Руководство по летной эксплуатации
6. Эксплуатация систем и оборудования
6.1. Самолётное переговорное устройство СПУ-9
Устройство предназначено для обеспечения:
- внутрисамолётной связи членов экипажа между собой;
- выхода на внешнюю радиосвязь членов экипажа через радиостанцию;
- прослушивания членами экипажа сигналов радиокомпаса;
- приёма членами экипажа сигналов ОПАСНАЯ ВЫСОТА, СРЫВ и маркерного радиоприёмника.
Кроме того, предусмотрена возможность прослушивания сигналов внешней и внутренней связи дополнительно двумя абонентами. Абонентские аппараты расположены на левой и правой панелях приборной доски.
Два штепсельных разъёма для подключения авиагарнитуры расположены на кронштейнах в зоне переднего обреза двери и два — заднего обреза.
Питание СПУ осуществляется от сети постоянного тока напряжением 27 В.
Включение СПУ производится с помощью АЗС СПУ на левом электрощитке.
Возможности абонентов по использованию СПУ-9:
- выход на связь с помощью кнопок на штурвалах РАДИО и СПУ, регулировка необходимого уровня громкости с помощью ручек СПУ и РАДИО на абонентских щитках;
- прослушивание радиокомпаса при включении тумблера РК-ВЫКЛ. На абонентском щитке в положение РК;
- прослушивание сигналов ОПАСНАЯ ВЫСОТА, СРЫВ и сигналы маркерного приёмника со 100% громкостью независимо от положения органов управления.
Предупреждение. Переключатель РЕЗ. (РЕЗЕРВ) на абонентском щитке всегда должен находится в выключенном (нижнем) положении. При выходе из строя абонентского аппарата для переключения своих телефонов на аппарат другого абонента переключатель РЕЗ. необходимо установить во включенное (верхнее) положение.
6.2. Радиостанция «Баклан-5»
1. На самолётах Як-18Т установлена радиостанция «Баклан-5» с пультом управления, расположенным на приборной доске. Питается постоянным током от сети 27 В, защита АЗС УКВ на электрощитке.
Радиостанция обеспечивает длительную работу с циклом: 1 минута — передача, 4 минуты — приём.
Исправность передающего канала во время ведения передачи проверяется прослушиванием собственной передачи.
Управление радиостанцией может осуществляться пилотом как с левого, так и с правого пилотского сидения.
2. Перед включением радиостанции переключатель ПШ-ВЫКЛ. установить в положение ВЫКЛ., а регулятор громкости — в положение максимальной громкости.
3. Для включения радиостанции необходимо включить на электрощитке АЗС СПУ и УКВ (через 1 мин. радиостанция готова к работе), при этом в телефонах должны прослушиваться шумы приёмника.
4. Перед настройкой радиостанции на абонентском щитке СПУ установить переключатель РК-ВЫКЛ. В положение ВЫКЛ., затем при помощи ручек на пульте управления произвести набор требуемой частоты связи.
5. Для осуществления передачи нажать кнопку РАДИО на штурвале управления самолётом и начать производить передачу.
6. Для включения подавителя шумов установить переключатель ПШ-ВЫКЛ. В положение ПШ.
7. Выключение радиостанции производить установкой АЗС УКВ в выключенное положение.
6.3. Радиокомпас АРК-9
Радиокомпас АРК-9 предназначен для автоматического определения курсовых углов радиостанций (КУР) и самолётовождения по приводным и вещательным радиостанциям, а также для построения предпосадочного маневра и захода на посадку по системе ОСП (Оборудование системы посадки).
Диапазон рабочих частот радиокомпаса АРК-9 от 150 до 1300 кГц. Дальность действия при высоте полёта 1000 м составляет около 160 км.
Управление АРК осуществляется с пульта управления, установленного справа на приборной доске. В качестве указателя КУР используется прибор УГР-4УК. Предусмотрена возможность настройки АРК на две рабочие частоты, при этом для точной настройки приёмника на пульте управления АРК имеются две ручки установки частоты, ручки ПОДСТРОЙКА и индикатор настройки.
Для выбора нужной рабочей частоты в полёте и на земле на приборной доске установлен переключатель Б-Д (Ближняя — Дальняя).
Прослушивание позывных сигналов обеспечивается при установке переключателя РК-ВЫКЛ. на абонентском щитке СПУ-9 в положение РК. Питание радиокомпаса АРК-9 осуществляется от преобразователя ПО-250 (115 В, 400 Гц). Защита цепей питания выполнена АЗС ПО-250 и АРК., установленными на электрощитке.
