поставить переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ — 36 В — ГЕНЕРАТОР в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ;
  • поставить переключатель вольтметра в положение АККУМУЛЯТОР;
  • проверить напряжение источника аэродромного питания, которое должно составлять 27,0–28,5 В.

Проверить исправность ламп сигнальных табло, для чего включить на правом щитке АЗС КОНТРОЛЬ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП, а на средней панели верхнего электропульта перевести рычаг ПРОВЕРКА СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП в положение ВКЛ., сигнальные табло при этом должны загореться.

Поставить рычаг ПРОВЕРКА СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП в положение ВЫКЛ. и выключить АЗС КОНТРОЛЬ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП.

Проверить систему пожаротушения, для чего:

  • при включенном источнике питания установить переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА в положение КОНТРОЛЬ;
  • дать указание технику последовательно нажать кнопки, расположенные на трех исполнительных блоках, установленных в радиоотсеке;
  • проверить при нажатии этих кнопок срабатывание табло: КРАН ОТКРЫТ, ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТЕЛЯ, РЕДУКТ. ОТСЕК.

После окончания проверки переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА установить в положение ВКЛЮЧЕНО.

Включить АЗС СПУ и проверить работу переговорного устройства.

Проверить работоспособность радиовысотомера РВ-УМ и радиокомпаса АРК-9, для чего:

  • на правом щитке включить АЗС ПО-250 и АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧИ., поставить переключатель 115 В, на средней панели верхнего электропульта в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ. Включить выключатель питания радиовысотомера, расположенный на левом электропульте; через 1–2 мин стрелка указателя высотомера отклонится сначала вправо до упора, а затем установится на нуль шкалы с точностью ±5 м;
  • переключатель сигнализируемой высоты поставить в положение К, а затем в положение, соответствующее одному из значений заданной высоты; при этом в телефонах летчиков должен прослушиваться в течение 3–10 с прерывистый звуковой сигнал и должно загореться табло ОПАСНАЯ ВЫСОТА;
  • включить на левом электрощитке АЗС АРК-9, по ставить переключатель на абонентском аппарате СПУ в положение РК-1, переключатель рода работы в положение РАДИО;
  • на щитке управления АРК-9 включить радиокомпас, переведя переключатель рода работы из положения ВЫКЛ. в положение КОМПАС, при этом должен включиться и подсвет шкалы; по отработке курсовых углов и прослушиванию сигналов радиостанций убедиться в исправном состоянии радиокомпаса.

После проверки РВ-УМ и АРК-9 все АЗС и выключатели поставить в исходное положение.

Примечания:

1. С вертолета № 2120 вместо радиовысотомера РВ-УМ устанавливается радиовысотомер РВ-3. Проверка радиовысотомера РВ-3 осуществляется следующим образом:

  • включить автомат защиты РВ-3 на верхнем щитке левого электропульта;
  • установить ручкой УСТАНОВКА ВЫСОТ на фланце указа теля высоты индекс ОПАСНАЯ ВЫСОТА на риску шкалы 10 м;
  • включить радиовысотомер выключателем РВ-3 на приборной доске;
  • после включения радиовысотомера через 1–2 мин стрелка указателя высоты сначала уйдет по часовой стрелке в темный сектор шкалы, а затем установится на нуль шкалы с точностью ±0,5 м.

2. На вертолете Ми-2 с двойным управлением пульт управления радиостанциями Р-860 и Р-842, а также переключатель сигнализируемой высоты радиовысотомера РВ-УМ перенесены с левого электропульта летчика на приборную доску. Выключатель питания радиовысотомера РВ-УМ перенесен с левого электропульта, летчика на левый электрощиток АЗС.

