Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью


Общие положения

Пилотажно-навигационное оборудование, установленное на вертолете, позволяет выполнять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью на аэродромах, имеющих радио- и светотехническое оборудование, при минимуме погоды, установленном приказами главнокомандующего ВВС.

Полеты в облаках разрешается выполнять до высоты 2500 м.

Пилотирование вертолета Ми-2 по приборам в закрытой кабине и в сложных метеорологических условиях днем и ночью в принципе не отличается от пилотирования других типов вертолетов, но вместе с тем вертолет Ми-2 имеет ряд особенностей, к которым относятся:

  • несоразмерность малых усилий на ручке управления с сравнительно большими усилиями на педалях, что требует от летчика повышенного внимания к координации отклонений органов управления при выполнении эволюции;
  • колебания конструкции вертолета в горизонтальной плоскости («подсев»);
  • значительное время приемистости двигателей ГТД-350 (10–15 с), что не допускает энергичного перемещения рычага «шаг-газ», так как при энергичном перемещении рычага возможно уменьшение оборотов несущего винта ниже допустимых и потеря высоты полета, что особенно опасно вблизи земли;
  • затруднение в выдерживании заданного режима полета в неспокойном воздухе, особенно по скорости и курсу;
  • отсутствие автоматического стабилизирующего устройства в системе управления вертолетом, что приводит к необходимости постоянного вмешательства летчика в управление, поэтому значительно затрудняются вычисления для уточнения навигационного расчета и перестройка радиокомпаса;
  • запаздывание реакции вертолета на продольные отклонения ручки управления, которое возрастает с высотой и затрудняет пилотирование вертолета по приборам на больших высотах;
  • наличие системы автоматического поддержания оборотов несущего винта в заданных пределах, что облегчает пилотирование вертолета на установившихся и переходных режимах полета.

Перед выполнением полетов в сложных метеорологических условиях летчик должен тщательно изучить метеообстановку, обратив особое внимание на наличие обледенения, скорость и направление ветра на высоте полета.

Полеты в облаках выполнять на следующих режимах:

  • набор высоты на скорости 110–120 км/ч по прибору с вертикальной скоростью 3–4 м/с;
  • горизонтальный полет: до высоты 1000 м — на скорости 100–180 км/ч по прибору, до высоты 2000 м— на скорости 100–150 км/ч по прибору, свыше 2000 м — на скорости 100–120 км/ч по прибору;
  • длительный горизонтальный полет: до высоты 1000 м — на скорости 160–180 км/ч по прибору, до высоты 2000 м — на скорости 140–150 км/ч по прибору, свыше 2000 м — на скорости 110–120 км/ч по прибору;
  • планирование на скорости 110–140 км/ч по прибору с вертикальной скоростью снижения не более 4 м/с;
  • развороты и виражи — с креном не более 15°.

Скорость горизонтального полета при заходе на посадку в облаках 150 км/ч по прибору.

Максимальная высота полета в облаках 2500 м.

В облаках вертолет пилотировать по авиагоризонту и указателю ГИК-1 с периодическим контролем режима полета по указателю скорости, вариометру, высотомеру и указателю скольжения. Для предупреждения резкого изменения балансировки вертолета и скорости полета пилотирование по приборам производить плавными и координированными движениями. Пилотируя вертолет в облаках, летчик обязан постоянно контролировать правильность показаний основных пилотажных приборов по дублирующим в целях своевременного определения возможных отказов в их работе.

Отказ авиагоризонта может быть обнаружен по указателю скорости, показаниям вариометра и ГИК-1. Отказ барометрических приборов можно обнаружить по показаниям авиагоризонта.

При отказе одного или нескольких приборов перейти к пилотированию по дублирующим приборам, доложить руководителю полетов и действовать по его указанию.

При полете по приборам летчик обязан чаще обычного контролировать курс полета, так как даже при небольшом крене, практически незаметном по авиагоризонту, вертолет уходит с курса.


Пилотирование вертолета днем и ночью в сложных метеорологических условиях

Перед выруливанием летчик обязан проверить, включены ли все необходимые для выполнения полета АЗС и включатели, убедиться в нормальной работе авиагоризонта, радиокомпаса АРК-9, компаса ГИК-1, радиовысотомера, стеклоочистителей; проверить завод часов и установку точного времени.

