Руководство по летной эксплуатации
Пилотирование вертолета в зоне при выполнении вертикальных и горизонтальных маневров
Пилотаж в зоне выполняется в целях отработки навыков в боевом маневрировании на высотах
Выполнение разворотов и виражей
Развороты и виражи необходимо выполнять на скоростях, разрешенных для горизонтального полета, с креном не более 30°. Развороты и виражи с кренами свыше 30°, но не более 45° разрешается выполнять в диапазоне скоростей
Перед вводом в вираж необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем координированным движением ручки управления и педалей в сторону желаемого разворота ввести вертолет в вираж с одновременным увеличением режима работы двигателей до величины, необходимой для выдерживания заданных высоты и скорости.
Для сохранения заданных значений скорости полета ручку управления в процессе выполнения виража отклонять на себя, создавая равномерную угловую скорость вращения вертолета. При выполнении виража шарик указателя скольжения удерживается в центре отклонением педали в сторону разворота.
Величину крена при вводе в вираж контролировать по авиагоризонту.
В процессе выполнения виража отклонением ручки в поперечном отношении удерживать заданный крен вертолета, контролируя его величину по авиагоризонту и положению остекления кабины относительно горизонта.
Выполнение виража в горизонтальной плоскости контролировать по показаниям вариометра, не допуская снижения или набора высоты.
Примечание. На вертолетах существуют особенности при выполнении левого и правого виражей.
На правом вираже у вертолета появляется тенденция к увеличению угла тангажа и уменьшению скорости, к снижению и увеличению крена. Поэтому при вводе вертолета в правый вираж одновременно с координированным отклонением ручки и педали в сторону виража необходимо для сохранения угла тангажа, скорости и высоты ручку управления отклонять также и от себя. В процессе выполнения виража необходимо отклонением ручки управления в противоположную крену сторону удерживать постоянный угол крена. На левом вираже у вертолета появляется тенденция к уменьшению угла тангажа и увеличению скорости, к набору высоты и уменьшению крена. Поэтому при вводе в левый вираж одновременно с координированным отклонением ручки управления и педали в сторону виража необходимо для сохранения постоянного угла тангажа ручку управления отклонять несколько на себя. В процессе выполнения виража отклонением ручки в сторону крена удерживать постоянный крен.
За
Выход в горизонтальный полет контролировать по показаниям вариометра. Стремление к набору высоты или снижению парировать соответствующим отклонением рычага «шаг-газ» и ручки управления.
Примечание. Следует помнить, что уменьшение общего шага приводит к появлению пикирующего момента, а увеличение — к появлению кабрирующего момента.
Выполнение горки
Горку разрешается выполнять со скоростей не более 180 км/ч с углом тангажа не более 20°. Горку в учебных целях рекомендуется выполнять с режима горизонтального полета на скоростях по прибору
Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Следует избегать резких отклонений ручки управления на себя на скоростях полета, близких к максимальной, так как это может привести к выходу вертолета на большие углы тангажа и уменьшению запасов продольного управления при выводе из горки.
Зафиксировать заданный угол тангажа плавным отклонением ручки управления от себя и выполнить горку. Возникшую при вводе в горку разбалансировку вертолета парировать отклонением ручки управления. По мере уменьшения скорости отклонением правой педали парировать стремление вертолета к развороту влево, контролируя правильность выдерживания направления по взаимному расположению ориентиров и остекления кабины. По достижении скорости
При запаздывании вертолета в выходе из горки необходимо одновременно с отклонением ручки управления от себя уменьшить общий шаг несущего винта.
В процессе выполнения горки не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч. Стремление вертолета опустить нос ниже горизонта и перейти на планирование при выводе из горки парировать взятием ручки управления на себя на 1/2—1/3 хода от нейтрали и увеличением общего шага несущего винта.
Увеличить скорость полета для выполнения следующего захода.
Выполнение горки с увеличением режима работы двигателей
Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение
Возникшую при вводе в горку разбалансировку вертолета парировать отклонением ручки управления. По мере уменьшения скорости отклонением правой педали парировать стремление вертолета к развороту влево, контролируя правильность выдерживания направления по взаимному расположению ориентиров и остекления кабины.
При достижении скорости
В процессе выполнения горки не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч. Стремление вертолета опустить нос ниже горизонта и перейти на планирование при выводе из горки парировать взятием ручки управления на себя на 1/2—1/3 хода от нейтрального положения и увеличением общего шага несущего винта.
Увеличить скорость полета для выполнения следующего захода.
Выполнение горки с разворотом на 180°
Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение
В процессе выполнения разворота взятием ручки управления на себя парировать стремление вертолета к опусканию носа, а отклонением ручки в сторону, противоположную развороту, удерживать вертолет от увеличения крена.
Величину крена при выполнении разворота выдерживать по взаимному расположению естественного горизонта и остеклению кабины, контролируя его величину по авиагоризонту.
По достижении угла разворота
Увеличить режим работы двигателей и разогнать вертолет до скорости
Примечание. При уменьшении режима работы двигателей в верхней точке горки вертолет с фиксированным путевым управлением имеет тенденцию к развороту вправо с угловой скоростью, определяемой степенью дросселирования двигателей (10—30°/с), поэтому техника пилотирования вертолета при выполнении правого разворота более простая, так как не требует перекладки педалей путевого управления в процессе разворота.
Выполнение боевого разворота
Боевой разворот разрешается выполнять со скоростей не более 180 км/ч. В учебных целях боевой разворот рекомендуется выполнять с режима горизонтального полета на скоростях
Перед выполнением боевого разворота необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение
Вертолет в процессе разворота стремится увеличить угол крена, поэтому отклонением ручки управления необходимо парировать это стремление. Максимальная величина угла крена не должна превышать 30°.
За
По мере овладения техникой выполнения боевого разворота угол тангажа при вводе в фигуру увеличить до
Выполнение пикирования
Пикирование разрешается выполнять с углом не более 20° и увеличением скорости не более 180 км/ч по прибору.
В учебных целях пикирование рекомендуется выполнять с горизонтального полета на высотах
Перед выполнением пикирования необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на пикирование с углом, не превышающим 20°. Заданный угол пикирования выдерживать соответствующим отклонением ручки управления. Контроль за величиной угла пикирования осуществлять по авиагоризонту.
При достижении на пикировании скорости 120— 140 км/ч по прибору отклонением ручки управления на себя и увеличением режима работы двигателей перевести вертолет в горизонтальный полет, не допуская превышения скорости полета более 180 км/ч по прибору и вертикальной скорости снижения более 15 м/с.
Примечание. При выводе вертолета в горизонтальный полет из пикирования с углом 20° ручкой управления с одновременным увеличением режима работы двигателей до взлетного на скорости 180 км/ч по прибору возникает «просадка» вертолета