Проверить работу изделия 020, для чего:

  • на левом электропульте АЗС ХРОМ поставить в положение ВКЛ.;
  • включить выключатель ПИТАНИЕ на пульте управления изделия 020;
  • установить заданный код;
  • по загоранию зеленой сигнальной лампочки КОД ВКЛЮЧЕН и желтой сигнальной лампочки КОНТРОЛЬ ПИТАНИЯ убедиться в готовности изделия 020 к работе; при наличии запросных сигналов должна загореться лампочка с надписью ИНДИКАТОР ОТВЕТА;
  • выключить изделие 020, а АЗС ХРОМ поставить в положение ВЫКЛ.

Проверить КВ радиостанцию, для чего включить на левом электрощитке АЗС КВ, поставить переключатель на абонентском аппарате СПУ в положение СР, поставить переключатель рода работы в положение РАДИО и установить контрольную связь с КП.

Проверить УКВ радиостанцию, для чего включить на левом электрощитке АЗС УКВ, поставить переключатель на абонентском аппарате СПУ в положение УКР, поставить переключатель рода работы в положение РАДИО и установить контрольную связь с КП.

Проверить авиагоризонт (на вертолете Ми-2 с двойным управлением — авиагоризонты), для чего не менее чем через 2–3 мин после включения ПТ-70 (на Ми-2 с двойным управлением — ПТ-125) и установки переключателя ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ —36 В — ГЕНЕРАТОР в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ разарретировать авиагоризонт (авиагоризонты), силуэты самолета при этом должны занять устойчивое положение. Убедиться вращением кремальеры авиагоризонта в исправности системы перемещения линии горизонта.

Проверить гироиндукционный компас, для чего нажать кнопку согласования, при этом показания компаса должны установиться на магнитный курс и совпадать с показаниями компаса КИ-13 с учетом его девиации.

На вертолете Ми-2 с двойным управлением на левом электропульте правого летчика необходимо убедиться, что выключатели ГИК-1, ГИДР. СИСТ. и АГК-47В ЛЕВЫЙ находятся во включенном (верхнем) положении, а переключатели ТРИММЕРЫ и ФАРА в положении КУРСАНТ (ЛЕВЫЙ ЛЕТЧИК).

При температуре наружного воздуха +5°С и ниже, а также при наличии снежного покрова проверить работу системы обогрева ПВД, для чего включить АЗС ОБОГРЕВ ПВД.

Нажать кнопку контроля исправности обогрева ПВД. При исправном обогреве должно загореться табло ОБОГРЕВ ПВД ИСПРАВЕН. На вертолетах до № 1401, где нет контроля обогрева ПВД, дать команду технику вертолета проверить исправность обогрева на ощупь, проявляя при этом осторожность во избежание ожога. После доклада техника выключить обогрев ПВД.

Примечания:

  1. Проверку электроприборов и агрегатов производить от наземного источника электропитания.
  2. При отсутствии наземных радиостанций работоспособность КВ и УКВ радиостанций проверять по наличию самопрослушивания в режиме «Передача» и шумов в режиме «Прием».

Подготовка к запуску двигателей

Установить связь с командным пунктом и запросить разрешение на запуск двигателей. Выключить радиостанцию. Растормозить несущий винт, опустив рычаг тормоза полностью вниз.

Установить триммеры продольного и поперечного управления в положение, соответствующее снятию усилий на режиме висения. При нормальной центровке положения триммеров должны быть в пределах 0,5–1 деление назад и 0,5–1 деление вправо.

Убедиться, что рычаг «шаг-газ» находится на нижнем упоре, рукоятка коррекции повернута полностью влево, рычаги раздельного управления двигателями — в нейтральном положении на защелках, ручка управления — в нейтральном положении, рычаги управления стоп-кранами — в нижнем положении (закрыты), преобразователи ПО-250 и ПТ-70 (ПТ-125) включены.

Включить АЗС запуска двигателей, приборов контроля работы двигателей и редуктора, гидросистемы, системы пожаротушения, подкачивающих топливных насосов № 1 и 2, подсвета сигнальных табло, АЗС АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧН. и АЗС управления генератором переменного тока.

Примечание. При низких температурах наружного воздуха проконтролировать подогрев силовой установки, для чего по указателям проверить температуру масла редуктора, которая должна быть не ниже —25°С, и температуру масла двигателей, которая должна быть не ниже —40°С.