Для включения, настройки и проверки АРК необходимо:
- включить на электрощитке АЗС ПО-250 и АРК;
- переключатель РК-ВЫКЛ. на абонентском щитке СПУ установить в положение РК;
- переключатель рода работ на пульте управления АРК установить в положение АНТ (Антенна) и переключатель ТЛГ-ТЛФ (Телеграф — Телефон) в то или другое положение в зависимости от режима работы наземной радиостанции;
- переключатель «Б — Д» на приборной доске установить в положение «Б», левой ручкой настройки на пульте радиокомпаса установить частоту ближней приводной радиостанции, прослушать позывные радиостанции и добиться точной настройки радиокомпаса ручкой ПОДСТРОЙКА по максимальному отклонению вправо стрелки индикатора настройки.
Для более точной настройки целесообразно предварительно уменьшить отклонение стрелки индикатора настройки до двух делений регулятором усиления с пульта управления и после настройки установить регулятор в максимальное положение;
- проделать аналогичные действия правой ручкой настройки, установив переключатель «Б — Д» в положение «Д»;
- переключатель рода работ на пульте управления радиокомпасом установить в положение «КОМП.», при этом стрелка указателя КУР прибора УГР-4УК должна показывать КУР ДПРМ.;
- переключатель РК-ВЫКЛ. на абонентском щитке СПУ установить в положение ВЫКЛ.
Для выключения радиокомпаса необходимо:
- переключатель рода работ на пульте управления установить в положение «ВЫКЛ.»;
- выключить АЗС АРК и ПО-250.
6.4. Радиокомпас АРК-15М
Радиокомпас АРК-15М предназначен для автоматического определения курсовых углов радиостанций (КУР) и самолётовождения по приводным и вещательным радиостанциям, а также для построения предпосадочного маневра и захода на посадку по системе ОСП (Оборудование системы посадки).
Диапазон рабочих частот радиокомпаса АРК-15М от 150 кГц до 1799,5 кГц. Точность установки частоты +/-100 Гц. Дальность действия при высоте полёта 1000 метров — не менее 180 километров. Управление радиокомпасом осуществляется с пульта управления, установленного на приборной доске. В качестве указателя КУР используется прибор УГР-4УК.
Прослушивание позывных сигналов радиостанций обеспечивается при установке переключателя «РК-ВЫКЛ.» на абонентском щитке СПУ в положении «РК». Предусмотрена возможность настройки АРК-15М одновременно на две любые частоты в рабочем диапазоне частот радиокомпаса, для этого на пульте управления имеются две ручки установки частоты и переключатель «КАНАЛ-1-2». Кроме того, на приборной доске установлен переключатель «Б-Д» (Ближняя — Дальняя), обеспечивающий выбор необходимой приводной радиостанции.
Питание радиокомпаса осуществляется от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В через АЗС АРК, расположенный на приборной доске, и от сети переменного тока напряжением 36 В 400 Гц от преобразователя ПТ-200Ц через предохранитель СП-1, расположенный в щитке переменного тока.
Основные особенности радиокомпаса АРК-15М: наличие у него неподвижной рамочной антенны, фиксированная настройка частот через 0,5 кГц и модульная конструкция аппаратуры, построенная полностью на транзисторах.
Для включения, настройки и проверки радиокомпаса необходимо:
- включить на электрощитке АЗС ПТ-200, АРК и СПУ;
- переключатель «РК-ВЫКЛ.» на абонентском щитке СПУ установить в положение «РК»;
- переключатель рода работ на пульте управления радиокомпаса установить в положение «АНТ.» и переключатель «ТЛФ — ТЛГ» в то или другое положение, в зависимости от режима работы наземной радиостанции;
- переключатель «Б — Д» на приборной доске установить в положение «Б»;
- переключатель «КАНАЛ 1 — 2» на пульте управления — в положение «1», левым наборным устройством установить частоту БПРМ и прослушать её позывные;
- переключатель «Б — Д» на приборной доске установить в положение «Д», переключатель «КАНАЛ 1 — 2» на пульте управления — в положение «2», правым наборным устройством установить частоту ДПРМ и прослушать её позывные;
- переключатель рода работ установить в положение «КОМП.», при этом стрелка указателя УГР-4УК должна занять положение, соответствующее курсовому углу ДПРМ;
- нажать кнопку «РАМКА» на пульте управления и отвести стрелку УГР-4УК на
90-100 гр. от положения КУРа ДПРМ, отпустить кнопку, при этом стрелка должна перемещаться со скоростью не менее 30 град/с и возвратиться в положение отсчета «КУР»; - убедится в работоспособности переключателя «ТЛФ — ТЛГ» по появлению в телефонах тона звуковой частоты в режиме ТЛГ и пропаданию его в режиме ТЛФ;
- убедиться в исправности регулятора громкости по изменению уровня сигнала в телефонах при вращении ручки «ГРОМК.» на пульте управления;
- переключатель «Б — Д» на приборной доске установить в положение «Б», переключатель «КАНАЛ 1 — 2» на пульте управления — в положение «1» и произвести аналогичную проверку работы радиокомпаса по сигналам БПРМ.
