Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Полеты в горах


Особенности полетов в горной местности

Условия безопасности полетов в горной местности требуют от экипажа тщательного предварительного изучения метеорологической обстановки в районе полетов и постоянного анализа погоды в ходе выполнения полета. Полеты в горах, как правило, происходят в условиях повышенной болтанку вертолета.

Условия полетов в горах характерны тем, что взлетно-посадочные площадки в большинстве случаев имеют неровную поверхность, ограниченные размеры и закрытые подходы.

Обследование таких площадок в горах целесообразно производить заранее. Вес вертолета при обследовании незнакомых площадок должен обеспечивать возможность выполнения висения вне зоны влияния «воздушной подушки».

Грузоподъемность вертолета при работе на высокогорных площадках с закрытыми подходами значительно снижается из-за необходимости выполнения вертикальных взлетов с набором высоты 10–15 м и выполнения разгонов на этих высотах, а также выполнения торможений и зависаний на высоте 10–15 м перед посадкой вертолета.

Особую сложность представляют полеты летом в горах с крутыми склонами, острыми гребнями, крутым" обрывами, резкими выступами скал, так как из-за неравномерного прогрева горных склонов образуются сильные восходящие и нисходящие потоки, которые по солнечной стороне движутся вверх, по теневой— вниз.

Попадая в эти потоки, вертолет подвергается частым броскам вверх и вниз. В этих условиях ухудшается управляемость вертолета и его конструкция испытывает повышенные напряжения.

При полетах в горной местности не рекомендуется приближаться к склонам гор и к мощным кучевым облакам, которые образуются в дневное время суток над горами.

Пересекать горные хребты необходимо с превышением рельефа местности на 500–600 м. В случаях когда невозможно иметь такое превышение из-за большой высоты гор, горный хребет пересекать под острым углом к нему с таким расчетом, чтобы можно было быстро выполнить разворот от вершины хребта в случае резкой потери высоты полета из-за попадания в нисходящие потоки воздуха.

Основным признаком наличия сильных нисходящих и восходящих воздушных потоков, которые могут создавать угрозу безопасности полета, являются мощно-кучевые облака, возникающие над горами в дневное время. Наиболее благоприятные условия для выполнения полетов в горах бывают в утренние и вечерние часы.

Характерной особенностью полетов в горах является отсутствие ровных взлетно-посадочных площадок и свободных подходов к ним, поэтому взлеты и посадки в горах на ограниченных площадках требуют от летчика отличной техники пилотирования и твердых знаний особенностей полетов в этих условиях.

Определяя возможности взлета или посадки на заданную площадку, летчик должен грамотно оценить обстановку и принять правильное решение о возможности их выполнения, исходя из конкретных условий местности, размеров и состояния поверхности площадки, высоты над уровнем моря, характера препятствий в полосе взлета или посадки, а также направления и скорости ветра.

Перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на разных скоростях полета при максимально допустимом крене вертолета. Полеты лучше выполнять вдоль ущелья на высоте 50–100 м над дном ущелья. При полете в ущелье придерживаться одной стороны ущелья в целях обеспечения постоянной возможности разворота на случай необходимости выхода из ущелья в обратном направлении. Скорость полета в зависимости от ширины ущелья устанавливать такой, чтобы в любой момент обеспечивалась возможность выполнения разворота на 180°.

Для вертолета Ми-2 может быть допущен разворот на скорости 40–50 км/ч с креном 20–25°, при этом радиус разворота не превышает 50 м.

Радиовысотомер РВ-УМ (РВ-3) над горами дает неустойчивые показания, поэтому пользоваться радиовысотомером нельзя (допускается использование показаний радиовысотомера при полетах над пологими склонами).

УКВ радиостанция обеспечивает радиосвязь с землей в пределах прямой видимости, поэтому при полете в горах возможны нарушения связи.

Применение радиокомпаса в горах затруднено из-за наличия «горного эффекта». Вследствие «горного эффекта» радиокомпас дает показания с ошибками до ±20°. Величина ошибок зависит от высоты гор, расстояния до них, длины волны пеленгуемой радиостанции, истинной высоты полета, а также от взаимного расположения гор, вертолета и приводной радиостанции.