Проверить, установлен ли выключатель противопожарной системы на верхнем электропульте в положение ВКЛЮЧЕНО.

Включить подкачивающий насос № 2, для чего поставить переключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ—ДУБЛИРУЮЩЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 2 в положение АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ. При этом должно загореться табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ. Нажать на кнопку ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 1, при этом должно загореться табло НАСОС № 1 РАБОТАЕТ и погаснуть табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ.

Открыть пожарные краны обоих двигателей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Открывать пожарные краны до включения подкачивающих насосов запрещается.


Запуск двигателей


Общие положения

Запуск двигателей разрешается производить только летчику.

Очередность запуска двигателей выбирается в зависимости от направления ветра и равномерности выработки ресурса двигателями (первым запускается двигатель с подветренной стороны).

При запуске двигателей на нескольких вертолетах летчик обязан четко знать очередность запуска двигателей своего вертолета, которая устанавливается с таким расчетом, чтобы исключить попадание потока воздуха от вращающегося винта своего вертолета на очередной запускаемый вертолет.

Запуск двигателей разрешается при ветре спереди до 15 м/с, при ветре сбоку не более 5 м/с.

При ветре сзади запуск не рекомендуется.

При перерыве между остановом двигателей и их последующим запуском более 2 ч сделать холодную прокрутку.

Основным видом запуска является запуск от аэродромного источника питания.


Запуск двигателей от аэродромного источника питания

Подать команду «От винтов!». Установить переключатель АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ—АККУМУЛЯТОР в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ, а переключатель ПРОКРУТКА —ЗАПУСК в положение ЗАПУСК.

Поставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запускаемый двигатель.

После получения доклада «Есть от винтов!» нажать пусковую кнопку запускаемого двигателя на 2–3 с и перевести рычаг стоп-крана запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. Двигатель должен выйти на обороты малого газа за время не более 30с с момента нажатия на кнопку запуска. Следить в процессе запуска за температурой газов перед турбиной, которая не должна превышать значений, указанных на графике рис. 5, за давлением масла в двигателе и главном редукторе.

После выхода на режим малого газа проверить параметры работы двигателя и редуктора, которые должны составлять:

  • обороты турбокомпрессора 57±3%;
  • температура газов перед турбиной не более 790°С;
  • давление масла в двигателе не менее 1,5 кгс/см2;
  • давление масла в главном редукторе не менее 1,2 кгс/см2.

Переставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запуск второго двигателя. Нажать на кнопку запуска и произвести запуск второго двигателя аналогично первому. После выхода второго двигателя на режим малого газа обороты несущего винта должны составлять 50±10%. Включить генераторы обоих двигателей.

Подать команду на отключение наземного источника питания. Поставить переключатель АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ—АККУМУЛЯТОР в положение АККУМУЛЯТОР.

Включить все пилотажно-навигационные приборы, необходимые для выполнения полета, и проверить их исправность.

Запуск двигателя необходимо прекратить (закрытием стоп-крана с одновременным нажатием на кнопку ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА) в случаях:

  • повышения температуры газов перед турбиной выше значений, указанных на графике рис. 5;
  • отсутствия показаний давления масла в двигателе или главном редукторе;
  • прекращения нарастания оборотов турбокомпрессора (зависания оборотов);
  • появления течи топлива или масла;
  • появления постороннего шума в двигателе, редукторе или в трансмиссии;
  • появления дыма или постороннего запаха;
  • получения команды о прекращении запуска;
  • появления возрастающей раскачки вертолета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

  1. При неудавшемся запуске повторный запуск разрешается производить только после выявления и устранения причин неудавшегося запуска.
  2. От аэродромного источника питания разрешается производить не более пяти запусков подряд с перерывами между ними не менее 3 мин. После пяти запусков дать охладиться электростартеру и катушке зажигания в течение 30 мин.
  3. Непрерывная работа двигателя на режиме малого газа более 20 мин запрещается.
  4. Запускать двигатель с неисправными приборами контроля его работы запрещается.
  5. После неудавшегося запуска перед следующим запуском сделать холодную прокрутку (продувку) двигателя.