Для выключения радиокомпаса необходимо:
- переключатель рода работ на пульте управления радиокомпасом поставить в положение «ВЫКЛ.»;
- выключить АЗС АРК и ПТ-200.
6.5. Курсовая система ГМК-1АЭ
6.5.1. Назначение
Курсовая система ГМК-1АЭ служит для определения и указания курса, углов разворота самолёта и выдачи магнитных или истинных пеленгов. ГМК-1АЭ имеет следующую комплектацию:
- индукционный датчик ИД — 3;
- коррекционный механизм КМ — 8;
- пульт управления ПУ — 26 Э;
- гироагрегат ГА — 6;
- указатель УГР — 4 УК;
- автомат согласования АС — 1.
В зависимости от решаемых задач и условий полёта система может работать в режимах магнитной коррекции (МК) и режиме гирополукомпаса (ГПК).
Питается курсовая система ГМК-1АЭ от сети переменного тока напряжением 36 В от преобразователя ПТ-200Ц.
6.5.2. Работа экипажа перед полетом. Включение
Для включения курсовой системы перед полетом необходимо:
- переключатель пульта управления «СЕВ. — ЮЖН.» установить в положение «СЕВ.» при полете в северном полушарии и «ЮЖН.» при полете в южном полушарии;
- на широтном потенциометре пульта управления установить широту аэродрома взлета;
- на коррекционном механизме КМ-8 установить магнитное склонение, равное 0;
- включить питание курсовой системы.
Время готовности курсовой системы к работе в режиме МК — 3 мин., в режиме ГПК — 5 мин.
Через 3 мин. после включения питания произвести предполетную проверку работоспособности курсовой системы.
6.5.3. Проверка курсовой системы перед полетом
Для проверки курсовой системы перед полетом необходимо:
• переключатель «КОНТРОЛЬ» последовательно установить в положения «0» и «300», убедиться, что на указателе курса устанавливаются отсчеты курса соответственно в пределах
• установить режим ГПК и, отклоняя переключатель «ЗК», убедиться, что подвижная шкала вращается;
• установить режим «МК» и с помощью кратковременного переключения в режим «ГПК» согласовать систему.
6.5.4. Применение курсовой системы в полёте
6.5.4.1. Полет в режиме МК
Для выполнения полета в режиме МК необходимо:
- на коррекционном механизме КМ-8 установить нуль;
- установить режим работы МК;
- после взлета и набора высоты вывести самолет на исходный пункт маршрута (ИПМ);
- пройти над ИПМ с курсом следования первого участка маршрута;
- при подходе к промежуточному поворотному пункту маршрута (ППМ) на величину линейного упреждения разворота (ЛУР) развернуть самолет на курс следования следующего участка маршрута.
Так осуществлять полет по всем последующим участкам маршрута.
6.5.4.2. Полет в режиме ГПК
Для полета в режиме ГПК необходимо:
- установить шкалу КМ-8 на ноль;
- на шкале широт установить широту аэродрома вылета;
- переключатель рода работ установить в положение «ГПК»;
- на исполнительном старте, если это необходимо, установить переключателем «ЗК» магнитный курс ВПП.
С этого момента указатель курса будет показывать ортодромический магнитный курс (ОМК) относительно меридиана аэродрома вылета;
- вывести самолет на первый участок маршрута с ОМК = ОЗМПУ — УС.
Вследствие инструментальных ошибок курсовой системы, ошибок в определении угла сноса и пилотировании самолета заданное направление полета может выдерживаться с некоторой угловой ошибкой, что приведет к боковому уклонению.
Для уменьшения бокового уклонения при выходе на курс следования необходимо:
- контролировать курс по указателю;
- следить за изменением угла сноса;
- контролировать выход на курс следования другими средствами самолетовождения.
В полете в целях выдерживания заданной линии пути необходимо:
- уточнить среднюю широту участков маршрута и при необходимости вводить ее;
- следить за изменением угла сноса, при необходимости вводить поправку в курс следования, чтобы сумма магнитного курса и угла сноса постоянно была равна ОЗМПУ;
- при подходе к следующему участку маршрута определить угол разворота (УР) по формуле
УР = ОЗМПУ 2 — ОЗМПУ 1,
где:
- ОЗМПУ 1 — ортодромический заданный магнитно-путевой угол текущего участка маршрута;
- ОЗМПУ 2 — ортодромический заданный магнитно-путевой угол последующего участка маршрута.
