Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Посадка вертолета

На вертолете возможны следующие виды посадок:

  • вертикальная посадка с работающими двигателями;
  • посадка с работающими двигателями с поступательной скоростью;
  • посадка с одним работающим двигателем;
  • посадка на режиме самовращения несущего винта с выключенными двигателями с использованием общего шага несущего винта при приземлении.

Все посадки необходимо по возможности выполнять против ветра.

Перед посадкой необходимо проверить готовность экипажа к ней по контрольной карте (приложение 7).


Вертикальная посадка с работающими двигателями

Вертикальная посадка с работающими двигателями является основным видом посадки для вертолета.

Посадку выполнять против ветра (при необходимости или по тактическим соображениям допускается посадка при боковом ветре до 7 м/с и попутном ветре до 5 м/с). Планирование перед посадкой производить на скорости по прибору 110 км/ч.

С высоты 100 м плавно отклонить ручку управления на себя и произвести уменьшение поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 50–60 м скорость по прибору составляла 50–60 км/ч.

С высоты 5–8 м плавным перемещением ручки управления на себя и одновременным увеличением общего шага несущего винта погасить поступательную и вертикальную скорости вертолета с таким расчетом, чтобы произвести зависание на высоте 2–3 м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В связи с повышенным временем приемистости турбовинтовых двигателей увеличение их мощности для торможения вертолета начинать заблаговременно, режим работы двигателей рычагом «шаг-газ» увеличивать плавно, сохраняя обороты несущего винта в допустимых пределах. Запаздывание с увеличением мощности двигателей и резкое увеличение режима их работы непосредственно перед зависанием может привести к перетяжелению несущего винта и грубой посадке.

Плавно уменьшить общий шаг несущего винта, так чтобы вертикальная скорость снижения до момента касания колесами земли не превышала 0,2 м/с. Не допускать боковых перемещений вертолета перед приземлением. Уменьшить общий шаг несущего винта до минимального, предварительно убедившись, что вертолет устойчиво стоит на грунте.

Примечание. При посадке с боковым ветром удерживать вертолет от смещений отклонением ручки управления в сторону ветра до момента приземления.

После заруливания на стоянку поставить вертолет на стояночный тормоз и выключить потребители электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки. Установить рукоятку коррекции в крайнее левое положение и на режиме малого газа в течение 4–5 мин охладить двигатели. Установить ручку управления в положение на себя на одно деление по указателю триммера и стоп-краном выключить оба двигателя. После остановки двигателей закрыть пожарные краны и выключить подкачивающие насосы.

Перед выходом из кабины поставить на тормоз несущий винт, выключить АЗС всех потребителей и выключить источники питания (см. «Останов двигателя»).

Примечание. Для ухода на второй круг (при невозможности выполнения посадки на выбранную площадку) необходимо рычагом «шаг-газ» увеличить общий шаг несущего винта и отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на разгон с плавным набором высоты, с тем чтобы на высоте 25–50 м скорость полета составляла 90–110 км/ч по прибору.


Посадка вертолета с работающими двигателями с поступательной скоростью (по самолетному)

Посадка с работающими двигателями с поступательной скоростью выполняется в случае невозможности произвести зависание из-за недостатка располагаемой мощности двигателей и в учебных целях.

Посадка может производиться на аэродром или ровную проверенную площадку при условии безопасности подхода. Для выполнения посадки по самолетному планирование после четвертого разворота производить со скоростью 110 км/ч по прибору.

С высоты 50–60 м уменьшать скорость планирования взятием ручки управления на себя так, чтобы на высоте 20–30 м приборная скорость уменьшилась до 60–70 км/ч. Снижение с высоты 20–30 м выполнять с постепенным уменьшением поступательной скорости полета и вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы при выходе на высоту 1–0,5 м скорость полета была 30–50 км/ч, а вертикальная скорость снижения 0,1–0,2 м/с.

Плавно приземлить вертолет на основные колеса с последующим опусканием переднего колеса и уменьшением общего шага несущего винта до минимального.

Торможение вертолета для уменьшения длины пробега производить несущим винтом, отклоняя ручку управления на себя, и тормозами колес.


Посадка на режиме самовращения несущего винта

Посадка на режиме самовращения несущего винта при неработающих двигателях производится при одновременном отказе двух двигателей в полете, поломке трансмиссии, при которой не нарушается вращение несущего винта, и в учебных целях.

Посадка на режиме самовращения несущего винта может выполняться двумя способами: с поступательной, скоростью приземления 40–60 км/ч и с малой скоростью приземления 20–30 км/ч.

