Заправка топливом самолета Ан-2

Для заправки топливом бензосистемы самолета Ан-2 разрешается применять только бензин Б-91/115 с октановым числом не ниже 91.

1. Перед заправкой самолета топливом закрыть 4-ходовой кран и проверить:

  • закрыт ли сливной кран фильтра-отстойника;
  • соответствует ли сорт бензина, предъявленный для заправки, указанному в паспорте и есть ли на паспорте отметка инженера (техника) службы ГСМ, разрешающая заправку;
  • заземлены ли самолет и бензозаправщик;
  • отшвартован ли самолет от якорной стоянки.

2. Заправку правой и левой групп баков производить раздельно через горловины консольных баков, расположенных на верхнем крыле. Заправку контролировать через горловины, сверяя количество топлива по показанию бензиномера. После заполнения крайнего бака каждой группы необходимо приостанавливать заправку и ждать, пока топливо из него перетечет в другие баки.

3. Заправлять топливо в количестве, соответствующем заданию на полет (согласно графику, см. рис. 3), равномерно распределяя бензин по обеим группам баков. При полной заправке уровень бензина должен быть на 2-4 см ниже края фланца крышки заливной горловины бака.

4. Заправку топливом производить из заправочных средств, имеющих исправные фильтрующие, заборные и раздаточные устройства и заземление. В случае отсутствия бензозаправщика на оперативных аэродромах разрешается производить заправку топлива через горловины бензобаков или с помощью бензонасоса БПК-4, установленного на самолете или приложенного в одиночном комплекте наземного оборудования.

Заправку производить только из эталонных бочек, которые следует наполнять бензином через воронку с замшей и фильтрационным полотном.

При заправке с помощью БПК-4, установленного на самолете, авиатехнику (авиамеханику) или второму пилоту:

  • установить кран бензонасоса БПК-4 в положение «Заправка»;
  • снять предохранительный колпачок со штуцера бензонасоса БПК-4 и надеть специальный шланг;
  • установить в кабине экипажа ручку управления 4-ходовым краном в положение «Баки открыты»;
  • включить на центральном пульте АЗС «Аккумулятор» и «Бензиномер»;
  • включить на левом пульте управления АЗС «Бензонасос» и следить по бензиномеру за количеством заправляемого топлива.

При заправке с помощью съемной установки БПК-4:

  • сетчатый фильтр опустить в бочку с топливом, а шланг присоединить к насосу БПК-4 на входе; две другие части шланга соединить между собой и присоединить к выходу БПК-4 и к сливному штуцеру 4-ходового крана;
  • рукоятку перекрывного крана (под полом кабины экипажа на шп. № 3) установить в положение «Заправка»;
  • вилку включения электродвигателя БПК-4 включить в розетку, установленную на шп. № 2 в отсеке нижнего люка;
  • установить переключатель ППНГ-15 на шп. № 3 в положение «БПК-4», выключатель В-45 в положение «Вкл».
  • включить АЗС на левом пульте и выключатель на крышке ящика БПК-4;
  • по окончании заправки выключить насос и АЗС, рукоятку перекрывного крана установить в положение «Питание» и законтрить булавкой.

При заправке от бензонасоса БПК-4 необходимо по возможности пользоваться аэродромным источником электропитания, так как для работы насоса требуется значительное количество электроэнергии.

При заправке топлива необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Заправляемое топливо должно быть отфильтровано от воды, так как фильтр шланга, предназначенный для заправки, отфильтровывает только механические примеси.
  2. Работа бензонасоса на холостом ходу, без подачи топлива, может привести к выходу из строя его электромотора.
  3. Включение бортового бензонасоса БПК-4 при положении 3-ходового крана «Питание» вместо «Заправка» или съемной установки БПК-4 при положении перекрывного крана (установленного под полом кабины экипажа на шп. № 3 — на самолете с 115-й серии) «Питание» вместо «Заправка», а также включение БПК-4 при положении 4-ходового крана «Баки закрыты» может привести к перегрузке электромотора насоса и выходу его из строя.

Сведения о количестве заправленного топлива записываются в соответствующую графу «Задания на полет».


Слив и проверка отстоя топлива

Слив и проверка отстоя топлива выполняются в целях выявления и удаления из бензосистемы механических примесей, нерастворенной воды и кристаллов льда.

Слив отстоя топлива выполняется:

  • при приемке экипажем самолета (если не будет производиться заправка самолета топливом);
  • после заправки (дозаправки) самолета топливом разрешается совмещенный слив отстоя топлива после заправки (дозаправки) и после стоянки более 12 ч со сливом при приемке самолета экипажем.

Слив отстоя производится из фильтра-отстойника не ранее чем через 15 мин после заправки самолета по 0,5-1 л из каждой группы бензобаков, переключая 4-ходовой бензокран. В тех случаях, когда в зимнее время после заправки или после полета отстой не вытекает из крана фильтра-отстойника, следует отогреть фильтр-отстойник и слить отстой.

На самолетах, на которых выполняются АХР, если они заправляются в течение рабочей смены из одной емкости, слив топлива производится только один раз в начале рабочей смены.

Внимание! Непосредственно перед заправкой самолета топливом проверить отстой топлива в бензозаправщике.


Руководство по летной эксплуатации Ан-2