Если УР имеет знак «плюс», то разворот надо выполнять вправо, если «минус» — влево;
- при подлёте к району аэродрома посадки (перед снижением) перевести курсовую систему в режим МК и с помощью переключателя «МК — ГПК» произвести согласование;
- после согласования курсовую систему вновь перевести в режим ГПК.
Примечание. Контроль за курсовой системой, работающей в режиме ГПК, осуществлять с помощью магнитного компаса КИ-13 и коррекционного механизма КМ-8.
6.5.5. Неисправности и отказы гиромагнитного компаса ГМК-1А
Неисправность | Внешние проявления | Действия экипажа |
---|---|---|
Отказ гироагрегата | На пульте ПУ-26Э загорается лампа ЗАВАЛ ГА | Для отсчёта курса самолёта используйте КМ-8 и КИ-13 |
Отказ ИД-3 и КМ-8 | Показания магнитного курса на КМ-8 и гиромагнитного курса в прямолинейном полёте неустойчивы и неправильны | Используйте показания прибора УГР-4УК при работе курсовой системы в режиме ГПК и показания магнитного компаса КИ-13 |
6.6. Магнитный компас КИ-13
Магнитный компас КИ-13 используется в качестве резервного прибора для определения магнитного курса самолёта.
При пользовании в полёте магнитным компасом КИ-13 следует иметь в виду, что величина остаточной девиации на отдельных курсах может достигать 10 гр.
По магнитному компасу можно контролировать и выполнять развороты с креном не более
Отсчёт курса в прямолинейном полёте производить только после полного успокоения картушки компаса, для чего необходимо предварительно в течении
6.7. Авиагоризонт АГД — 1К
1. Авиагоризонт АГД — 1К предназначен для обеспечения пилота информацией об углах крена и тангажа самолета относительно плоскости истинного горизонта, а также о направлении скольжения.
2. Включение авиагоризонта производится после запуска двигателя и включения преобразователя ПТ-200Ц. Для включения авиагоризонта необходимо включить на электрощитке автоматы защиты сети ПТ-200 и АГД. Арретирование авиагоризонта АГД — 1К производится автоматически после включения питания.
Нормальный запуск авиагоризонта обеспечивается при стояночных углах самолета по крену и тангажу +/- 4 гр.
3. На исполнительном старте перед взлетом экипаж должен проверить исправность авиагоризонта и убедиться в том, что:
- силуэт самолета на указателе авиагоризонта занимает горизонтальное положение и совпадает с линией горизонта;
- при вращении ручки установки тангажа шкала отклоняется; проверив работоспособность указателя, установить шкалу тангажа на ноль;
- красная лампа сигнализации отсутствия питания на авиагоризонте АГД — 1К не горит.
Если не выполнено хотя бы одно из указанных положений, взлет производить запрещается.
Взлет самолета разрешается производить только по истечении времени готовности авиагоризонта к работе (не ранее, чем через три минуты после включения авиагоризонта).
Предупреждение. При запуске авиагоризонта АГД — 1К, а также при нормальной его работе на земле и в полете пользоваться кнопкой арретирования запрещается.
4. Рабочие углы авиагоризонта по крену и тангажу 360 гр., за исключением зоны углов
Допустимые ошибки в показаниях авиагоризонта:
- послевзлетная ошибка — не более +/- 3 гр.
- ошибки в показаниях углов крена после выполнения разворота на углы до 360 гр. — не более +/- 3 гр. (возможны отдельные отклонения до
5-6 гр.); - ошибки в показаниях углов крена и тангажа после выполнения любых фигур сложного пилотажа — не более +/- 5 гр.
5. В случае если в полете авиагоризонт АГД — 1К будет выдавать неправильные показания, пилот обязан перевести самолет в режим горизонтального полета и нажать кнопку АРРЕТИР. ТОЛЬКО ГОРИЗ. ПОЛЕТА, расположенную на лицевой части указателя горизонта. При этом должна загореться лампа арретирования на указателе, и по окончании арретирования сигнальная лампа погаснет. Убедиться в нормальной работе авиагоризонта. Дальнейший полет выполнять с повышенным вниманием, сравнивая показания авиагоризонта с показаниями прибора ЭУП и положением капота и передних частей фонаря самолета относительно естественного горизонта.
Примечание. Пользоваться кнопкой арретирования при углах тангажа более +/- 4 гр. не следует, так как после арретирования продольная коррекция гироскопа может оказаться отключенной.
Выключение авиагоризонта АГД — 1К производиться установкой на электрощитке АЗС АГД в выключенное положение.
