Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Пилотирование вертолета в зоне при выполнении вертикальных и горизонтальных маневров

Пилотаж в зоне выполняется в целях отработки навыков в боевом маневрировании на высотах 500–700 м (но не менее 200 м). Взлетная масса вертолета при этом должна быть не более 3550 кг.


Выполнение разворотов и виражей

Развороты и виражи необходимо выполнять на скоростях, разрешенных для горизонтального полета, с креном не более 30°. Развороты и виражи с кренами свыше 30°, но не более 45° разрешается выполнять в диапазоне скоростей 100–150 км/ч.

Перед вводом в вираж необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем координированным движением ручки управления и педалей в сторону желаемого разворота ввести вертолет в вираж с одновременным увеличением режима работы двигателей до величины, необходимой для выдерживания заданных высоты и скорости.

Для сохранения заданных значений скорости полета ручку управления в процессе выполнения виража отклонять на себя, создавая равномерную угловую скорость вращения вертолета. При выполнении виража шарик указателя скольжения удерживается в центре отклонением педали в сторону разворота.

Величину крена при вводе в вираж контролировать по авиагоризонту.

В процессе выполнения виража отклонением ручки в поперечном отношении удерживать заданный крен вертолета, контролируя его величину по авиагоризонту и положению остекления кабины относительно горизонта.

Выполнение виража в горизонтальной плоскости контролировать по показаниям вариометра, не допуская снижения или набора высоты.

Примечание. На вертолетах существуют особенности при выполнении левого и правого виражей.

На правом вираже у вертолета появляется тенденция к увеличению угла тангажа и уменьшению скорости, к снижению и увеличению крена. Поэтому при вводе вертолета в правый вираж одновременно с координированным отклонением ручки и педали в сторону виража необходимо для сохранения угла тангажа, скорости и высоты ручку управления отклонять также и от себя. В процессе выполнения виража необходимо отклонением ручки управления в противоположную крену сторону удерживать постоянный угол крена. На левом вираже у вертолета появляется тенденция к уменьшению угла тангажа и увеличению скорости, к набору высоты и уменьшению крена. Поэтому при вводе в левый вираж одновременно с координированным отклонением ручки управления и педали в сторону виража необходимо для сохранения постоянного угла тангажа ручку управления отклонять несколько на себя. В процессе выполнения виража отклонением ручки в сторону крена удерживать постоянный крен.

За 20–30° до окончания виража начать вывод вертолета из крена с одновременным уменьшением режима работы двигателей.

Выход в горизонтальный полет контролировать по показаниям вариометра. Стремление к набору высоты или снижению парировать соответствующим отклонением рычага «шаг-газ» и ручки управления.

Примечание. Следует помнить, что уменьшение общего шага приводит к появлению пикирующего момента, а увеличение — к появлению кабрирующего момента.


Выполнение горки

Горку разрешается выполнять со скоростей не более 180 км/ч с углом тангажа не более 20°. Горку в учебных целях рекомендуется выполнять с режима горизонтального полета на скоростях по прибору 150–170 км/ч.

Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3–4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/3—1/4 хода создать заданный угол тангажа, контролируя его величину по авиагоризонту.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Следует избегать резких отклонений ручки управления на себя на скоростях полета, близких к максимальной, так как это может привести к выходу вертолета на большие углы тангажа и уменьшению запасов продольного управления при выводе из горки.

Зафиксировать заданный угол тангажа плавным отклонением ручки управления от себя и выполнить горку. Возникшую при вводе в горку разбалансировку вертолета парировать отклонением ручки управления. По мере уменьшения скорости отклонением правой педали парировать стремление вертолета к развороту влево, контролируя правильность выдерживания направления по взаимному расположению ориентиров и остекления кабины. По достижении скорости 60–70 км/ч энергично отклонить ручку управления от себя и выйти в горизонтальный полет.

При запаздывании вертолета в выходе из горки необходимо одновременно с отклонением ручки управления от себя уменьшить общий шаг несущего винта.

В процессе выполнения горки не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч. Стремление вертолета опустить нос ниже горизонта и перейти на планирование при выводе из горки парировать взятием ручки управления на себя на 1/2—1/3 хода от нейтрали и увеличением общего шага несущего винта.

Увеличить скорость полета для выполнения следующего захода.


Выполнение горки с увеличением режима работы двигателей

Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3–4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/3—1/4 хода создать заданный угол тангажа, контролируя его величину по авиагоризонту, с одновременным плавным увеличением общего шага до выхода двигателей на взлетную мощность, не допуская перетяжеления несущего винта и падения оборотов ниже 79%. Зафиксировать заданный угол тангажа отдачей ручки от себя и выполнить горку.