График зависимости максимальной температуры газов при запуске от температуры наружного воздуха

Рис. 5. График зависимости максимальной температуры газов при запуске от температуры наружного воздуха:
1 — для двигателей второй и первой серий после ремонта; 2 — для двигателей третьей серии; 3 — для двигателей первой серии


Холодная прокрутка двигателя

Холодная прокрутка двигателя производится как от аэродромного источника питания, так и от бортовых аккумуляторных батарей для продувки камеры сгорания от топлива, попавшего при неудавшемся запуске, или для охлаждения двигателя.

Холодную прокрутку двигателя производить в такой последовательности:

  • включить подкачивающие насосы и открыть пожарные краны;
  • включить АЗС запуска двигателей и приборов контроля их работы;
  • установить переключатель ПРОКРУТКА—ЗАПУСК в положение ПРОКРУТКА;
  • установить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на прокручиваемый двигатель;
  • нажать пусковую кнопку двигателя на 2–3 с.

Продолжительность цикла работы пусковой панели при холодной прокрутке составляет 30 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При холодной прокрутке стоп-краном не пользоваться.


Запуск двигателей от бортовых аккумуляторных батарей

Подать команду «От винтов!». Установить переключатель АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ—АККУМУЛЯТОР в положение АККУМУЛЯТОР, переключатель ПРОКРУТКА—ЗАПУСК в положение ЗАПУСК. Поставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запускаемый двигатель.

После получения доклада «Есть от винтов!» нажать пусковую кнопку запускаемого двигателя на 2–3 с и перевести рычаг стоп-крана запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. Двигатель должен выйти на обороты малого газа за время не более 40с с момента нажатия на кнопку запуска.

Контроль параметров силовой установки во время выхода на режим малого газа производить так же, как при запуске от аэродромного источника питания.

Переставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запуск второго двигателя. Нажать на кнопку запуска и произвести запуск второго двигателя. Проверить параметры работы второго двигателя на малом газе.

Включить генераторы обоих двигателей и все пилотажно-навигационные приборы, необходимые для выполнения полета.

При ненормальном запуске двигателя запуск прекратить закрытием стоп-крана с последующим нажатием на кнопку ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. От бортовых аккумуляторных батарей без их подзарядки разрешается производить подряд не более трех запусков с перерывами между запусками не менее 3 мин.

Примечание. Запуск обоих двигателей от бортовых аккумуляторных батарей приводит к повышенной разрядке аккумуляторов. Поэтому такие запуски разрешаются в случаях крайней необходимости (при вылетах строем и по тактическим соображениям). В остальных случаях при автономном запуске (от бортовых аккумуляторных батарей) запуск второго двигателя производить от генератора работающего двигателя.


Запуск второго двигателя от генератора работающего двигателя

Включить генератор работающего двигателя и убедиться, что переключатель ПРОКРУТКА—ЗАПУСК стоит в положении ЗАПУСК. Поставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запускаемый двигатель. Убедиться, что температура масла на выходе из работающего двигателя не ниже +30°С, а в главном редукторе не ниже +5°С.

Установить обороты турбокомпрессора работающего двигателя 80–85%.

Нажать пусковую кнопку запускаемого двигателя на 2–3 с и перевести рычаг стоп-крана запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. Второй двигатель должен запуститься за время не более 30 с. Проверить параметры работы двигателя на малом газе.

Включить генератор второго двигателя и все пилотажно-навигационные приборы, необходимые для выполнения полета.


Прогрев силовой установки и опробование двигателей

Прогрев двигателей и главного редуктора производить на режиме малого газа при оборотах турбокомпрессоров 57 ± 3% (рычаг «шаг-газ» при прогреве должен находиться на нижнем упоре, а рукоятка коррекции полностью выведена влево).