6. При отказе авиагоризонта в полете пространственное положение самолета определять по естественному горизонту, указателю прибора ЭУП-53У в сочетании с показаниями вариометра и указателя скорости.
6.8. Электрический указатель поворота ЭУП-53У
Электрический указатель поворота ЭУП-53У предназначен для указания в полёте правильного выполнения разворота самолёта вокруг вертикальной оси с креном до 45 гр.
Он сочетает в себе указатель поворота и указатель скольжения. Разворот самолёта показывает стрелка, а скольжение — шарик.
Погрешность указателя при нормальных условиях полёта с кренами 15, 30, 45 гр. и угловыми скоростями соответственно 1,1; 2,3 и 4 град/с — +/- 1,5 гр.
6.9. Радиовысотомер РВ-5
6.9.1. Общие сведения
Радиовысотомер РВ-5 предназначен для измерения истинной высоты полёта в диапазоне
Указателем высоты является прибор УВ-5, установленный на приборной доске. На фланце прибора размещены ручка УСТАН. ВЫСОТ со встроенной в неё жёлтой сигнальной лампой и кнопка КОНТРОЛЬ со встроенной в неё красной сигнальной лампой.
Вращением ручки УСТАН. ВЫСОТ обеспечивается установка сигнализации заданной высоты, значение которой отсчитывается по треугольному индексу жёлтого цвета, перемещающемуся по шкале указателя.
В момент достижения самолётом заданной высоты загорается жёлтая лампа и одновременно в телефоны пилотов в течении
При нажатии кнопки КОНТРОЛЬ на исправном радиовысотомере на указателе устанавливается контрольная высота 15 +/- 1,5 м, при отпускании кнопки прибор показывает истинную высоту полёта (или Н=0 на земле).
Включение радиовысотомера РВ-5 и защита цепей питания выполнены с помощью АЗС радиовысотомера, установленного на электрощитке.
6.9.2. Проверка радиовысотомера перед полётом
Включить питание радиовысотомера РВ-5 с помощью АЗС РВ. При этом должна загореться красная сигнальная лампа, а стрелка указателя высоты должна переместиться в сторону цифры 750 м и уйти за чёрный сектор шкалы. После прогрева радиовысотомера красная лампа должна погаснуть, а стрелка указателя установиться на делении шкалы 0 +/- 0,8 м.
Ручкой УСТАН. ВЫСОТ установить индекс сигнализатора заданной высоты против деления шкалы 10 м.
Нажать и удерживать в нажатом положении кнопку КОНТРОЛЬ. Стрелка указателя при этом должна установиться на контрольном значении высоты 15 +/- 1,5 м.
Отпустить кнопку КОНТРОЛЬ, при этом стрелка указателя будет перемещаться к нулевому делению шкалы.
В момент, когда стрелка будет проходить деление 10 м, сработает сигнализация — загорится жёлтая сигнальная лампа на указателе высоты и в телефоны пилотов будет подаваться звуковой сигнал.
6.9.3. Применение радиовысотомера в полёте
Перед взлётом необходимо:
- включить радиовысотомер АЗС РВ. Готовность РВ-5 к работе: 2 — 3 мин;
- установить ручкой УСТАН. ВЫСОТ заданное значение сигнализируемой высоты.
В полёте радиовысотомер будет работать следующим образом:
- при подъёме самолёта на высоту более 750 м стрелка указателя прибора УВ-5 уйдёт за чёрный сектор шкалы и будет находиться там всё время полёта до снижения самолёта на высоту 750 м; в момент прохода стрелкой указателя индекса заданной высоты загорится а затем погаснет жёлтая сигнальная лампа на УВ-5, в телефоны пилотов поступит звуковой сигнал;
- при наборе самолётом высоты 1200 м и более загорится красная сигнальная лампа, встроенная в кнопку КОНТРОЛЬ, лампа погаснет при снижении самолёта ниже высоты 1200 м;
- на высотах 750 м и ниже стрелка указателя будет показывать истинную высоту полёта, а при дальнейшем снижении радиовысотомер просигнализирует момент достижения заданной высоты.
Внимание! При углах крена и тангажа больше 30 гр., показаниями РВ-5 пользоваться не рекомендуется. - после посадки выключить радиовысотомер;
- при отказе радиовысотомера в полёте на высотах ниже 750 м на указателе высоты загорается красная сигнальная лампа — сигнал неисправности. При этом радиовысотомер необходимо выключить.
6.10. Аппаратура ОСЬ-1
6.10.1. Общие сведения
Аппаратура ОСЬ-1 предназначена для выполнения захода на посадку по курсо-глиссадным системам СП-50 и ILS.
