Руководство по летной эксплуатации
Посадка вертолета
На вертолете возможны следующие виды посадок:
- вертикальная посадка с работающими двигателями;
- посадка с работающими двигателями с поступательной скоростью;
- посадка с одним работающим двигателем;
- посадка на режиме самовращения несущего винта с выключенными двигателями с использованием общего шага несущего винта при приземлении.
Все посадки необходимо по возможности выполнять против ветра.
Перед посадкой необходимо проверить готовность экипажа к ней по контрольной карте (приложение 7).
Вертикальная посадка с работающими двигателями
Вертикальная посадка с работающими двигателями является основным видом посадки для вертолета.
Посадку выполнять против ветра (при необходимости или по тактическим соображениям допускается посадка при боковом ветре до 7 м/с и попутном ветре до 5 м/с). Планирование перед посадкой производить на скорости по прибору 110 км/ч.
С высоты 100 м плавно отклонить ручку управления на себя и произвести уменьшение поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте
С высоты
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В связи с повышенным временем приемистости турбовинтовых двигателей увеличение их мощности для торможения вертолета начинать заблаговременно, режим работы двигателей рычагом «шаг-газ» увеличивать плавно, сохраняя обороты несущего винта в допустимых пределах. Запаздывание с увеличением мощности двигателей и резкое увеличение режима их работы непосредственно перед зависанием может привести к перетяжелению несущего винта и грубой посадке.
Плавно уменьшить общий шаг несущего винта, так чтобы вертикальная скорость снижения до момента касания колесами земли не превышала 0,2 м/с. Не допускать боковых перемещений вертолета перед приземлением. Уменьшить общий шаг несущего винта до минимального, предварительно убедившись, что вертолет устойчиво стоит на грунте.
Примечание. При посадке с боковым ветром удерживать вертолет от смещений отклонением ручки управления в сторону ветра до момента приземления.
После заруливания на стоянку поставить вертолет на стояночный тормоз и выключить потребители электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки. Установить рукоятку коррекции в крайнее левое положение и на режиме малого газа в течение
Перед выходом из кабины поставить на тормоз несущий винт, выключить АЗС всех потребителей и выключить источники питания (см. «Останов двигателя»).
Примечание. Для ухода на второй круг (при невозможности выполнения посадки на выбранную площадку) необходимо рычагом «шаг-газ» увеличить общий шаг несущего винта и отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на разгон с плавным набором высоты, с тем чтобы на высоте
Посадка вертолета с работающими двигателями с поступательной скоростью (по самолетному)
Посадка с работающими двигателями с поступательной скоростью выполняется в случае невозможности произвести зависание из-за недостатка располагаемой мощности двигателей и в учебных целях.
Посадка может производиться на аэродром или ровную проверенную площадку при условии безопасности подхода. Для выполнения посадки по самолетному планирование после четвертого разворота производить со скоростью 110 км/ч по прибору.
С высоты
Плавно приземлить вертолет на основные колеса с последующим опусканием переднего колеса и уменьшением общего шага несущего винта до минимального.
Торможение вертолета для уменьшения длины пробега производить несущим винтом, отклоняя ручку управления на себя, и тормозами колес.
Посадка на режиме самовращения несущего винта
Посадка на режиме самовращения несущего винта при неработающих двигателях производится при одновременном отказе двух двигателей в полете, поломке трансмиссии, при которой не нарушается вращение несущего винта, и в учебных целях.
Посадка на режиме самовращения несущего винта может выполняться двумя способами: с поступательной, скоростью приземления
Посадка с поступательной скоростью приземления
Для посадки с выключенными двигателями в учебных целях необходимо:
- на высоте
400–500 м произвести расчет на посадку; - перевести вертолет на снижение на скорости 100 км/ч по прибору;
- уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и повернуть рукоятку коррекции влево до упора;
- убедиться, что вертолет устойчиво снижается с вертикальной скоростью
7–8 м/с и обороты несущего винта установилась в пределах 79+1 —84%: - выключить на высоте не менее
250–300 м оба двигателя закрытием стоп-кранов, предварительно убедившись в точности расчета.
На установившемся планировании триммерами сбалансировать вертолет и выдерживать:
- скорость планирования 100 км/ч по прибору;
- обороты несущего винта 79+1-84%
Заход на посадку производить против ветра или при ветре не более 5 м/с. C высоты
С высоты
Вертолет приземляется на основные колеса на скорости
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При начале увеличения общего шага несущего винта на высоте более 15 м или менее 10 м возможна грубая посадка. Поэтому при начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте более 15 м необходимо кратковременно задержать увеличение общего шага и вновь возобновить его на меньшей высоте, но с большим темпом. При начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте менее 10 м время увеличения общего шага должно быть минимальным и составлять 1 с.
Посадка на режиме самовращения несущего винта с отказавшими двигателями с малой поступательной скоростью приземления по технике пилотирования сложна и может производиться только на неподготовленные или малоразмерные площадки.
Порядок выполнения таких посадок изложен в гл. V настоящей Инструкции (см. «Отказ в полете двух двигателей»).
Посадка с одним работающим двигателем
Посадка с одним работающим двигателем может производиться в случае отказа одного из двигателей и с учебной целью.
Посадку с учебной целью рекомендуется выполнять при массе вертолета не более 3300 кг.
Для выполнения учебной посадки с одним работающим двигателем необходимо:
- на высоте
500–700 м установить скорость 100 км/ч по прибору и на этой скорости выключить один двигатель, как указано выше (см. «Полет с одним работающим двигателем»); - выполнить заход на посадку против ветра, произвести снижение на скорости 100 км/ч до высоты 100 м;
- с высоты 100 м установить скорость планирования
80–70 км/ч, вертикальную скорость снижения2–3 м/с; - с высоты
40–30 м начать уменьшать поступательную скорость и одновременно вывести рычагом «шаг-газ» работающий двигатель на взлетный режим с таким расчетом, чтобы к моменту подхода вертолета к земле на высоте15–10 м вертикальная скорость снижения была3,5–4 м/с (поступательная скорость при этом будет30–20 км/ч); - с высоты
5–6 м уменьшать вертикальную скорость взятием рычага «шаг-газ» вверх до10–12° по УШВ за 1,5—2с с таким расчетом, чтобы погасить ее к моменту приземления вертолета. Стремление вертолета к развороту влево при увеличении общего шага парировать отклонением педалей. Перед приземлением придать вертолету посадочный угол тангажа. После приземления уменьшить общий шаг несущего винта. При необходимости использовать тормоза колес.
Обучение посадке с одним работающим двигателем надо начинать на малых
В процессе отработки посадок с одним работающим двигателем вертикальную скорость снижения на высоте
Высота начала гашения вертикальной скорости перед приземлением во всех случаях должна соответствовать 1,5 Vy.
Примечание. Посадка вертолета с одним работающим двигателем с вертикальной скоростью снижения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При выполнении посадки с одним работающим двигателем увеличивать вертикальную скорость снижения более 4 м/с запрещается.