Проверить давление рабочей жидкости в гидросистеме; оно должно быть 63–84 кгс/см2.

Произвести небольшие перемещения ручки управления и рычага «шаг-газ» и убедиться, что перемещения ручки и рычага «шаг-газ» происходят плавно, без заеданий и рывков.

Выключить гидросистему и проверить загорание светового табло ОТКАЗ ГИДРОСИСТЕМЫ.

Произвести поочередные отклонения ручки управления в поперечном направлении и убедиться, что гидроусилитель в поперечном управлении продолжает работать за счет гидроаккумулятора в течение 40 с — 1 мин после выключения гидросистемы (на вертолетах с ГБ-2, имеющих гидроаккумуляторы).

Включить гидросистему после разрядки гидроаккумулятора и убедиться, что световое табло ОТКАЗ ГИДРОСИСТЕМЫ погасло.

Проверить температуру масла и убедиться, что в обоих двигателях она не ниже +30°С, а в главном редукторе — не ниже +5°С.

Примечание. Продолжительность прогрева силовой установки (обоих двигателей и главного редуктора) должна быть во всех случаях не менее 1 мин.

Произвести опробование двигателей (рис. 6). Опробование двигателей на земле без привязи вертолета производить поочередно, не допуская отрыва вертолета от земли. При раздельном опробовании двигателей без привязи вертолета масса последнего должна быть не менее 3300 кг. Без привязи вертолета одновременное опробование двух двигателей разрешается производить на режиме висения. Опробование производить в таком порядке:

  • плавно перевести рукоятку коррекции в крайнее правое положение;
  • перевести рычаг раздельного управления неопробуемого двигателя вниз до упора;
  • перевести рычаг раздельного управления опробуемого двигателя вверх до момента начала выкручивания рукоятки коррекции влево; с помощью загрузки несущего винта при крайней правой коррекции вывести опробуемый двигатель на крейсерский, номинальный к взлетный режимы (поддерживая с помощью раздельного управления на неопробуемом двигателе режим малого газа), выдерживать на каждом режиме 10–15 с, проверить устойчивость сохранения оборотов турбокомпрессора и параметры работы силовой установки, которые должны соответствовать указанным в табл. 9;
  • поставить рычаг «шаг-газ» на нижний упор и убедиться, что рукоятка коррекции находится в крайнем правом положении. Перевести рычаг раздельного управления опробованного двигателя вниз до упора;
  • перевести рычаг раздельного управления неопробованного двигатели вверх до момента начала выкручивания рукоятки коррекции влево;
  • произвести опробование второго двигателя в указанной последовательности.

График опробования двигателей

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Экстренный останов двигателей при их опробовании на всех режимах производить закрытием стоп-кранов в случаях:

  • падения (ниже минимальных значений) давления масла в двигателях или в главном редукторе;
  • повышения температуры газов перед турбиной выше допустимой;
  • появления течи масла или топлива;
  • сильного выброса пламени из выходных труб;
  • появления значительной тряски двигателей;
  • появления посторонних шумов в двигателе или в трансмиссии;
  • резкого падения или возрастания оборотов турбокомпрессора;
  • получения команды на выключение двигателей.

Таблица 9

Параметр Режим
взлетный номинальный крейсерский I малый газ
Число оборотов, % турбокомпрессора Зависят от температуры наружного воздуха (рис. 6) 57±3
несущего винта 79±1 82±1 Не более 84 50 ± 10
Температура масла, °С 30–150 -40 ± 150
Давление масла, кгс/см2 3±0,5 Не менее 1,5
Температура газов (не более), °С, для двигателей:
Серий 1,2 985 940 905 790
Серии 3 970 925 890 790

Поставить рычаг «шаг-газ» на нижний упор, а рычаги раздельного управления двигателями — в среднее положение на защелки. Повернуть рукоятку коррекции влево до упора и по приборам убедиться, что оба двигателя перешли на режим малого газа.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. На режиме малого газа длительная работа при оборотах несущего винта 54–62% запрещается. Данные обороты несущего винта должны быть проходными.