Аппаратура обеспечивает выдачу на курсовую и глиссадную стрелки прибора ПСП-48 сигналов отклонения самолёта от равносигнальных зон курса и глиссады, образуемых наземными маяками, а также сигнализацию о пролёте ближней и дальней приводных радиостанций по сигналам маркерных маяков.
Управление аппаратурой ОСЬ-1 осуществляется с блока управления, размещённого на приборной доске слева. На блоке управления размещены следующие органы управления:
- выключатель питания;
- ручка набора частоты со счётчиком;
- переключатель режима работы СП-50 — ILS;
- кнопки контроля аппаратуры.
Ручкой набора частоты обеспечивается выбор рабочей частоты курсового приёмника КРП-69 в диапазоне частот от 108,1 до 111,9 МГц с интервалом 0,2 МГц. Одновременно с установкой рабочей частоты курсового приёмника обеспечивается настройка на рабочую частоту глиссадного приёмника ГРП-66.
Маркерный радиоприёмник МРП-66 работает на фиксированной частоте 75 МГц, включается совместно со всей аппаратурой ОСЬ-1 и никаких органов управления не имеет.
В аппаратуре ОСЬ-1 имеется встроенный контроль работоспособности, осуществляемый с блока управления.
Питание аппаратуры происходит от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В. Защита — АЗС ОСЬ-1 на электрощитке.
6.10.2. Включение и проверка аппаратуры ОСЬ-1 перед полётом
Порядок включения и проверки аппаратуры следующий:
- включить на электрощитке АЗС ОСЬ-1;
- на блоке управления ОСЬ-1 поставить выключатель питания в положение ВКЛ;
- переключатель СП-50 — ILS — в положение СП-50;
- ручкой набора установить частоту по счётчику 110,3 МГц;
- нажать левую кнопку КОНТРОЛЬ. При этом должны сработать курсовой и глиссадный бленкеры прибора ПСП-48, стрелка курса должна отклониться влево и занять положение между 3 и 5 точками, а стрелка глиссады — вверх и занять положение между 3 и 5 точками. На световом табло должно светиться окошко МАРКЕР;
- нажать среднюю кнопку КОНТРОЛЬ. При этом должны сработать курсовой и глиссадный бленкеры, а стрелки курса и глиссады должны находиться в пределах белого кружка; должно светиться окошко МАРКЕР;
- нажать правую кнопку КОНТРОЛЬ. При этом должны сработать курсовой и глиссадный бленкеры прибора ПСП-48, стрелка курса должна отклониться вправо и занять положение между 3 и 5 точками, а стрелка глиссады — вниз и занять положение между 3 и 5 точками. На световом табло должно светиться окошко МАРКЕР.
6.10.3. Эксплуатация аппаратуры в полёте
Для эксплуатации аппаратуры в полёте необходимо:
- установить переключатель СП-50 — ILS в нужное положение;
- ручкой набора частоты установить по счётчику частоту курсового маяка системы посади ВПП аэродрома посадки;
- при входе в зону действия курсового и глиссадного маяков на приборе ПСП-48 сработают бленкеры, и стрелки будут показывать отклонение самолёта от равносигнальных зон курса и глиссады;
- при пролёте дальней и ближней приводных радиостанций будет загораться табло МАРКЕР в виде продолжительных импульсов (тире) над ДПРМ и коротких импульсов (точек) над БПРМ;
- после посадки самолёта выключить аппаратуру выключателем на блоке управления и АЗС ОСЬ-1 на электрощитке.
6.11. Пользование стеклоочистителем
1. Стеклоочиститель включать на скорости самолёта не более 220 км/ч. Управление стеклоочистителем осуществляется переключателем «Стеклоочист.», который установлен на левой панели приборной доски.
Переключатель «Стеклоочист.» Имеет четыре фиксированных положения: «Пуск», «1 скорость», «2 скорость», нейтральное (выключенное положение) и одно нажимное «Исход».
2. Порядок включения стеклоочистителя:
• при температуре окружающего воздуха от +30 до —20 гр. переключатель «Стеклоочист» разрешается устанавливать в любое из положений: «Пуск», «1 скорость» или «2 скорость». При этом время работы стеклоочистителя в полёте при установке переключателя в положение «Пуск» не должно превышать 5 мин; при установке переключателя в положение «1 скорость» или «2 скорость» время не ограничивается.
Примечания:
- При температуре наружного воздуха выше —20 гр. разрешается непосредственное включение стеклоочистителя на первую или вторую скорость.
- Число двойных поворотов щётки стеклоочистителя за 1 мин. при установке переключателя «Стеклоочист.» В положения:
- «1 скорость» —
64-90; - «2 скорость» —
38-60.