Посадка с поступательной скоростью приземления 40–60 км/ч по технике пилотирования проще и может применяться в учебных целях.

Для посадки с выключенными двигателями в учебных целях необходимо:

  • на высоте 400–500 м произвести расчет на посадку;
  • перевести вертолет на снижение на скорости 100 км/ч по прибору;
  • уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и повернуть рукоятку коррекции влево до упора;
  • убедиться, что вертолет устойчиво снижается с вертикальной скоростью 7–8 м/с и обороты несущего винта установилась в пределах 79+1 —84%:
  • выключить на высоте не менее 250–300 м оба двигателя закрытием стоп-кранов, предварительно убедившись в точности расчета.

На установившемся планировании триммерами сбалансировать вертолет и выдерживать:

  • скорость планирования 100 км/ч по прибору;
  • обороты несущего винта 79+1-84%

Заход на посадку производить против ветра или при ветре не более 5 м/с. C высоты 80–70 м ручкой управления произвести плавное торможение вертолета до скорости 80–70 км/ч и на этой скорости произвести снижение до высоты 15–10 м.

С высоты 15–10 м погасить вертикальную и поступательную скорости снижения энергичным непрерывным движением рычага «шаг-газ» вверх до 10–12° по УШВ за время 2,5–1,5 с и небольшой отдачей ручки управления от себя создать посадочный угол тангажа, исключающий касание хвостовой опорой грунта.

Вертолет приземляется на основные колеса на скорости 40–60 км/ч. После приземления уменьшить общий шаг несущего винта до минимального; для сокращения длины пробега использовать тормоза колес.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При начале увеличения общего шага несущего винта на высоте более 15 м или менее 10 м возможна грубая посадка. Поэтому при начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте более 15 м необходимо кратковременно задержать увеличение общего шага и вновь возобновить его на меньшей высоте, но с большим темпом. При начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте менее 10 м время увеличения общего шага должно быть минимальным и составлять 1 с.

Посадка на режиме самовращения несущего винта с отказавшими двигателями с малой поступательной скоростью приземления по технике пилотирования сложна и может производиться только на неподготовленные или малоразмерные площадки.

Порядок выполнения таких посадок изложен в гл. V настоящей Инструкции (см. «Отказ в полете двух двигателей»).


Посадка с одним работающим двигателем

Посадка с одним работающим двигателем может производиться в случае отказа одного из двигателей и с учебной целью.

Посадку с учебной целью рекомендуется выполнять при массе вертолета не более 3300 кг.

Для выполнения учебной посадки с одним работающим двигателем необходимо:

  • на высоте 500–700 м установить скорость 100 км/ч по прибору и на этой скорости выключить один двигатель, как указано выше (см. «Полет с одним работающим двигателем»);
  • выполнить заход на посадку против ветра, произвести снижение на скорости 100 км/ч до высоты 100 м;
  • с высоты 100 м установить скорость планирования 80–70 км/ч, вертикальную скорость снижения 2–3 м/с;
  • с высоты 40–30 м начать уменьшать поступательную скорость и одновременно вывести рычагом «шаг-газ» работающий двигатель на взлетный режим с таким расчетом, чтобы к моменту подхода вертолета к земле на высоте 15–10 м вертикальная скорость снижения была 3,5–4 м/с (поступательная скорость при этом будет 30–20 км/ч);
  • с высоты 5–6 м уменьшать вертикальную скорость взятием рычага «шаг-газ» вверх до 10–12° по УШВ за 1,5—2с с таким расчетом, чтобы погасить ее к моменту приземления вертолета. Стремление вертолета к развороту влево при увеличении общего шага парировать отклонением педалей. Перед приземлением придать вертолету посадочный угол тангажа. После приземления уменьшить общий шаг несущего винта. При необходимости использовать тормоза колес.

Обучение посадке с одним работающим двигателем надо начинать на малых (2–2,5 м/с) вертикальных скоростях снижения с высоты 15–10 м, на скоростях планирования 50–40 км/ч. При выполнении такой посадки гашение вертикальной скорости отклонением рычага «шаг-газ» вверх начинать с высоты 3–4 м.

В процессе отработки посадок с одним работающим двигателем вертикальную скорость снижения на высоте 15–10 м постепенно увеличивать до 3,5–4 м/с.

Высота начала гашения вертикальной скорости перед приземлением во всех случаях должна соответствовать 1,5 Vy.

Примечание. Посадка вертолета с одним работающим двигателем с вертикальной скоростью снижения 3,5–4 м/с происходит практически без пробега.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При выполнении посадки с одним работающим двигателем увеличивать вертикальную скорость снижения более 4 м/с запрещается.


Вертолет Ми-2