Установить обороты турбокомпрессоров 80% и поочередным выключением одного из генераторов проверить по вольтметру напряжение обоих генераторов, которое должно быть 28,5 В.

Проверить параллельную работу генераторов и убедиться, что при всех включенных потребителях, необходимых для выполнения полета, разница в показаниях обоих амперметров составляет не более 10 А. В случае большей разницы отрегулировать параллельную работу генераторов. Включить на правом злектрощитке АЗС обмотки возбуждения генератора переменного тока ГЕНЕРАТОР— УПРАВЛ.—ВОЗБУЖ. и проверить по вольтметру напряжение, которое должно быть около 208 В (при необходимости напряжение отрегулировать регулятором напряжения до нормы).

На вертолетах с двигателями, оборудованными системой защиты турбины винта (СЗТВ), в начале каждого летного дня (ночи) проверить настройку рабочего положения СЗТВ в следующем порядке:

  • установить обоим двигателям режим малого газа;
  • рычагом раздельного управления увеличить режим одного двигателя до значения оборотов несущего винта 77–80% и энергично за 1—2с повернуть рукоятку коррекции «шаг-газ» вправо до упора, при этом двигатель (двигатели) не должен выключаться. Выключение одного (двух) двигателя означает, что СЗТВ неисправна.

Останов двигателя

Двигатели можно останавливать каждый в отдельности или оба вместе.

Останов двигателя выполняется в следующем порядке:

  • после опробования силовой установки и систем вертолета выключить потребители электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки;
  • повернуть рукоятку коррекции влево до упора и на режиме малого газа в течение 4–5 мин охладить двигатели. В условиях повышенной запыленности время охлаждения сократить до 1–2 мин;
  • установить ручку управления вертолетом в положение на себя на одно деление по указателю ТРИММЕРЫ и рычагом стоп-крана выключить двигатель (при остановке прослушать, нет ли в двигателе посторонних шумов; при необходимости замерить время выбега ротора турбокомпрессора, которое должно быть не менее 25 с);
  • после полной остановки двигателя закрыть пожарный кран и выключить подкачивающие насосы;
  • перед выходом из кабины поставить на тормоз несущий винт, выключить АЗС всех потребителей и выключить источники питания.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

  1. Торможение несущего винта при боковом ветре справа более 3 м/с запрещается.
  2. При останове двигателей на время более 10 мин произвести холодную прокрутку через 2 мин после останова.

В случае посадки вне аэродрома или на аэродром, на котором нет наземных источников питания, холодную прокрутку одного двигателя рекомендуется производить от генератора работающего двигателя, прокрутку которого после его останова производить от бортовых аккумуляторных батарей.

Примечание. В случае непреднамеренного останова двигателя закрытием пожарного крана вопрос о дальнейшей эксплуатации двигателя должен быть согласован с представителем завода — изготовителя двигателя.


Ложный запуск

Ложный запуск производится при необходимости проверки работы систем, участвующих в запуске, при определении оборотов раскрутки турбокомпрессора стартером от источника питания, а также при проведении консервации и расконсервации двигателя.

Ложный запуск производится в таком же порядке, как и обычный запуск, но без поджигания топлива и может быть осуществлен:

  • при проведении консервации и расконсервации двигателя, а также при проверке работы систем, участвующих в запуске, —с открытым стоп-краном;
  • при определении раскрутки турбокомпрессора стартером от источника питания, при проверке работы свечи зажигания пускового воспламенителя, при продувке двигателя после расконсервации —с закрытым стоп-краном.

При проведении ложного запуска с открытым стоп-краном питание агрегата зажигания должно быть отключено (отсоединен низковольтный провод агрегата зажигания).

Время цикла пусковой панели при ложном запуске такое же, как при обычном запуске.

Примечание. После ложного запуска с открытым стоп-краном необходимо произвести холодную прокрутку двигателя вышеуказанным способом.


Вертолет Ми-2