При неустойчивых показаниях радиокомпаса АРК-9 определение навигационных элементов с его помощью не производить.

Подготовку и выполнение маршрутного полета в горах производить в соответствии с Руководством по самолетовождению, Воениздат, 1972.

В горной местности мало характерных ориентиров, необходимых для ведения детальной ориентировки. Для ведения визуальной ориентировки использовать горные долины, плоскогорья, характерные вершины, горные реки и населенные пункты, расположенные на открытой стороне склонов гор.

Транспортировку груза на внешней подвеске производить как указано в разделе «Транспортировка грузов на внешней подвеске».

При полетах в горах в турбулентной атмосфере устойчивость груза на внешней подвеске ухудшается: на скорости более 110 км/ч по прибору груз сильно раскачивается и, чтобы прекратить его раскачку, необходимо снизить скорость полета.

К полетам в горной местности с транспортировкой груза на внешней подвеске на высокогорные площадки ограниченных размеров допускать летчиков, имеющих опыт полетов с посадками на горные площадки.


Определение предельной полетной массы вертолета

Летчик должен уметь производить расчет предельной полетной массы вертолета, при которой обеспечиваются взлет и посадка вертолета на заданную площадку, с учетом:

  • размеров площадки и препятствий, ограничивающих ее;
  • температуры наружного воздуха;
  • высоты площадки над уровнем моря;
  • скорости и направления ветра.

Грузоподъемность вертолета зависит от температуры, скорости и направления ветра, размеров взлетно-посадочной площадки и высоты ее расположения над уровнем моря.

Номограмма определения предельной полетной массы вертолета для взлета вне зоны влияния «воздушной подушки»

При взлете с ограниченной и посадке на ограниченную высокогорную площадку полетную массу вертолета определять по номограммам рис. 17 и 18.

Номограмма определения предельной полетной массы вертолета для взлета в зоне влияния «воздушной подушки»

На вертолете с полетной массой, определенной по номограмме рис. 17, можно выполнять вертикальный взлет с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки» и посадку с зависанием вне этой зоны.

На вертолете с полетной массой, определенной по номограмме рис. 18, можно выполнять вертикальный взлет с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки» и посадку с зависанием в зоне влияния «воздушной подушки» на высоте 1,5 —2 м.

Предупреждения:

  1. При выполнении взлетов по вертолетному в зоне влияния «воздушной подушки» на высотах выше 2000 м массу, определенную по номограмме рис. 18, необходимо уменьшить на 50 кг в целях обеспечения взлета без касания колесами шасси земли (высоты висения 3 м).
  2. При выполнении взлетов и посадок по вертолетному вне зоны влияния «воздушной подушки» на высотах выше 3000 м массу вертолета, определенную по номограмме рис. 16, необходимо уменьшить на 50 кг для обеспечения запаса путевого управления по правой педали.

Нижняя часть номограмм служит для учета влияния встречного ветра на предельную полетную массу при висении. При определении предельной полетной массы с учетом влияния следует учитывать возможность изменения скорости и направления ветра в процессе выполнения взлета и посадки. Поэтому при неустойчивом ветре определение предельной массы вертолета необходимо производить по минимальному значению скорости ветра.

При неизвестной температуре воздуха и скорости ветра на месте предполагаемой посадки для расчета предельной полетной массы использовать данные по температуре аэродрома вылета, а скорость ветра принимать равной нулю.

Для пояснения правил пользования номограммами на них изображен ключ и показаны примеры определения предельной полетной массы. На номограммах рис. 17 и 18 показаны максимальные значения полетных масс вертолета, полученные при взлетной мощности двигателей и взлетных оборотах несущего винта (79 ±1%).

На больших высотах при малых запасах мощности двигателей зависание перед посадкой необходимо производить как можно ближе к земле, для того чтобы полнее использовать эффект «воздушной подушки».

На высотах более 500м по мере увеличения высоты площадки относительно уровня моря возрастает величина просадки вертолета при разгоне в процессе взлета по вертолетному.

В целях предотвращения непреднамеренного касания колесами шасси неровностей поверхности горной площадки, расположенной на высоте до 2000 м, высота контрольного висения перед разгоном вертолета должна быть не менее 1,5–2 м.