Давление на барометрическом высотомере при нулевой установке стрелок должно соответствовать фактическому давлению на уровне аэродрома.

Гироскопические приборы должны быть включены за 3–5 мин до взлета.

При отрицательных температурах наружного воздуха во избежание запотевания и обледенения остекления фонаря включить систему обогрева кабины и обогрев часов. Если температура ниже +5° С, перед выруливанием включить обогрев ПВД. При наличии снежного покрова обогрев ПВД включать после запуска первого двигателя (выключение обогрева ПВД во всех случаях производить после заруливания на стоянку).

Вырулив к месту взлета, летчик обязан согласовать ГИК-1 и установить курсозадатчик УГР-1 на МК взлета, а также убедиться в следующем:

  • радиовысотомер включен и установлена заданная опасная высота;
  • радиокомпас АРК-9 правильно показывает на приводную радиостанцию (ПРС);
  • обогрев ПВД при температуре наружного воздуха ниже +5° С включен.

Оценив воздушную обстановку по радиообмену и осмотрев воздушное пространство по курсу взлета, летчик запрашивает у руководителя полетов разрешение на взлет.

После взлета до входа в облака установить скорость набора высоты 120 км/ч, вертикальную скорость набора 3–4 м/с, снять нагрузки с ручки управления, убедиться в исправной работе силовых установок, в правильности показаний авиагоризонта, указателя поворота УГР-1.

Правильность показаний авиагоризонта проверяется при установлении заданного режима набора высоты сопоставлением показаний прибора с фактическим положением вертолета относительно естественного горизонта; правильность показаний УГР-1—сопоставлением с фактическим положением вертолета относительно оси ВПП (приводной радиостанции).

В тех случаях, когда естественный горизонт не просматривается, исправность авиагоризонта проверять по сочетанию его показаний с показаниями указателя курса УГР-1 (при отсутствии кренов курс полета сохраняется). До входа в облака полностью перейти на пилотирование по приборам.

Перед выполнением полета в СМУ летчик обязан рассчитать заданный режим полета и данные маневра для захода на посадку.

В полете уточнять расчетные данные, следить за показаниями пилотажно-навигационных приборов, за выдерживаемым режимом полета и выполняемого маневра по времени, курсу, высоте, скорости и курсовым углам радиостанции.


Заход и расчет на посадку методом «большая коробочка»

Заход и расчет на посадку по приборам в облаках (за шторками) выполнять по приводной радиостанции (ПРС), установленной на удалении 1300 м от места приземления вертолета (1000 м от начала ВПП). При подготовке к полету «по коробочке» рассчитать по известному ветру магнитные курсы и путевое время для каждого участка маневра, курсовые углы и магнитные пеленги радиостанции всех разворотов и траверза с учетом угла сноса.

Полученные данные свести в таблицу и использовать при выполнении полета.

Высота полета по коробочке 300 м, скорость горизонтального полета 150 км/ч по прибору. Крены при разворотах выдерживать 10° (рис. 8).

После взлета до входа в облака установить скорость набора высоты 120 км/ч по прибору, вертикальную скорость набора 3–4 м/с. Убедившись в правильности показаний авиагоризонта и других приборов, перейти к пилотированию по приборам.

Первый разворот выполнять на высоте не менее 150 м на удалении от линии старта 3500 м или по истечении расчетного времени с учетом ветра (штилевое время до первого разворота равно 1 мин 45 с, при уходе на второй круг первый разворот выполнять через 2 мин 3 с после прохода ПРС).

После набора высоты 300 м перевести вертолет в горизонтальный полет и установить скорость 150 км/ч по прибору.

Второй разворот выполнять при КУР = 240°±УС (120°±УС — при правой коробочке) или на расчетном магнитном пеленге радиостанции (МПР).

Третий разворот выполнять при КУР = 240°±УС (120°±УС — при правой коробочке) или на расчетном МПР.

После третьего разворота перевести вертолет в режим снижения с вертикальной скоростью 2–3 м/с и установить скорость по прибору 140 км/ч. Снижение производить до высоты 200 м.