- «1 скорость» —
- При температуре окружающего воздуха ниже —20 гр. переключатель «Стеклоочист.» Установить в положение «Пуск» на время не более 3 мин. с последующей перестановкой его в положение «1 скорость».
Предупреждения.
- При температуре окружающего воздуха ниже —20 гр. переключатель «Стеклоочист.» устанавливать в положение «2 скорость» запрещается.
- При проверке стеклоочистителя на сухом стекле разрешается включать стеклоочиститель не более чем на 10 секунд.
3. Выключение стеклоочистителя с любой скорости производить установкой переключателя «Стеклоочист.» в нейтральное положение.
4. Возврат щётки стеклоочистителя в исходное положение производить после её останова.
Время выдержки переключателя «Стеклоочист.» в положении «Исход.» Не более
6.12. Система отопления и вентиляции
Для создания нормальных температурных условий внутри кабины самолёта имеется система отопления и вентиляции. На период зимней эксплуатации в носовой части под капотом устанавливается калорифер. Рукоятка управления подачей тёплого воздуха от калорифера находится на борту с правой стороны. Тёплый воздух в кабину подаётся из насадов обогрева, расположенных у ног пилота и на лобовые стёкла. Включение системы отопления возможно как в полёте, так и на земле после запуска двигателя.
На период летней эксплуатации калорифер снимается.
В период летней эксплуатации на самолёте используется вентиляция от скоростного напора. Насадки индивидуальной вентиляции находятся на бортах кабины слева и справа а также на потолке.
6.13. Анероидно-мембранные приборы, система полного и статического давления
6.13.1. Назначение и устройство анероидно-мембранных приборов
На самолёте для измерения высоты полёта, горизонтальной и вертикальной скоростей используются следующие анероидно-мембранные приборы, установленные на приборной доске пилота:
- высотомер ВД-10К;
- указатель скорости УС-450К;
- вариометр ВР-10МК.
Приёмник воздушных давлений ПВД-6М соединён с приборами трубопроводом полного давления (окрашенным в чёрный цвет) и статического давления (белого цвета). К статической системе подсоединены приборы УС-450К, ВД-10К и ВР-10МК, а к проводке полного давления — только указатель скорости УС-450К.
Приёмник полного давления ПВД-6М установлен на левой отъёмной части крыла на специальной штанге и вынесен вперёд на 500 мм. От лобовой кромки крыла в зону невозмущённого потока.
Приёмник ПВД-6М имеет обогревательный элемент, включение которого осуществляется с помощью АЗС ОБОГРЕВ ЧАСЫ, ПВД, который установлен на правой части электрощитка. Питание обогревательного элемента приёмника ПВД-6М производится постоянным током напряжением 27В.
6.13.2. Эксплуатация приборов в полёте
Перед полётом. Установить барометрическое давление аэродрома на шкале давления высотомера в соответствии с данными диспетчерской службы перед взлётом.
Перед взлётом. Убедиться, что показания шкалы барометрического давления высотомера соответствует атмосферному давлению на уровне аэродрома. На предварительном старте включить обогрев ПВД-6М.
В полёте:
- Вертикальную скорость в наборе высоты и на снижении контролировать по вариометру ВР-10МК а горизонтальную скорость — по указателю скорости УС-450К.
- При попадании самолета в дождь, снег, зону обледенения включить обогрев приемника ПВД-6М с помощью АЗС «ОБОГРЕВ ЧАСЫ, ПВД».
После посадки:
- При рулении после посадки выключить обогрев ПВД.
6.13.3. Эксплуатационные ограничения
1. Допустимое расхождение показаний шкалы барометрического давления с атмосферным давлением на уровне аэродрома для высотомера ВД-10К +/- 1.5 мм.рт.ст. Согласование шкал высотомера непосредственно на самолете не производить.
2. Время непрерывной работы обогревательного элемента приемника ПВД-6М на земле не более 5 минут.
6.13.4. Отказы систем питания приборов полного и статического давления. Действия пилота при этих отказах.
1. Закупорка или обледенение приемника статического давления (статических отверстий приемника ПВД-6М).
Эта неисправность при условии герметичности статической магистрали приборов обнаруживается по следующим признакам:
- стрелка вариометра ВР-10МК устанавливается в нулевое положение и не изменяет своего положения при изменении высоты полета;
- высотомер ВД-10К не изменяет своих показаний при изменении высоты полета;
- указатель скорости УС-450К при наборе высоты будет занижать свои показания, а при снижении завышать.
Действия пилота.
При отказах высотомера, указателя скорости и вариометра пилот должен проверить включение АЗС «ОБОГРЕВ ЧАСЫ, ПВД», полет продолжать используя показания авиагоризонта и радиовысотомера, Скорость полета контролируется по режиму работы двигателя с использованием показаний указателя наддува и тахометра.