Предупреждение. В связи с малыми запасами управления по правой педали на предельных высотах (при стандартном законе изменения температуры наружного воздуха по высоте) взлеты и посадки выполнять только против ветра, при этом действия ножным управлением и рычагом «шаг-газ» должны быть плавными и короткими.

Примечание. При особой натренированности летчик может выполнять взлет без касания колесами о землю с высоты контрольного висения 1–0,5 м, но при этом разгон до скорости 10–15 км/ч необходимо производить незначительными отклонениями ручки, чтобы вертолет плавно разгонялся до скорости 10–15 км/ч без просадки, затем энергичной дачей ручки от себя на 1/3 хода с одновременным увеличением шага на 0,5–1,0° по УШВ перевести вертолет в разгон с набором высоты. Этот метод взлета можно использовать при отсутствии препятствий на границе площадки.

Наибольшая тяга несущего винта получается при взлетных оборотах турбокомпрессоров двигателей и взлетных оборотах несущего винта (nв = 79±1%). На высотах более 500 м над уровнем моря при высоких температурах наружного воздуха обороты турбокомпрессоров двигателей увеличиваются до 101%. Взлетные обороты несущего винта при этом автоматически поддерживаются в диапазоне 79±1%.

При взлетах и посадках с максимальной полетной массой на всех высотах не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78% (шаг винта 9–9,5° в зависимости от высоты площадки).

При дальнейшем увеличении общего шага несущего винта обороты резко уменьшаются и вертолет проседает, что особенно опасно при взлете с ограниченных площадок.

Для проверки взлетного режима и правильности определения предельного полетного веса вертолета в зависимости от атмосферных условий и высоты площадки над уровнем моря необходимо выполнить контрольное висение и проверить высоту висения, шаг по УШВ, взлетные обороты несущего винта и температурный режим двигателей.

Если площадка по направлению взлета на протяжении 80–100 м пригодна для руления и разбега и на протяжении 100–120 м для разгона в зоне влияния «воздушной подушки» до скорости 30–40 км/ч, то независимо от высоты расположения площадки над уровнем моря (до Н=1500 м), температуры наружного воздуха до +30°С и скорости встречного ветра взлет можно производить с нормальной полетной массой 3550 кг.

При этом взлетная дистанция будет равна примерно 220–250 м.


Особенности взлетов и посадок на высокогорных площадках

Размеры рабочих площадок для выполнения посадок и взлетов по вертолетному с зависанием вне зоны влияния «воздушной подушки» должны быть следующими:

  • с открытыми подходами — не менее 40X40 м;
  • площадок, имеющих препятствия на подходах, когда обеспечена возможность зависания вертолета над препятствием на высоте не менее 10 м, — не менее 40X40 м.

Размеры рабочих площадок для выполнения посадок и взлетов по вертолетному с зависанием на взлетном режиме работы двигателей в зоне влияния «воздушной подушки» должны быть следующими:

  • площадки с открытыми подходами — не менее 40X40 м;
  • площадок, расположенных в углублениях горного рельефа, — не менее 100X40 м, при этом увеличение высоты рельефа (препятствий) за границей площадки в направлении взлета должно составлять не более 1 м на каждые 15 м пути.

Дистанция при взлете по вертолетному не зависит от высоты расположения рабочей площадки, а определяется значением предельной высоты висения над поверхностью площадки. С уменьшением предельной высоты висения взлетная дистанция возрастает (рис. 19).

На величину взлетной дистанции влияет значение скорости, достигнутой над условным препятствием. Так, например, увеличение скорости на высоте 25 м на 10 км/ч приводит к увеличению взлетной дистанции на 25–30 м.

Величина взлетной дистанции практически не изменяется, если взлет вертолета выполняется с высоты висения ниже предельной с использованием в процессе взлета избытка мощности вплоть до взлетного режима по сравнению с дистанцией при взлете с предельной высоты висения.

Посадочная дистанция при посадках по вертолетному в зоне влияния «воздушной подушки» зависит от высоты расположения площадки над уровнем моря (на каждые 1000 м увеличения высоты площадки посадочная дистанция возрастает на 30–40 м).