Возникшую при вводе в горку разбалансировку вертолета парировать отклонением ручки управления. По мере уменьшения скорости отклонением правой педали парировать стремление вертолета к развороту влево, контролируя правильность выдерживания направления по взаимному расположению ориентиров и остекления кабины.

При достижении скорости 60–70 км/ч одновременным отклонением ручки управления от себя и уменьшением общего шага перевести вертолет в горизонтальный полет.

В процессе выполнения горки не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч. Стремление вертолета опустить нос ниже горизонта и перейти на планирование при выводе из горки парировать взятием ручки управления на себя на 1/2—1/3 хода от нейтрального положения и увеличением общего шага несущего винта.

Увеличить скорость полета для выполнения следующего захода.


Выполнение горки с разворотом на 180°

Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3–4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/3—1/4 хода создать заданный угол тангажа, контролируя его величину по авиагоризонту. Зафиксировать заданный угол тангажа плавным отклонением ручки от себя и выполнить горку. При достижении скорости 60–70 км/ч плавным отклонением ручки управления от себя начать вывод вертолета из горки с одновременным уменьшением режима работы двигателей и разворотом в желаемую сторону с креном до 30°.

В процессе выполнения разворота взятием ручки управления на себя парировать стремление вертолета к опусканию носа, а отклонением ручки в сторону, противоположную развороту, удерживать вертолет от увеличения крена.

Величину крена при выполнении разворота выдерживать по взаимному расположению естественного горизонта и остеклению кабины, контролируя его величину по авиагоризонту.

По достижении угла разворота 150–160° начать вывод вертолета из крена с таким расчетом, чтобы к моменту разворота на 180° вертолет находился в горизонтальном полете. Ручкой управления в продольном отношении и рычагом «шаг-газ» удерживать вертолет от снижения или набора высоты.

Увеличить режим работы двигателей и разогнать вертолет до скорости 120–140 км/ч или до скорости, необходимой для выполнения следующего маневра.

Примечание. При уменьшении режима работы двигателей в верхней точке горки вертолет с фиксированным путевым управлением имеет тенденцию к развороту вправо с угловой скоростью, определяемой степенью дросселирования двигателей (10—30°/с), поэтому техника пилотирования вертолета при выполнении правого разворота более простая, так как не требует перекладки педалей путевого управления в процессе разворота.


Выполнение боевого разворота

Боевой разворот разрешается выполнять со скоростей не более 180 км/ч. В учебных целях боевой разворот рекомендуется выполнять с режима горизонтального полета на скоростях 150–170 км/ч по прибору.

Перед выполнением боевого разворота необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3–4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/4—1/3 хода создать угол тангажа 10–15° по авиагоризонту с одновременным плавным созданием крена 15–20° по авиагоризонту отклонением ручки управления в сторону желаемого разворота. В процессе создания угла тангажа увеличить режим работы двигателей до взлетного, избегая перетяжеления несущего винта и падения оборотов ниже 79%.

Вертолет в процессе разворота стремится увеличить угол крена, поэтому отклонением ручки управления необходимо парировать это стремление. Максимальная величина угла крена не должна превышать 30°.

За 40–60° до окончания разворота отклонением ручки управления и педали уменьшить крен и угол тангажа с таким расчетом, чтобы к моменту разворота на 180° вертолет находился в режиме горизонтального полета. В процессе выполнения боевого разворота не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч.

По мере овладения техникой выполнения боевого разворота угол тангажа при вводе в фигуру увеличить до 15–20°, а крен в процессе разворота создавать до 45° в диапазоне скоростей 100–150 км/ч. Техника выполнения боевого разворота при таких параметрах остается прежней.


Выполнение пикирования

Пикирование разрешается выполнять с углом не более 20° и увеличением скорости не более 180 км/ч по прибору.

В учебных целях пикирование рекомендуется выполнять с горизонтального полета на высотах 800–500 м и скоростях 60–100 км/ч.

Перед выполнением пикирования необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на пикирование с углом, не превышающим 20°. Заданный угол пикирования выдерживать соответствующим отклонением ручки управления. Контроль за величиной угла пикирования осуществлять по авиагоризонту.

При достижении на пикировании скорости 120— 140 км/ч по прибору отклонением ручки управления на себя и увеличением режима работы двигателей перевести вертолет в горизонтальный полет, не допуская превышения скорости полета более 180 км/ч по прибору и вертикальной скорости снижения более 15 м/с.

Примечание. При выводе вертолета в горизонтальный полет из пикирования с углом 20° ручкой управления с одновременным увеличением режима работы двигателей до взлетного на скорости 180 км/ч по прибору возникает «просадка» вертолета 40–60 м.


Вертолет Ми-2