2. Закупорка или обледенение приемника полного давления.
Основной причиной закупорки входного отверстия приемника ПВД-6М является обледенение носка приемника. Оно происходит при отказе электрообогревательного элемента или при его не включении. При обледенении приемника ПВД-6М может произойти закупоривание его входного отверстия, а отверстия для стока влаги останутся открытыми. В этом случае в камере полного давления приемника устанавливается давление, равное атмосферному, и приемник полного давления становится приемником статического давления.
При закупорке входного отверстия приемника ПВД-6М показания указателя скорости будут уменьшатся до нуля.
Если произошла закупорка входного отверстия и отверстий для стока влаги приемника ПВД-6М, это обнаруживается по следующим признакам:
- указатель скорости сохраняет установившиеся показания и не реагирует на изменение скорости в горизонтальном полете;
- при наборе высоты показания указателя скорости будут увеличиваться, а при снижении уменьшаться.
Действия пилота.
Проверить включение обогревательного элемента приемника ПВД-6М (АЗС "ОБОГРЕВ ЧАСЫ, ПВД должен быть включен). Если через
6.14. Светотехническое оборудование самолета
6.14.1. Наружное освещение
- Наружное освещение состоит из аэронавигационных огней, проблескового маяка и посадочно-рулежной фары.
- На самолете установлены аэронавигационные огни: бортовые и хвостовой.
- На законцовке киля самолета установлен красный проблесковый светомаяк МСЛ-3 с двумя зеркальными лампами.
- В качестве посадочно-рулежной фары на самолете используется лампа-фара СМФ-5 с двумя нитями накаливания, посадочный свет — мощностью 200 Вт и рулежный — мощностью 130 Вт. Лампа-фара установлена в носке левой консоли крыла.
- Для сигнализации на землю о выпущенном положении шасси на передней и основных стойках шасси установлены светосигнальные арматуры с лампами мощностью 10 Вт.
6.14.2. Внутреннее светотехническое оборудование
- Внутреннее светотехническое оборудование самолета состоит из освещения приборной доски и общего и местного освещения кабины экипажа.
- Для освещения приборов, щитков, пультов и надписей используется система индивидуальный светильников и подсвета надписей светильниками красного света: СТ, СВ. и АПМ.
- Светильники СТ предназначены для освещения приборов, щитков управления, панелей пультов и приборных досок заливающим красным светом. В каждом светильнике установлены две лампы СМ-28-0,05. Светильники разбиты на две группы: основное освещение (6 арматур) и аварийное освещение (2 светильника).
- Щелевой вертикальный светильник СВ служит для освещения пультов, щитков и отдельных приборов и надписей на панелях.
- Арматура подсвета АПМ используется для подсвета надписей, выполненных методом светопровода.
- Общее освещение кабины экипажа самолета осуществляется плафоном со стеклом молочного цвета, установленным на потолке кабины.
- Местное освещение рабочего места левого пилота выполнена светильником заливающего белого света.
Светильник позволяет вести записи, работать с картой и другими полетными документами.
6.14.3. Эксплуатация светотехнического оборудования в ночных полетах
- Перед запуском двигателя включить общее освещение кабины экипажа, освещение приборной доски и АНО.
- После запуска двигателя и включения генератора включить проблесковый маяк МСЛ-3.
- С помощью реостатов подобрать яркость, необходимую для нормального считывания приборов и надписей.
Примечание. Подсветка шкал приборов не должна ослеплять пилотов и создавать яркие блики на стеклах приборах, фонаре и дверях кабины. - Перед самым началом руления включить малый свет посадочно-рулежной фары.
- На земле перед взлетом выключить плафон общего освещения кабины экипажа, если он не был выключен перед началом руления. Еще раз уточнить регулировку яркости освещения приборной доски.
- Пред началом взлета переключить малый свет на большой.
- При достижении высоты
50-150 метров выключить фару. - Отрегулировать яркость освещения приборной доски исходя из условий адаптации глаз к наружному световому фону (освещенный город, посадочные огни, свет луны и т.п.).
- При ведении записей в полетной документации или при пользовании карты использовать светильник заливающего света.
- При снижении с эшелона отрегулировать кабинное освещение исходя из условий посадки:
- уменьшить яркость освещения приборов;
- выключить плафон и светильник.
- После четвертого разворота на высоте
150-100 метров включить большой свет фары. - В конце пробега переключить фару на малый свет.
- После заруливания на стоянку выключить фару, АНО, проблесковый маяк.
- После окончания всех послеполетных работ выключить освещение приборной доски и общее освещение кабины экипажа.