На высокогорных площадках посадочная дистанция превосходит взлетную (на высоте 3000 м посадочная дистанция в 1,2–1,3 раза больше взлетной).

Размеры рабочей площадки для посадки и взлета по самолетному должны быть не менее 180X40 м с уклоном условной плоскости препятствий на подходах 1:20.

График зависимости взлетной дистанции от высоты висения вертолета над поверхностью площадки на взлетном режиме работы двигателей


Способы взлета

В зависимости от размеров, состояния поверхности взлетной площадки, наличия препятствий на подходах и запаса мощности двигателей взлет с горных площадок следует выполнять одним из следующих способов:

  1. По вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки».
  2. По вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки».
  3. По самолетному.

Первый способ— взлет по вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки» — применять в тех случаях, когда площадка имеет ограниченные размеры и окружена препятствиями, а мощность двигателей при фактической массе вертолета обеспечивает висение вне зоны влияния «воздушной подушки».

Предельную полетную массу, при которой обеспечивает висение вне зоны влияния «воздушной подушки», определять по номограмме, приведенной на рис. 17, согласно указаниям, данным в разделе «Определение предельной полетной массы вертолета» настоящей Инструкции.

Порядок выполнения взлета:

  • установить вертолет против ветра;
  • повернуть рукоятку коррекции полностью вправо и выждать, пока обороты несущего винта установятся в заданных пределах;
  • плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и произвести вертикальный набор высоты;
  • в процессе увеличения общего шага следить за оборотами несущего винта, не допуская их падения ниже 78% по указателю;
  • вертикально набрать высоту, обеспечивающую безопасный проход над препятствиями, и плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в разгон до скорости 50–60 км/ч по прибору, после чего перейти в набор высоты с одновременным увеличением скорости до 90–100 км/ч по прибору. При запасе мощности двигателей на режиме висения разгон выполнять с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной.

Если условия не позволяют произвести взлет против ветра или ветер при взлете имеет переменное направление, то без изменения полетной массы вертолета взлет можно производить:

  • при ветре справа до 5 м/с;
  • при ветре слева и сзади до 3 м/с.

Предупреждение. Выполнение разворотов на висении вблизи препятствий при использовании взлетного режима работы двигателей и ветре более 3 м/с запрещается.

Второй способ — взлет по вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки» — применять в том случае, если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте не менее 1,5–2 м и размеры площадки обеспечивают выполнение разгона до скоростей 30–40 км/ч в зоне влияния «воздушной подушки». Предельная масса вертолета для взлета определяется по номограмме, приведенной на рис. 17 как указано в разделе «Определение предельной полетной массы вертолета».

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей может висеть на высоте от 2 до 5 м, то взлет производить с использованием избытка мощности двигателей, для чего:

  • перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте 0,5–1 м;
  • незначительным отклонением ручки управления от себя начать разгон до скорости 5–10 км/ч, не допуская просадки вертолета, а затем более энергичным отклонением ручки управления увеличить скорость разгона с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной и плавным набором высоты стаким расчетом, чтобы на высоте 25–30 м скорость была 50–60 км/ч.

Предупреждение. При взлете и разгоне с использованием избытка мощности двигателей не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78%.

Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте более 5 м, то взлет производить в такой последовательности:

  • плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте, соответствующий взлетному режиму работы двигателей, не допуская падения оборотов несущего винта ниже 78%;
  • плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в разгон до скорости 10–15 км/ч, затем последующим, более энергичным отклонением ручки управления от себя увеличить темп разгона скорости. В момент возможной просадки вертолета на 1–2 м от начальной высоты не допускать перемещения рычага «шаг-газ» вверх, сохраняя обороты несущего винта не менее 78% по указателю;
  • по достижении скорости 30–40 км/ч перевести вертолет в набор высоты с одновременным увеличением скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 25–30 м она составляла 50–60 км/ч.

Третий способ — взлет по самолетному — применять в том случае, если вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте 0,5–1,0 м и состояние поверхности площадки обеспечивает безопасный разбег вертолета на расстоянии не менее 180 м.