Четвертый разворот выполнять в режиме горизонтального полета на высоте не ниже 200 м при скорости 140 км/ч при КУР = 285°±УС (75°±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР.

Начало всех разворотов и траверза контролировать по заранее рассчитанному путевому времени и докладывать руководителю полетов.

Схема захода на посадку по большой коробочке

Показания УГР-1 за 90° до выхода на посадочный курс при правильном выполнении разворота

В момент ввода в четвертый разворот стрелка радиокомпаса подойдет к верхнему обрезу планки курсозадатчика УГР-1 и угол между ними будет 10–15° (рис. 9).

Показания УГР-1 за 30° до выхода на посадочный курс при правильном выполнении разворота

При дальнейшем выполнении разворота примерно за 30° до выхода на посадочный курс обе стрелки должны совместиться (рис. 10).

Разворот продолжать при совмещенных стрелках. Если в первой половине разворота угол между стрелкой радиокомпаса и курсозадатчиком остается неизменным или даже увеличивается, крен необходимо уменьшать, если же после совмещения стрелка радиокомпаса начнет отставать от курсозадатчика, крен необходимо увеличить, но не более 15°.

Вывод из разворота при отсутствии сноса производить так, чтобы совмещенные стрелки установились под отсчетным индексом УГР-1 (на курсе посадки).

Показания УГР-1 при исправлении ошибки в заходе на посадку

При сносе совмещенные стрелки установить с учетом угла сноса, выдерживая курс с упреждением на снос.

После выполнения четвертого разворота вертолет перевести в режим снижения с вертикальной скоростью 2–3 м/с и уменьшать скорость полета с таким расчетом, чтобы над ПРС при высоте полета 100 м она составляла 100 км/ч. Если снижение на высоту 100 м произведено до прохода ПРС, перевести вертолет в горизонтальный полет.

Если выход из разворота в направлении на ПРС выполнен с курсом, отличающимся от посадочного, ошибку исправлять в процессе снижения, для чего при КУР = 0 произвести отсчет разницы между фактическим магнитным курсом и посадочным и, если она более 5°, ошибку исправлять при снижении, как показано на рис. 11.

Вертолет развернуть на стрелку радиокомпаса (от курсозадатчика) так, чтобы она установилась посередине между отсчетным индексом и курсозадатчиком. Если УГР-1 показывает магнитный курс больше посадочного, то доворот выполнять вправо, при курсе меньше посадочного — влево.

После доворота выдерживать исправленный магнитный курс до тех пор, пока стрелка радиокомпаса не совместится с курсозадатчиком, после чего развернуть вертолет на совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика до установления их под отсчетным индексом (или в стороне от него на величину угла сноса).

При сносе вправо совмещенные стрелки удерживать отклоненными вправо от неподвижного индекса на величину угла сноса. При сносе влево совмещенные стрелки удерживать отклоненными влево от неподвижного индекса на величину угла сноса.

После пролета ПРС выдерживать подобранный посадочный курс.

В полетах днем после выхода под облака визуально уточнить расчет на посадку по земным ориентирам и стартовым знакам. В ночных полетах момент выхода из облаков после пролета ПРС определять только по появлению видимости стартовых огней с последующим включением посадочной фары.

При построении захода на посадку методом «большая коробочка» после возвращения с задания и выхода на ПРС взять посадочный курс и по истечении расчетного времени (штилевое 2 мин 3 с) произвести первый разворот и далее выполнять полет по коробочке вышеизложенным способом.

Построение маневра для захода на посадку методом «большая коробочка» удобно выполнять, когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, равным посадочному, или отличается от него не более чем на 60°.

В случаях когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, отличающимся от посадочного более чем на 60°, но не более чем на 120°, заход на площадку выполнять по малой коробочке, если это предусмотрено схемой аэродрома и с разрешения руководителя полетов.

При построении захода на посадку методом «малая коробочка» (рис. 12) после прохода ПРС взять курс перпендикулярный посадочному, с учетом угла сноса (меньше посадочного при левом круге и больше посадочного при правом).

По истечении расчетного времени (штилевое 1 мин 20 с) выполнить разворот на курс, обратный посадочному, с учетом угла сноса.

Дальнейший маневр захода и расчета на посадку производить так же, как по большой коробочке.

Полет по малой коробочке выполнять с соблюдением ранее изложенных рекомендаций.

Схема захода на посадку по малой коробочке


Заход и расчет на посадку с прямой методом отворота на расчетный угол

В случаях когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, обратным посадочному, или с разницей не более 60°, заход на посадку выполнять отворотом на расчетный угол, получив разрешение руководителя полетов.

При подготовке к полету по известному ветру рассчитать магнитные курсы (МК) и путевое время для каждого участка маневра, а также величину расчетного угла отворота (РУ).

Формула 1

Расчетный угол определяется по формуле

где

  • R — радиус разворота на посадочный курс, м;
  • Wг.п — путевая скорость горизонтального полета до разворота на посадочный курс, м/с;
  • tг.п — время полета от ПРС до точки начала разворота, с.

Расчетный угол отворота при постоянных значениях скорости горизонтального полета и угла крена на развороте зависит от времени горизонтального полета tг.п

Время горизонтального полета в секундах рассчитывается по формуле

Формула 2

где

  • Н — высота вывода вертолета на посадочный курс, м;
  • Wcн.cp— средняя путевая скорость при снижении на посадочном курсе, км/ч;
  • Wг.п —путевая скорость горизонтального полета до разворота на посадочный курс, км/ч;
  • Vв — вертикальная скорость снижения, м/с. Значения времени tг.п и РУ для различных высот вывода вертолета из разворота рассчитываются заранее и сводятся в таблицу (или график).
Высота вывода на посадочный курс, м 300 400 500 600 700 800 900 1000
РУ,° 21 16 12 10 9 8 7 6
tг.п мин 1,50 2,30 3,10 3,50 4,30 5,10 5,50 7,10

Примечание. При расчете таблицы приняты штилевые условия: Wг.п = 150 км/ч, Wcн.cp=120 км/ч, Vв = 2 м/с, b=10°.

При заходе на посадку с прямой отворотом на расчетный угол (рис. 13) вывести вертолет на заданной высоте на ближнюю приводную радиостанцию. После прохода ПРС выполнить отворот вправо или влево на расчетный угол с учетом угла сноса и продолжать полет этим курсом до разворота в расчетной точке.

По истечении расчетного времени (tг.п) перевести вертолет на снижение со скоростью 120 км/ч и вертикальной скоростью 2 м/с и выполнить разворот на посадочный курс с креном 10°.

При снижении на посадочном курсе учитывать угол сноса, выдерживать заданный режим, не допускать полета со скольжением.

Достигнув высоты 100 м, перевести вертолет в горизонтальный полет, ПРС пройти на высоте 100 м и скорости 100 км/ч.

Схема захода на посадку с прямой отворотом на расчетный угол

После выхода из облаков визуально уточнить расчет, снизиться и произвести посадку.

Выполнение разворота, исправление ошибок выхода в створ ВПП производить так, как указано при заходе по большой коробочке.


Заход и расчет на посадку с помощью автоматического радиопеленгатора

Заход и расчет на посадку с помощью наземного УКВ радиопеленгатора АРП-6 (АРП-5) выполняется в случае отказа радиокомпаса или приводной радиостанции, а также в учебных целях.

Радиопеленгатор должен быть установлен в створе ВПП в непосредственной близости от ближней приводной радиостанции.

Для обеспечения захода на посадку по УКВ радиопеленгатору необходимы устойчивая двусторонняя радиосвязь между летчиком и руководителем полетов и знание радиопеленгов маневра в районе данного аэродрома или площадки.

Построение маневра на снижение, заход и расчет на посадку производить методами:

  • «большая коробочка»;
  • с прямой отворотом на расчетный угол.

Заход и расчет на посадку по большой коробочке

По запросу «Дайте прибой» вывести вертолет на радиопеленгатор аэродрома посадки на высоте 300 м (рис. 14). Момент пролета радиопеленгатора определяется по изменению магнитного радиопеленга («Прибой») на 180°.

После пролета радиопеленгатора произвести доворот на посадочный курс и по истечении расчетного времени (штилевое время равно 2 мин) выполнить первый разворот. По окончании выполнения первого разворота включить секундомер и контролировать время до начала второго разворота.