Порядок выполнения взлета:

  • перед разбегом установить режим работы двигателей, близкий к взлетному, при котором вертолет проявляет тенденцию отделиться от земли;
  • плавным отклонением ручки управления от себя на 2/3 хода перевести вертолет в разбег;
  • по достижении скорости 20–30 км/ч дальнейшим перемещением рычага «шаг-газ» вверх увеличить мощность двигателей вплоть до взлетной и отделить вертолет от земли;
  • после отделения вертолета от земли разгон производить по наклонной траектории с таким расчетом, чтобы на высоте 25–30 м скорость полета составляла 60–70 км/ч.

Выполнение посадок на высокогорные площадки

Общие положения

При выполнении посадок на высокогорные площадки необходимо учитывать следующие особенности:

  • с увеличением высоты расположения площадки относительно уровня моря у вертолета увеличивается стремление к просадке перед зависанием. При энергичном торможении, особенно при попутном ветре, просадка может привести к преждевременному приземлению вертолета с касанием хвостовой опорой о неровности площадки;
  • торможение вертолета на планировании перед посадкой происходит вяло, поэтому для точного расчета на посадку уменьшение скорости полета необходимо начинать раньше, чем на площадках, расположенных на высотах, близких к уровню моря.

Во всех случаях, когда позволяют условия, посадку производить с подходом на высоте 80–100 м с поступательной скоростью 80 км/ч.

Способы посадок

В зависимости от размеров площадок, характера препятствий на подходе и состояния грунта выполняются следующие способы посадок.

  1. По вертолетному с зависанием вне зоны влияния «воздушной подушки».
  2. По вертолетному с зависанием в зоне влияния «воздушной подушки».
  3. По самолетному.

Первый способ применять при выполнении посадок на ограниченные площадки с полетной массой, при которой возможно висение вне зоны влияния «воздушной подушки».

Перед посадкой выполнять контрольный проход над площадкой с превышением ее уровня на 20–30 м в свободном от препятствий направлении и на скоростях 70— 80 км/ч. При проходе уточнить барометрическую высоту площадки.

При подходе к центру площадки по команде летчика одному из членов экипажа зажечь дымовую шашку и сбросить ее через дверь.

Маневр захода на посадку строить с учетом направления ветра, определенного по дыму шашки.

Порядок выполнения посадки:

  • заход на посадку производить на скорости 80–100 км/ч по прибору;
  • с высоты, превышающей площадку на 80–100 м, начать плавное торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 25–30 м скорость составляла 30–40 км/ч;
  • дальнейшее уменьшение скорости полета по траектории и вертикальной скорости снижения производить с таким расчетом, чтобы зависнуть на высоте 10–15 м на удалении 20–30 м от центра площадки;
  • после уверенного зависания произвести плавное перемещение вертолета к месту посадки на скорости 10–15 км/ч, осмотреть место посадки и выполнить вертикальное приземление. Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Второй способ применять в тех случаях, когда состояние и размеры площадки не позволяют выполнить посадку по самолетному, а мощность двигателей на взлетном режиме обеспечивает зависание вертолета в зоне влияния «воздушной подушки».

Перед выполнением посадки уточнить барометрическую высоту площадки и определить направление ветра по методу, указанному для первого способа посадки.

Порядок выполнения посадки:

  • заход на посадку производить на скорости 80–100 км/ч;
  • с высоты, превышающей площадку на 80–100 м, начать торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 15–20 м установить скорость 30–40 км/ч;
  • снижение и торможение в дальнейшем производить так, чтобы зависнуть на высоте 1,5–2 м над центром площадки.

Вертикальное приземление и уменьшение общего шага несущего винта производить так же, как указано для первого способа посадки.

Третий способ применять в тех случаях, когда мощность двигателей на взлетном режиме не обеспечивает зависания вертолета в зоне влияния «воздушной подушки», а состояние грунта и размеры площадки позволяют выполнять посадку с пробегом.

В процессе предпосадочного снижения до высоты 100 м скорость полета сохранять 90–110 км/ч. Дальнейшее снижение выполнять с одновременным торможением вертолета с таким расчетом, чтобы приземление произвести на скорости 20–30 км/ч с вертикальной скоростью снижения 0,1–0,2 м/с.


Взлет с площадок и посадка на площадки с уклонами

Максимальная величина уклонов площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должна превышать следующих значений:

  • носом на уклон 4°;
  • левым бортом на уклон 4°;
  • правым бортом на уклон 3°;
  • носом под уклон 4°.

Взлеты с площадок и посадки на площадки с уклонами целесообразно выполнять носом или левым бортом на уклон. Выключение двигателей после посадки на площадку с уклоном производить только в случае, когда величина уклона не превышает 3°.

Взлет и посадка носом на уклон являются наиболее безопасными и их необходимо производить во всех возможных случаях с учетом скорости бокового ветра, которая не должна превышать следующих значений:

  • при ветре справа 5 м/с;
  • при ветре слева и ветре сзади 3 м/с.

При скорости ветра более 5 м/с взлет и посадку производить против ветра с учетом допустимых величин уклонов.

При выполнении захода и посадки носом под уклон зависание производить на высоте не менее 3 м во избежание касания хвостовой опорой и винтом о землю. Снижение после зависания производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон.

В случаях крайней необходимости допускается выполнение взлета и посадки носом на уклон, величина которого до 7°. При этом взлет и посадку выполнять только против ветра. Перед приземлением затормозить колеса, а после приземления шаг несущего винта плавно уменьшить до величины 4–5° по указателю, удерживая вертолет во взвешенном состоянии. Ручку управления отклонить от себя настолько, чтобы исключить смещение вертолета назад.

Предупреждение. Посадка носом на уклон, величина которого превышает 4°, допускается на короткий период для быстрой загрузки или разгрузки вертолета. Выключение двигателей на таких площадках запрещается.

Руление и развороты на рулении производить только на тех площадках, величина уклона которых не превышает 2°. Во всех других случаях для перемещения вертолета производить подлеты.

При взлете с площадок, имеющих уклон, набор высоты после отрыва вертолета производить строго вертикально, зависание выполнять на высоте не менее 3 м.


Взлет с русла высохшей реки и посадка на него

Посадку на русло высохшей реки производить только по вертолетному.

При выборе ровного участка русла, а также при заходе на посадку и посадке необходима повышенная осмотрительность, так как на русле могут быть наносы кустарника, травы и мелкого ила, которые при приближении вертолета к земле увлекаются струей от винта, могут попасть в винт и закрыть от обзора место посадки.

Зависание перед посадкой производить на высоте не ниже 1,5 м. Вертикальную посадку выполнять без перемещения вертолета в стороны.

Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при полной уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Примечание Если на борту вертолета находится второй член экипажа, он должен после посадки выйти из вертолета, осмотреть площадку и доложить командиру о ее состоянии, после чего произвести уменьшение общего шага несущего винта до 1–2°.

Руление по руслу реки не допускается. Для перемещения вертолета производить подлеты на скорости 10–15 км/ч.

При отсутствии препятствий взлет производить против ветра вдоль русла реки (направление ветра в руслах рек, как правило, совпадает с направлением русла). При этом участок русла (полоса взлета) должен быть свободен от препятствий и поворотов, иметь ширину не менее 40 м, длину не менее 120 м, чтобы его хватило для разгона вертолета до скорости 30–40 км/ч и набора высоты 25 м.


Полеты в ущельях

Перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов с максимальным креном (30°) на разных скоростях полета.

При полетах в ущельях препятствия иногда не позволяют маневрировать при заходе на посадку на скорости 90–100 км/ч. Поэтому чтобы уменьшить радиус разворота, заход следует выполнять на скорости 40–50 км/ч. На этой скорости можно выполнять развороты на 180° с креном 20–25° в ущельях шириной 150–200 м.

При встрече с препятствием в ущелье, которое нельзя преодолеть набором высоты, уменьшить скорость полета до 40–50 км/ч и выполнить разворот в направлении, позволяющем продолжать полет.

При необходимости выполнения разворота на 180° в узком ущелье летчик обязан предварительно ближе подойти к одной из сторон ущелья и сделать разворот в противоположную сторону.

Для вертолета Ми-2 в узком ущелье допускается разворот на скорости 40–50 км/ч с креном 20–25°, при этом радиус разворота не превышает 50 м.


Вертолет Ми-2