Запрашивать «Прибой» и при получении значения «Прибой» (начала выполнения второго разворота) выполнить разворот.

Третий и четвертый развороты производить согласно полученным пеленгам и контролировать по времени. После третьего разворота перевести вертолет в режим снижения с вертикальной скоростью 2–3 м/с и уменьшить скорость полета до 140 км/ч. Четвертый разворот выполнять без снижения. Ввод вертолета в четвертый разворот производить в момент, когда радиопеленг будет на 15–20° больше посадочного курса (левая коробочка). При выполнении четвертого разворота летчику периодически запрашивать «Прибой» и, если надо, вводить поправки в величину крена вертолета (крен не более 15°) для точного выхода на посадочный курс с учетом угла сноса.

После выполнения четвертого разворота и выхода на посадочный курс вертолет перевести в режим снижения с вертикальной скоростью 2–3 м/с и уменьшить скорость полета с таким расчетом, чтобы пройти радиопеленгатор на высоте 100 м со скоростью полета 100 км/ч. Если снижение на высоту 100 м произведено до подхода к радиопеленгатору, перевести вертолет в горизонтальный полет.

Схема захода на посадку по наземному радиопеленгатору по большой коробочке

После пролета радиопеленгатора выдержать посадочный курс и, выйдя из облаков, произвести расчет на посадку визуально.

Ошибки выхода на посадочный курс исправлять па следующей методике.

Исправление ошибки в заходе на посадку с использованием радиопеленгатора

В процессе снижения сравнивать полученный радиопеленг с посадочным курсом. При наличии разницы в 5° и более ввести поправку для выхода на посадочный курс, для чего полученную разность удвоить и на удвоенную величину изменить курс полета в сторону увеличения, когда значение радиопеленга было больше посадочного курса, или в сторону уменьшения, когда значение радиопеленга меньше посадочного курса.

Новым курсом следовать до тех пор, пока расхождение радиопеленга с посадочным курсом будет не более 2–3° (рис 15). После этого выполнить доворот на курс посадки с учетом угла сноса.


Заход и расчет на посадку с прямой отворотом на расчетный угол

Выход на радиопеленгатор производить на заданной высоте. После пролета радиопеленгатора выполнить отворот (вправо или влево) для выхода на курс, обратный посадочному, с учетом расчетного угла (РУ) и угла сноса (рис. 16).

Заход на посадку по радиопеленгатору с прямой отворотом на расчетный угол

В полете от радиопеленгатора периодически запрашивать радиопеленги, а если надо, вносить поправки в курс, с тем чтобы удерживать вертолет на линии заданного радиопеленга.

По истечении расчетного времени горизонтального полета (tr.п) выполнить разворот на посадочный курс и снижаться с заданной вертикальной скоростью. Значения tr.п и расчетного угла для различных высот вывода на посадочный курс рассчитываются заранее на земле и сводятся в таблицы или графики. В процессе выполнения разворота периодически запрашивать «Прибой» и при необходимости вводить поправки в величину крена вертолета (крен не более 15°) для точного выхода на посадочный курс с учетом угла сноса.

При снижении на посадочном курсе через 5—10с запрашивать «Прибой» и сравнивать его с магнитным курсом посадки.

Ошибки выхода на посадочный курс исправлять по методике, изложенной в разделе «Заход и расчет на посадку методом «большая коробочка».

По достижении высоты 100 м вертолет перевести в режим горизонтального полета. Радиопеленгатор пройти на высоте 100 м со скоростью по прибору 100 км/ч.

После выхода из облаков произвести расчет и визуальный заход на посадку.

Для выполнения захода на посадку с помощью наземного радиопеленгатора методом «большая коробочка» или с прямой отворотом на расчетный угол летчик обязан:

  • перед полетом по известному ветру рассчитать время полета на прямолинейных участках между раз воротами, магнитные курсы и углы сноса;
  • рассчитать необходимые радиопеленги «Прибой» для построения маневра захода на посадку в зависимости от магнитного курса посадки;
  • в полете руководствоваться своими расчетами, сравнивая их с передаваемыми с земли радиопеленгами «Прибой», и по истечении расчетного времени на секундомере выполнять развороты.

Вертолет Ми-2